Почему семейная терапия?

Почему домашняя терапия?


Вирджиния Сатир

1. Семейные терапевты имеют дело с семейными трудностями.

а) Когда один из членов семьи (пациент) испытывает трудности, которые появляются в определенных симптомах, то эти трудности так либо по другому затрагивают всех членов семьи.

б) Многие терапевты считают полезным именовать члена семьи, у которого проявляется симптом, «выделенным пациентом»[1], а не «больным» либо «странным» либо «виноватым», как его обычно именуют в семье.

в) Это делается по той причине, что терапевт рассматривает симптомы «выделенного пациента» как исполняющие определенную функцию и для семьи, и для самого индивидума.

2. В ряде исследовательских работ было показано, что семья ведет себя так, как будто она представляет собой единое целое. В 1954 г. Джексон ввел термин «семейный гомеостаз».

а) Согласно концепции домашнего гомеостаза, семья действует таким макаром, чтоб во отношениях поддерживалось равновесие.

б) Члены семьи содействуют сохранению этого равновесия не только лишь очевидными методами, да и сокрытыми.

в) Это равновесие находится в циклических, повторяющихся, прогнозируемых паттернах коммуникации в семье.

г) Когда домашний гомеостаз оказывается под опасностью, его участники прилагают много усилий, чтоб его сохранить.

3. Замужние дела оказывают влияние на нрав домашнего гомеостаза.

а) Замужние дела – это ось, вокруг которой строятся все другие семейные дела. Супруги являются «архитекторами» семьи.

б) Затрудненные замужние дела порождают расстройство в воспитании деток.

4. Выделенный пациент – это член семьи, на которого более приметно воздействовали затрудненные замужние дела, и на нем больше всего отразилось расстройство в родительском воспитании.

а) Его симптомы служат сигналом «СОС» о трудностях его родителей и о нарушении домашнего равновесия, происходящем в итоге.

б) Симптомы выделенного пациента представляют собой сообщения о том, что он искажает свое собственное развитие, пытаясь принять на себя и облегчить трудности собственных родителей.

5. Многие терапевтические подходы именуются «семейной терапией», но отличаются от предлагаемого тут способа, так как эти подходы в главном нацелены не на семью как единое целое, а только на отдельных членов семьи. К примеру:

а) У каждого члена семьи может быть собственный свой терапевт.

б) Либо у всей семьи может быть один и тот же терапевт, но они видятся с ним раздельно друг от друга.

в) Либо у пациента может быть собственный терапевт, который временами встречается с другими членами семьи «ради» пациента.

6. Все большее число клинических наблюдений приводит к выводу, что домашняя терапия должна быть нацелена на семью в целом. Этот вывод поначалу опирался на наблюдения, показавшие, как члены семьи реагируют на личное исцеление 1-го из членов семьи, обозначенного как «шизофреник». Но последующие исследования проявили, что и семьи с молодыми преступниками реагируют на личное исцеление этого члена семьи таким же образом. В обоих случаях оказалось, что:



а) Другие члены семьи мешали персональному исцелению «больного» члена семьи, пробовали включиться в исцеление либо саботировали его, будто бы семья была заинтересована, чтоб он оставался «больным».

б) Госпитализированный либо заключенный пациент нередко ощущал себя ужаснее либо регрессировал после посещения членами семьи, будто бы семейное взаимодействие имело прямое воздействие на его симптомы.

в) Другим членам семьи становилось ужаснее, когда пациенту становилось лучше, будто бы болезнь 1-го из членов семьи была нужна для функционирования этой семьи.

7. Эти наблюдения принудили многих психиатров и исследователей, нацеленных на личное исцеление, переоценить и подвергнуть сомнению некие предпосылки.

а) Они увидели, что если пациент рассматривается как жертва его семьи, очень просто отождествиться с ним либо чрезвычайно защищать его, упуская из виду, что:

– пациенты, в свою очередь, настолько же способны превращать в жертвы других членов семьи;

– пациенты содействуют закреплению собственной роли как нездоровых, странноватых либо виноватых.

б) Они увидели, в какой значимой мере им приходится опираться на явление переноса, чтоб произвести конфигурации.

– может быть при всем этом, что почти все в так именуемом переносе пациента в реальности было подходящей реакцией на поведение терапевта в неправдоподобной, бедной взаимодействиями терапевтической ситуации;

– не считая того, терапевтическая ситуация с большей вероятностью закрепила бы патологию, чем представила новое положение вещей, вызывающее сомнения о прежнем восприятии;

– если поведение пациента до некой степени представляет собой перенос (т.е. свойственное для него отношение к мамы и папе), то почему бы терапевту не посодействовать пациенту разговаривать с семьей более прямо, встречаясь с пациентом и его семьей вкупе?

в) Они увидели, что терапевты проявляют больший энтузиазм к тому, что происходит в воображении пациента, чем к его реальной жизни. Но даже если они проявляли энтузиазм к реальной жизни пациента, пока они встречались только с самим пациентом в терапии, им приходилось управляться его версией этой жизни либо пробовать строить гипотезы о том, что в ней происходит.

г) Они увидели, что стараясь поменять образ действий 1-го из членов семьи, они старались, в сути, поменять образ действий всей семьи в целом.

– это ложило ношу зачинателя конфигураций в семье на 1-го только пациента, а не на всех членов семьи. Пациент и без того являлся конкретно тем членом семьи, который старался поменять ее образ действий, а когда его вдохновляли приложить к этому еще более стараний, то в ответ он получал только все более резкую критику со стороны собственной семьи. Тогда его ноша становилась еще тяжелее, и он ощущал себя еще наименее способным.

8. Как терапевты начали видеться со всей семьей в целом, открылись другие нюансы домашней жизни, порождавшие симптомы, нюансы, которые ранее упускались из виду. Другие исследователи домашнего взаимодействия сделали подобные открытия. Исходя из убеждений Уоррена Броуди, супруги ведут себя с обычным ребенком по другому, чем с симптоматическим:

. . .в присутствии собственного «нормального» малыша предки способны относиться друг к другу с таковой свободой, гибкостью и широтой осознания, в которую тяжело поверить, беря во внимание ограничения в отношениях меж родителями, когда они разговаривают с симпто-матическим ребенком. Интересно, почему это происходит конкретно так. [2]

9. Но психиатры, больше склонявшиеся к домашней терапии, не первыми признали межличностную природу психологической заболевания. Первооткрывателями в этой области исследовательских работ были Салливан и Фромм - Рейхман, наряду со многими другими психиатрами, психологами и соц работниками. Движение «Защита ребенка» было другим принципиальным шагом вперед; оно посодействовало нарушить традицию выделения 1-го из членов семьи для исцеления.

а) Терапевты из центров «Защиты ребенка» включали в исцеление и малыша, и мама, хотя они в большинстве случаев встречались с мамой и ребенком в различное время, в отдельных терапевтических сессиях.


Загрузка...

б) Все они больше понимали значимость роли отца в терапии, хотя они нашли, что его тяжело вовлечь в работу; обычно им не удавалось вовлечь отца в терапевтический процесс.

– по рассказам терапевтов, отцы ощущали, что воспитание малыша – это быстрее работа супруги, а не супруга; если ребенок ведет себя неспокойно, то терапевту необходимо повстречаться с супругой;

– терапевты из центров «Защиты ребенка», так как они с самого начала были нацелены на отношения меж мамой и ребенком, просто поддавались резонам отца, так что им тяжело было его уверить в том, как принципиальна его роль в семье для здоровья малыша;

– поликлиники «Защиты ребенка» продолжали сосредотачивать свое внимание на «материнстве», хотя все они больше признавали значимость «отцовства». И независимо от того, включали ли они отца в собственный подход к терапии, они продолжали фокусироваться на супруге и супруге в их родительских ролях, а не на их брачных отношениях. При всем этом неоднократно отмечалось, как очень замужние дела оказывают влияние на дела родительские. Мюррей Боуэн пишет, к примеру:

Поразительным было последующее наблюдение: когда предки близки друг к другу, чувственно уделяют больше времени друг дружке, чем пациенту, то состояние пациента улучшается. Когдалюбой из родителей становится больше чувственно связан с пациентом, чем с другим родителем, то состояние пациента немедля и автоматом усугубляется. Когда меж родителями есть чувственная близость, то они не могут избрать неверный подход к воспитанию пациента. Пациент отлично реагирует на твердость, мягкость, наказание, «разговоры начистоту» либо на любые другие воспитательные меры. Когда предки «эмоционально разведены», неважно какая и всякая воспитательная мера не приносит фуррора.[3]

10. Семейные терапевты нашли, что им легче заинтриговать супруга в домашней терапии, чем в персональной, так как сам домашний терапевт убежден в значимости роли обоих «архитекторов» семьи.

а) Как терапевт удачно уверяет супруга, что он значим для терапевтического процесса и что никто не может гласить за него либо занять его место в терапии либо в домашней жизни, то он с готовностью вовлекается в процесс.

б) Супруга (в собственной материнской роли) может инициировать семейную терапию, но через несколько терапевтических встреч, супруг вовлекается в нее так же очень, как супруга.

в) Домашняя терапия воспринимается как нечто необходимое и осмысленное всей семьей. Супруг и супруга молвят: «Теперь, в конце концов, мы вкупе и можем разобраться в сущности происходящего».

11. Начиная с первого контакта, семейные терапевты исходят из определенных предпосылок о том, почему один из членов семьи обратился за терапевтической помощью.

а) Обычно 1-ый контакт происходит поэтому, что кто-то за пределами семьи обозначает Джонни ярлычком «трудного» малыша. Первой за помощью обычно обращается встревоженная супруга (мы назовем ее Мэри Джонс). Она действует в роли мамы «трудного» малыша Джонни. Раз ребенок обеспокоен, то мама ощущает себя виноватой в этом.

б) Но неспокойное поведение, скорее всего, появилось у Джонни за длительное время до того, как взрослый, не принадлежащий к их семье, обозначил его ярлычком «трудного» малыша.

в) До того времени, пока стороннее лицо (нередко учитель) не назовет Джонни «трудным», члены семьи Джонс наверное будут вести себя так, будто бы они не замечают поведения Джонни; его поведение устраивает его близких, так как оно исполняет определенную семейную функцию.

г) Обычно какое-то событие либо происшествие вызывает у Джонни симптомы; из-за этих симптомов сторонним становится разумеется, как ребенок обеспокоен. Действия могут быть такими:

– конфигурации, действующие на малую семью (т.е. семью, состоящую из родителей и деток) [4] снаружи: война, финансовая депрессия и т.д.

– конфигурации в семье со стороны супруги либо в семье со стороны супруга: болезнь бабушки, денежные затруднения дедушки и т.д.

– приезд либо отделение кого-либо из членов малой семьи: бабушка переезжает и начинает жить совместно с семьей, семья сдает комнату постояльцу, семья возрастает в размере с рождением еще 1-го малыша, дочь выходит замуж;

– био конфигурации: у малыша начинается переходный период, у мамы начинается менопауза, отец попадает в поликлинику;

– огромные социальные конфигурации: ребенок поступает в школу, семья переезжает в другой город, отец перебегает на новейшую должность, отпрыск поступает в институт.

д) Действия такового рода могут повлечь за собой симптомы, так как супругам нужно приспособиться [5] к этим изменениям. Эта необходимость делает дополнительную нагрузку на замужние дела; дела в семье переосмысляются, а это, в свою очередь, оказывает влияние на равновесие семьи.

е) Домашний гомеостаз может быть многофункциональным (либо «подходящим») для членов семьи во время 1-го периода домашней жизни и нефункциональным в другие периоды, так что действия оказывают влияние на семью по-разному.

ж) Но если событие оказывает влияние на 1-го из членов семьи, то оно в некой степени оказывает влияние на каждого в ней.

12. После первого разговора с Мэри Джонс терапевт уже может выстроить гипотезы о отношениях меж Мэри и ее супругом, которого мы назовем Джо. Если считать верным предположение, что нефункциональные замужние дела являются главной предпосылкой симптомов малыша, то дела меж супругом и супругой становятся основным объектом терапии.

а) Что за люди Мэри и Джо? В каких семьях они воспитывались?

– когда-то они были 2-мя отдельными людьми, выросшими в разной домашней обстановке;

– сейчас они стали конструкторами новейшей семьи, собственной своей.

б) Почему из всех людей на свете они избрали для себя в супруги друг дружку?

– то, как они избрали друг дружку, дает огромное осознание, почему сейчас они разочарованы друг в друге;

– то, как они выражают свое разочарование друг в друге, дает ключ к осознанию того, почему Джонни нужны симптомы, чтоб семья Джонсонов оставалась совместно.





Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Почему семейная терапия?:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Почему семейная терапия?