Очень близки по типу к разобранным выше древнейшим памятникам египетского письма письменные памятники ацтеков и других древних культурных народов Мексики.

Очень близки по типу к разобранным выше древним памятникам египетского письма письменные монументы ацтеков и других старых культурных народов Мексики.


Ацтеки перед завоеванием их в 20-х годах XVI в. испанскими конквистадорами во главе с Кортесом, подобно египтянам додинастического периода, завершали переход от развитого родового строя к рабовладельческому; они стояли во главе сделанной ими конфедерации племен и уже имели большое, отлично организованное правительство со столицей Теногтитлан.

Древние монументы ацтекской письменности относятся к началу II тысячилетия н. э., позднейшие - к XVII в. *;после чего ацтекское письмо равномерно забывается. Большая часть ацтекских рукописей было уничтожено европейскими завоевателями Мексики и христианскими миссионерами; дошедшие до нас представляют собой исторические хроники, военные и хозяйственные сообщения, записи обычаев и обрядов; некие имеют сравнимо большой объем. Большая часть рукописей написано на оленьей коже либо же на особенном материале, который получали из растения агавы, снаружи напоминавшем бумагу.

*(Е. К. Kingsborough. Antiquities of Mexico, v. 9. London, 1831 - 1848.)

Письмо, применявшееся ацтеками, было в главном пиктографическим. Практически любая рукопись представляла собой серию художественно выполненных, реалистических, обычно многокрасочных рисунков повествовательного нрава, рассказывавших о каком-либо обычае (рис. 11), историческом событии (рис. 12) и т. п.; каждый таковой набросок соответствовал определенной части целого рассказа либо сообщения.

Применялись в этом письме также идеографические и фонетические логограммы. Но аналогично разобранным выше египетским додинастическим надписям логограммы эти использовались не без помощи других, а только в дополнение к пиктографичесому рисунку, приемущественно для обозначения чисел (ом. рис. 11), частей календаря ('год','месяц','-неделя','денек'- см. рис. 12), также неких общих понятий (к примеру, 'погибель','речь','жидкость' и т. п.),а в большинстве случаев для передачи собственных имен и наименования местностей*.Так, к примеру, имя Ксилотепец ('гора кукурузных колосьев')передавалось схематически изображением горы с 2-мя кукурузными колосьями на верхушке (рис. 13, а);имя Итцкоатл ('змея с ножиком') - изображением сидячего человека, над головой которого нарисована змея с ножиком (рис. 13, б).Время от времени применялся и поболее непростой фонетически ребусный метод: так, то же имя Итцкоатл передавалось (рис. 13, в) знаками'стрелы'(itz), 'сосуда'(ko) и 'воды' (atl), заглавие местности Толлантсинко передавалось знаками 'связка тростника'(tollen) и 'внутренности человека'(trintli). Огромную роль делала в ацтекском письме символика цветов; так, к примеру, символ воды, окрашенный в голубий цвет, означал воду, окрашенный в красноватый цвет - кровь.

*(Ю. В. Кнорозов. Неувязка исследования письменности майя."Вопросы языкознания", 1957, № 5, стр. 74.)

Изобразительные знаки, в том числе и логографические, применявшиеся в ацтекском письме, были еще недостаточно размеренны. В большинстве собственном они создавались пишущим применительно к задачкам данного определенного сообщения; но в ряде всевозможных случаев в ацтекском письме уже проявлялись сложившиеся традиции (внедрение в различных рукописях подобных изобразительных символов, а еще почаще схожих приемов для передачи схожего содержания).



Таковой (в главном пиктографический, но уже с применением идеографических и даже фонетических логограмм) тип ацтекского письма, подобно египетскому письму додинастического периода, соответствовал периоду формирования рабовладельческого строя и появления первых больших стран.


11. Страничка из ацтекского пиктографического трактата о воспитании деток


12. Страничка из ацтекской пиктографической истории Мексики. Предполагаемое содержание. Сначала ацтеки жили на полуострове и делились на 6 племен, объединенных общим храмом, царем и жрецом (фигуры понизу острова). Потом они переправились на лодках на сберегал и за год (обозначен четырехугольником со знаком года) достигнули (знаки следов) священной горы, где принесли жертвы и вознесли молитвы (знаки, принимающиеся к небу). Потом, разбившись на восемь племен, во главе с 4-мя жрецами они двинулись в злачную страну, где деревья так значительны, что человек не может обхватить их руками. После долгих совещаний четыре племени остались в этой стране; другие четыре (отмечены следами) во главе со жрецами двинулись далее через горы. Путешествие длилось 28 лет (28 символов в квадратах)


13. Изобразительные логограммы, применявшиеся в ацтекском письме для передачи собственных имен а и б - идеографическая передача собственных имен Ксилотепец (гора кукурузных колосьев) и Итцкоатл (змея с ножиком); в - фонетически-ребусная передача имени Итцкоатл с помощью логограмм стрелы (итц), сосуда (ко) и воды (атл)

Почти во всем очень близки были по типу к древнеегипетским и ацтекским древние монументы шумерской письменности. В то же время им были характерны некие специальные особенности (сравнимо более преждевременное сформирование поочередного чисто логографического письма и поболее позже возникновение в этом письме фонетических частей). Как будет показано ниже, это в главном было обосновано особенным содержанием начальной шумерской письменности.

Шумеры гласили на изолированном, т. е. на не принадлежавшем ни к одному из узнаваемых языковых семейств, языке агглютинативного типа с доминированием в нем однослоговых слов; поселились они в Месопотамии, в равнине рек Тигра и Ефрата, не позднее чем с начала либо с середины IV тысячелетия до н. э. Древние монументы шумеро-аккадской культуры принято разделять на три поочередно сменявших друг дружку периода, которые обхватывают в сумме практически все IV и начало III тысячелетия до н. э., а конкретно (по заглавиям городов, в каких найдены монументы;): 1) период Эль Обеид, 2) Урук, 3) Джемдет Наср. Любой из этих периодов в свою очередь делится на подпериоды, обозначаемые порядковыми цифрами, при этом чем древнее подпериод, тем больше цифра.

Древние шумерские письменные монументы были найдены при раскопках в сравнимо ранешних слоях Урука; они относятся современными ассириологами ко 2-ой половине IV тысячелетия до н. э., т. е. ко времени предполагаемого переселения шумеров в равнину Тигра и Ефрата и образования ими там ряда маленьких рабовладельческих стран с центрами в городках Ур, Урук, Ниппур, Эриду, Лагаш, Ларса и др. Наикрупнейший германский спец по древнешумерской письменности А. Фалькенштейн* уточняет эту датировку, относя ранешние шумерские надписи к подпериоду Урук IV (по современным данным - приблизительно 3200 - 3100 гг. до н. э.), а наикрупнейший русский ассириолог И. М. Дьяконов** датирует размещенную им древную шумерскую надпись на каменной табличке (рис. 15) еще больше давнешним временем - подпериодом Урук IV (посовременным данным - около 3400 - 3200гг. до н. э.).

*(A. Fа1kenstein. Archaische Texte aus Uruk. Berlin, 1936.)

**(И. М. Дьяконов. К появлению письма в Двуречье. "Труды отдела культуры и искусства Востока", т. III. Л.,1, сир. 28 - 30. В. В. Струве датирует эту табличку XXXIII в. До н. э. "Глобальная история", т, 1. М.,1956, стр.194.)


Загрузка...

Согласно А. Фалькенштейну и И. М. Дьяконову (см. упомянутые сочинения),знаки, встречающиеся в древних дошедших до нас шумерских'надписях (слой Урук IV), могут быть подразделены на три категории. К первой из их относятся сложные знаки, представляющие из себя целую композицию (рис. 14, а); таких символов понятно малость, при этом в более поздние периоды, начиная с Урук III, знаки эти исчезают. К 2-ой категории (рис. 14, б) относятся знаки, представляющие из себя хотя и линейные, но реалистические и детализованные изображения отдельных предметов и созданий. Число этих символов более существенно, но применялись они, согласно А. Фалькенштейну, приемущественно для обозначения более редчайших предметов и созданий, а именно таких, которые добивались для их узнавания значимой деталировки (к примеру, головы разных одичавших животных); знаки эти встречаются подольше, чем знаки первой категории, прямо до самых поздних слоев Джемдет Наср (1-ая половина III тысячелетия до н. э.),но равномерно все более упрощаются либо же заменяются сочетаниями из других более обычных символов (к примеру, символ "одичавший бык" заменяется сочетанием знака обыденного быка и знака "горы").В конце концов, к третьей категории относятся разные схематические знаки (рис. 14, в);знаки эти составляют большая часть даже посреди символов Урук IV; потом же они вытесняютвсе знаки первой, а потом и 2-ой категории.


Табл. 2. Страничка из ацтекской рукописи исторического содержания

Невзирая на то, что все знаки в надписях слоя Урук IV сохраняли изобразительно-картинную форму, только с разной степенью детализации либо, напротив, схематизации, эти надписи должны быть признаны (в отличие от древних египетских надписей) монументами не пиктографического, а в главном логографического письма. Это явствует из того, что знаки эти не образуют единой графической композиции, передающей целое сообщение, а представляют собой раздельно начертанные, графически совсем не связанные меж собой изображения, каждое из которых, видимо, обозначает какое-либо отдельное слово*.На это точно указывал еще А. Фалькенштейн, применяя только заместо термина "логография" аналогичный ему по значению термин "Wortschrift" ("письмо слов"). "Письмо времени IV архаического слоя,- писал А. Фалькенштейн**,- должно быть определено, как позволяет заключить очень недостающее осознание текстов, как "Wortschrift", т.е. каждому знаку либо группе символов соответствует слово".

*(Исключением являются несколько упомянутых выше сложных символов слоя Урук IV (рис. 14, а), которые, видимо, представляют собой пережитки более ранешнего, неведомого науке пиктографического шумерского письма.)

**(A. Fа1kenstein. Archaische Texte aus Uruk, S. 30.)

Иную точку зрения на древнешумерское письмо имеет И. М. Дьяконов. Признавая, что "любой из этих раздельных частей соответствовал определенному понятию либо слову"*. И. М. Дьяконов отмечает последующие важные особенности надписей Урук IV. Во-1-х в письме Урук IV знаками обозначаются еще далековато "е все слова, входящие в сообщение, передаваемое надписью, а только некие, важнейшие, являющиеся вроде бы опорными пт, "вехами", необходимыми для осознания того, о чем докладывает надпись. Во-2-х, каждый символ может обозначать разные близкие по значению слова (к примеру, 'идти'и 'шагать'), также разные грамматические формы слова (к примеру, 'идти'и 'иду'). В-3-х, случайным и произвольным является порядок расположения символов в этих надписях (рис. 16); в отличие от развитого логографического письма размещение символов в надписях слоя Урук IV еще не отражает порядка слов в сообщении, передаваемом надписью, и тем не позволяет судить о синтаксических конструкциях, соответствующих для древнешумерского языка. В конце концов, в-4-х, видимо, стопроцентно отсутствовали в надписях слоя Урук IV элементы даже самого зачаточного фонетизма**.

*(И. М. Дьяконов. К появлению письма в Двуречье, стр. 33.)

**(Там же, стр. 31 - 32.)

Исходя из этих тонко отмеченных им особенностей древнего шумерского письма, И. М. Дьяконов делает, но, неверный, по нашему воззрению, вывод по вопросу о типе этого письма. Используя обширно распространенное в современной забугорной и в особенности в германской литературе (А. Фалькенштейн, Г. Шефер, X. йен-сен и др.) (противопоставление "письма слов" (Wortschrift) "письму идеи" (Ideenschrift), И. М. Дьяконов приходит к заключению, что древнешумерское письмо передает не язык, не речь, а только "мыслительный комплекс", "понятийное содержание" речи*. "Потому,- уточняет дальше И. М. Дьяконов,- древнейшее шумерское письмо принципно не отличается от пиктографического письма"**.

*(И. М. Дьяконов. К появлению письма в Двуречье, стр. 31 и сл.)

**(Там же, стр. 34.)

Как это показано в главе 2, такое резкое противопоставление "понятия" "слову" и "мышления" "языку" неправомерно, потому что оно вроде бы предполагает возможность отражения в письме "незапятнанного мышления", не воплощенного в языке. Границу меж пиктографией и идеографией (логографией) следует проводить не по полосы "мышление" - "язык" либо "понятие" - "слово", а по полосы того, какие конкретно элементы языка передает пиктограмма (целое сообщение) и логограмма (термин, слово либо знаменательную часть слова). А с этой точки зрения древнешумерское письмо должно быть признано логографическим; ведь, по признанию самого И. М. Дьяконова, каждый символ этого письма "соответствовал определенному понятию либо слову"*. Что все-таки касается того, что древнешумерское письмо передавало не все, а только некие, важные слова сообщения, заключенного в надписи, что оно не всегда отражало обыденную для шумерского языка последовательность слов в речи и т. д., то все эти отмеченные И. М. Дьяконовым особенности древнешумерского письма не опровергают его логографической базы (символ равен слову); они только свидетельствуют о том, что эта база была еще недостаточно развита.

*(Там же, стр. 33.)

Как указывалось, древние, дошедшие до нас, шумерские надписи практически совпадают по времени с предполагаемым переселением шумеров в равнину Двуречья (начало либо середина IV тысячелетия до н. э.)*. Отсюда многие исследователи делают вывод, что начальная, дологографичеокая стадия развития шумерского письма протекала еще до переселения шумеров в Месопотамию.

*(См., к примеру, Б. Суровый. Доисторические судьбы Фронтальной Азии. "Вестник старой истории", 1940, № 3 - 4.)

Так, к примеру, Ж. Феврие, отмечая, что изображения, применявшиеся в древнем шумерском письме, достаточно точно воспроизводят природу Месопотамии и быт шумеров середины IV тысячелетия до н. э., дальше пишет: "Но, с другой стороны, как это обозначено


14. Разные типы древнешумерских (слой Урук IV) письменных символов (по И. М. Дьяконову) а - сложные изобразительные композиции; б - отдельные изобразительно-реалистические знаки; в - отдельные изобразительно-схематические знаки (vulva, овца, бык и рука)


15. Древная шумерская надпись на каменной табличке. Значение логограмм: тиара, vulva, рука, ограда

нами выше, мы не находим даже следа более старого "синтетического" письма, предшествовавшего этому "письму слов"; необходимо было бы, таким макаром, допустить создание его из ничего. Загадка разъясняется, если учитывать, что прибытие шумеров в Месопотамию, возможно, совпадает с возникновением письма: они, непременно, принесли с собой принцип "письма слов", но они обогатили либо изменили при всем этом ассортимент символов в согласовании с некими местными особенностями, с прогрессом производственной техники и с художественными вкусами тех пор"*.

*(J. Fevriеr. Histoire de 1'ecriture, p. 104.)

Догадка, что начальная, логографическая (картинно-синтетическая) стадия шумерского письма протекала до переселения шумеров в Месопотамию, очень правдоподобна. С одной стороны, она отлично разъясняет отсутствие в Месопотамии памятников чисто пиктографического (картинно-синтетического) шумерского письма; с другой,- она подтверждается наличием в древних шумерских надписях слоев Урук IV и V (рис. 14, а) отдельных пережиточно-пиктографических частей.

Но даже при принятии этой догадки появляется вопрос, чем разъясняется сравнимо более резвый (по сопоставлению с древнеегипетским и ацтекским письмом) переход шумеров к письму чисто логографическому, т. е. к письму, состоявшему из раздельно начертанных, композиционно совсем не связанных вместе изобразительных символов, любой из которых обозначал, обычно, отдельное целое слово.


16. Древнешумерская учетно-хозяйственная надпись с десятично-шестидесятиричными цифровыми обозначениями и с произвольным порядком слов (по И. М. Дьяконову): а - '(60 +10+четыре единицы) овцы темных'; б - '(6 раз по 60 + 4 раза по 10+8 единиц) темных овец'; в - '132 (2 раза по 60 + 1 раз10 + 2 единицы) козы темных'

Такое сравнимо преждевременное выделение логографических символов из начального (предполагаемого) картинно-синтетического шумерского письма в большей мере было обосновано особенным содержанием древних шумерских надписей. В отличие от государственно-исторических и культовых древнеегипетских и ацтекских письменных памятников* древние шумерские надписи имели, обычно, учетно-хозяйственное содержание. Практически все эти надписи обычно строились по схеме: число плюс обозначение предмета учета (рис. 16). А такая схема в особенности облегчала распадение картинно-синтетического письма на отдельные логограммы - цифровые, указывавшие количества, плюс изобразительные, указывавшие предметы учета.

*(Возможно, древнейшее египетское письмо тоже применялось не только лишь для государственно-мемориальных и погребально-культовых, да и для хозяйственно-учетных целей; надписи последнего типа не дошли до нас, видимо, только поэтому, что для их использовались в Египте наименее долговременные материалы (кожа, черепки и т. п.). Но даже при таком допущении древная египетская письменность все таки очень отличалась по собственному содержанию от древней шумерской; в первой, вместе с не дошедшими до нас хозяйственными записями, были по последней мере настолько же обширно представлены надписи государственно-мемориального и погребально-культового содержания; во 2-ой - надписи этого последнего типа, в древние времена практически не встречались. )

Как разобрано в разделе 8 истинной главы, такое специфичное содержание древних шумерских надписей предназначило и относительно более позже (тоже по сопоставлению с египетским и ацтекским письмом) возникновение в шумерском письме фонетических символов.





Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Очень близки по типу к разобранным выше древнейшим памятникам египетского письма письменные памятники ацтеков и других древних культурных народов Мексики.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Очень близки по типу к разобранным выше древнейшим памятникам египетского письма письменные памятники ацтеков и других древних культурных народов Мексики.