Бихевиористические теории развития. Теория Б.Ф. Скиннера

Бихевиористические теории развития. Теория Б.Ф. Скиннера


Один из основоположников бихевиоризма Джон Уотсон (1878-1958) утверждал, что мог бы взять дюжину здоровых малышей и по собственному усмотрению воспитать их медиками, юристами, нищими и т.п. – независимо от их био и культурного происхождения. Он считал, что воспитание – это все, а природа либо наследная расположенность – ничто.

Т.о., развитие людской психики, а поточнее – поведения, определяется воздействием среды, большая часть форм поведения приобретается методом научения. Научение – это глобальный процесс и не ограничивается просто учебной деятельностью либо обучением в школе, оно содержит в себе приобретение моральных рамок, предубеждений и манер, таких манера жестикулировать и даже заикаться. Т.о., научение обхватывает широкий диапазон форм поведения. Сторонники теорий научения рассматривают развитие человека как постепенное, пошаговое скопление опыта. Процесс перевоплощения малыша в ребенка, а потом – и во взрослого происходит за счет постепенного, непрерывного скопления опыта и научения, что ведет к возникновению большего количества познаний и умений. Современные теории научения основаны на неких концепциях бихевиоризма, включая традиционное и оперантное обусловливание. Теории, разработанные в конце 70-х годов, признают роль сознательного мышления как фактора, определяющего поведение.

Сначала 20 века южноамериканские психологи приступили к созданию «науки о людском поведении». Их не заинтересовывали людские мысли, чувства либо мечты, а только – поведение. Они изучали его так же, как биологи изучают поведение животных. Исследователи кропотливо определяли и контролировали стимулы, предъявляемые в опытах, а потом следили и фиксировали поведенческие реакции испытуемых на эти стимулы.

Поведенческие теории берут происхождение от работ И.П. Павлова (1849-1936) по условным рефлексам и исследовательских работ Дж. Уотсона по научению. Философской основой этих теорий является концепция «табула раса», предложенная Дж. Локком (1632-1704), считавшим, что у малышей нет никаких прирожденных особенностей и что их поведение, мысли, чувства формируются под воздействием наружной среды.

Бихевиористы исходят из догадки о том, что человек по собственной природе ни неплох, ни плох, а является реактивным существом, просто реагируя на воздействия наружной среды. Каждый индивидум развивается благодаря процессу образования связей меж стимулами и своими реакциями на их либо меж вариациями поведения и их последствиями. Т.о., процесс научения происходит автоматом, а развитие рассматривается как неразрывный процесс поведенческого конфигурации, оформляемый уникальным окружением того либо другого человека, процесс, который может значительно различаться у различных индивидов.

Учение Павлова об условных рефлексах: бесспорный и условный раздражители, бесспорный и условный рефлексы (реакции).

Выработка условных рефлексов у людей была показана в опыте Липситта и Кейе. 20-ть 3-дневных малышей разделили на 2 группы: 10 – к экспериментальной группе и 10 – к контрольной. Для 1-й группы 20 раз было повторено сочетание бесспорного (соска) и условного раздражителей (незапятнанного тона). Исследователи желали получить реакцию сосания на звуковой тон, которую вызывает соска. После 20-ти сочетаний раздражителей малыши из 1-й группы начинали делать сосательные движения в ответ на звук, в то время как детки из контрольной группы не показывали таковой реакции. Это исследование указывает, что научение происходит с самых первых дней жизни. Также это исследование указывает, что малыши могут обрабатывать сенсорную информацию за длительное время до того, как обуяют речью.



Чувственные реакции также являются условно-рефлекторными по собственному происхождению. Для того чтоб показать, как малыши поддаются научению, Уотсон показывал, что ужасы и другие чувственные реакции могут иметь всякую природу, прирожденной. К примеру, в процессе одной из демонстраций Уотсон демонстрировал 9-месячному мальчугану Альберту ручную белоснежную крысу. Начальные реакции мальчугана были положительными, он полз к ней и играл с ней. Потом (через 2 месяца) Уотсон попробовал вызвать реакцию ужаса. Когда Альберт приближался к крысе, Уотсон стучал молотком о металлический лист за спиной у малыша. В итоге Альберт начал сравнивать белоснежную крысу с звучным шумом и стал страшиться её, также других белоснежных лохматых объектов, даже бороды Санта-Клауса. Такое распространение реакции на другие раздражители именуется генерализацией раздражителя. (К примеру, реакция малыша на белоснежный халатик).

Все приведенные примеры иллюстрируют научение и поведение по принципу традиционного обусловливания (стимул вызывает реакцию). Но эта методика неприменима для освоения более сложных форм поведения человека. В главном поведение человека все таки произвольно. Такую модель приобретения форм поведения именуют оперантным обусловливанием (реакция предшествует стимулу). Главное различие меж традиционным обусловливанием и оперантным состоит в том, что при последнем поведение нельзя вызвать автоматом. Поведение обязано иметь место до того, как оно может быть подкреплено обусловливанием, т.е. до того, как оно м.б. связано с определенным стимулом. При оперантном обусловливании тенденцию повторения имеет конкретно то поведение, которое подкрепляется либо вознаграждается.

Э. Торндайк (1911) провел опыты по исследованию случайного поведения кошек. Кошки, помещенные в «проблемную клетку», без помощи других научились выбираться из нее либо получать еду, манипулируя щеколдой, которая открывала дверцу. В этом явлении Торндайк увидел то, что он именовал законом эффекта: последствия поведения определяют возможность его повторения. Попав в клеточку, кошки обычно изучали её и надавливали на педаль, связанную со щеколдой, только случаем. Но подкрепление в форме еды усиливало это поведение, и в конечном итоге кошки начинали открывать дверцу сразу, как попадали в клеточку.





Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Бихевиористические теории развития. Теория Б.Ф. Скиннера:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Бихевиористические теории развития. Теория Б.Ф. Скиннера