Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Китайскому Генеральному Консулу в Москве Чэнь Гуан-пину

Нотка Заместителя Народного Комиссара Зарубежных Дел РСФСР Китайскому Генеральному Консулу в Москве Чэнь Гуан-пину


3 февраля 1921 г. M 652/2

Народный Комиссариат Зарубежных Дел приветствует в Вашем лице приезд в Москву представителей Китайской Республики и выражает глубокую уверенность, что Ваше присутствие на местности Русской Республики облегчит и ускорит сближение и установление дружественных отношений меж обеими величавыми Республиками и их народами.

Повторяя снова наше заявление, изготовленное в наших воззваниях к Китайскому Правительству, мы выражаем свою готовность немедля признать за Вами, также другими представителями Китая, которые будут посланы Китайским Правительством в Россию, все надлежащие права консульства, каковые международными законами и обычаями установлены.

В нашем воззвании к Пекинскому Министерству Иност ранных Дел от 27 октября прошедшего года * мы сказали о нашем желании иметь собственных представителей на местности Китайской Республики, но, к огорчению, до сего времени мы не получили ответа от Пекинского Правительства по этому вопросу. Мы считаем нужным, чтоб нашим представителям, которых мы хотят в самое последнее время отправить в Китай, был гарантирован Пекинским Правительством свободный проезд и полная неприкосновенность во время их следования по китайской местности и чтоб им были предоставлены по принципу взаимности полный иммунитет, право посылки курьеров и шифрованных телеграмм, почтовых и телеграфных сношений.

Точно так же мы просим Китайское Правительство принять надлежащие меры по охране архивов, имущества и •помещения прежних российских консулов в Китае и считаем нужным, чтоб Китайское Правительство приняло на себя заботы и ответственность за целость и сохранность всего

* См. док. № 153.


перечисленного достояния прежних российских консулов до прибытия туда наших представителей, которым все перечисленное на сто процентов и должно быть передано.

Беря во внимание значимость обмена представительствами для дела сближения Рф и Китая, мы считаем непременно нужным полное соблюдение принципа взаимности, в силу которого признание нами представителей Китайской Республики может быть только при обязательном условии, что Китайским Правительством будут приняты и признаны представители РСФСР на местности Китая.

Стремясь ускорить разрешение этого вопроса, просим Вас о всем вышеизложенном довести может быть срочным порядком до сведения Вашего Правительства и не отказать в любезности сказать нам ответ Вашего Правительства с указанием пути следования, который Китайское Правительство считало бы более комфортным для проезда наших представителей.

Мы убеждены, что разрешение этого вопроса облегчит установление дружеских отношений меж обеими Республиками и облегчит разрешение всех других связанных с этим вопросов, к дискуссии которых мы готовы немедля приступить.

Заместитель Народного Комиссара

по Зарубежным Делам

[Карахан]

Псчат. по арх.

284. Нотка Правительства РСФСР Правительству Англии *

4 февраля 1921 г.

Русское Правительство подабающим образом ознакомилось с проектом торгового соглашения и со связанными с ним разными предложениями и догадками, переданными Английским Правительством через г. Красина. Мы с ублажение констатируем, что, так как дело касается критерий самого торгового соглашения, меж обоими Правительствами не существует таких глубочайших разногласий, которые не допускали бы соглашения методом предстоящего их обсуждения меж г. Красиным и компетентным английским ведомством.



Основным препятствием к подписанию соглашения является, но, вступительная часть, которую Английское Пра-интельство вожделеет дополнить и расширить без соответствующих

* Передана пи радио на имя Министра Зарубежных Дел Великобри-I.IHHII Керзона.


переговоров за границы базиса, установлениого по обоюдному соглашению методом обмена нотками 30 июня и 7 июля*. По этому вопросу Русское Правительство держится такого же представления, что и Английское Правительство, а конкретно, что этот базис выражает принцип обоюдных обязанностей в самой общей и неопределенной форме, оставляя ши? рокнй простор для некорректных истолкований, недоразумений и вероятных меж обеими сторонами неудовольствий и трений. Принимая во внимание, что Русское Правительство вожделеет устранения всякой двусмысленности и заслуги может быть более ясного определения этих обязанностей, которые должны быть установлены меж обеими сторонами с целью сотворения крепкого и реального базиса для их дружеских отношений и для выработки критерий установления мира на Востоке, настолько хотимого обеими сторонами, как н всем остальным миром, о'но считало по этим суждениям нужным настаивать на политических переговорах, без которых соглашение чуть ли привело бы к ожидаемым результатам.

Броский пример недоразумений, неверных выводов и неосновательных жалоб, обусловленных недостаточно ясными определениями июньско-июльского соглашения, также неправильным толкованием и неверной ссылкой на факты, не надлежащие реальности, можно отыскать в нотках Английского Правительства от 2 ** и 9 октября *** и об этом примере должно напомнить последующим коротким списком. Не соответствовало правде, что Русское Правительство посылало войска в Персию. По сути, как было покончено •с остатками белогвардейских войск в Энзели, русские военные и морские силы эвакуировали персидскую местность и с того времени не вступали на нес. Факт ликвидации белогвардейских сил в Энзели был нужным актом самозащиты со стороны Русской Республики и ни при каких обстоятельствах не может считаться направленным против английских интересов. Утверждение, что большевистские войска были ориентированы в Малую Азию, также совсем ошибочно и может служить .только примером нехороший осведомленности Английского Правительства о реальных событиях на Ближнем Востоке. Русское Правительство не участвовало и не участвует в •каком бы то ни было военном комплоте против английских интересов в Малой Азии; оно не грозило и не грозит нашествием на Хоросан и не создавало в Ташкенте никаких организаций, созданных для нападения на британскую местность либо для опасности ее ишересам.

* См. док № 6 и стр. 17—19.

** Имеется в виду нотка от 1 октября 1920 г.; см. стр. 242—244. *** См. стр, 317—320.

5U2


Мы должны также энергично протестовать против утверждения, как будто Русское Правигельство вызвало революцию в Бухаре и как будто эта революция имела целью нападение на британскую местность н посягательство на ее интересы, потому что в реальности освобождение рабочих масс Бухары было их своим делом, и эти рабочие массы не связывали и не связывают с делом собственного освобождения никаких брутальных планов против какого бы то ни было другого народа илн страны. Ошибочно также, что Русское Правительство пробовало заключить контракт с Афганистаном с целью вызвать восстание племен на границах Индии.

Что касается попыток отождествить III Интернационал с Русским Правительством, то о'ни настолько же беспочвенны, как если б были предприняты пробы отождествить бельгийское правительство со II Интернационалом, местонахождение которого находится в Брюсселе, либо отождествить Английское Правительство с международными организациями, имеющими свои центры в Лондоне, либо с этим же III Интернационалом, в который вровень с Русской Коммунистической партией заходит Английская Коммунистическая партия.


Загрузка...

Русское Правительство твердо держится того убеждения, что подобные недоразумения и кривотолки будут неминуемы до того времени, пока оба Правительства не сойдутся для исчерпающих обсуждений и не обусловят ясным и недвусмысленным образом собственных обоюдных обязанностей и пределов взаимных интересов, от нарушения которых обе стороны должны воздерживаться.

Хотя Английское Правительство, вопреки нашему воззрению, и считало обоюдные обязательства июньско-июльских соглашений уже вступившими в силу в тот период, когда эти нотки появились, все же оно не считало себя стороной, нарушившей это соглашение, когда оно решало как на Востоке, так и на За>паде всевоз'мож'ного рода агрессивные деяния против Русской Республики. В тех странах, в каких Российскому Правительству Ваши нотки от 2 и 9 октября неверно причисляли агрессивные деяния против Британии, в реальности конкретно Английское Правительство вело и еще продолжает вести политику непримиримой враждебности к Рф. В Персии английские военные силы оказывали содействие и помощь остаткам российских белогвардейцев, угрожающих безопасности Русской Республики так же, как и союзной с нею Азербайджанской Республики. И до реального денька английское воздействие в Персии ориентировано к тому, чтоб помешать заключению мирного контракта меж Россией и Персией, прибыльного обеим странам и не содержащего внутри себя ничего такового, что могло бы причинить вред любым другим странам либо таило бы какую-либо опасность для их. На Кавказе и в Малой Азин правительства Антанты

Ооз


беспрерывно пробуют вызвать деяния, угрожающие безопасности Рф и Азербайджана. Английские и другие союзные агенты то и дело пробуют возбуждать восстания в пограничных областях Русских Республик.

Повсевременно вызывающая и провокационная политика грузинского правительства в отношении Рф была бы невообразима, если б она не находила поддержки в дипломатии Ан-та'нты. На Черном море английские, как и французские, суда штурмуют корабли Рф и других наций, везущие продукты в российские порты, и английские эсминиы, такие, как «Непобедимый», подстерегают их в примыкающих водах для агрессивных действий против российской торговли и российских побережий. В то время, когда рабочие массы Армении еще находились под игом милитаризма и капитализма, существовавшее гам контрреволюционное дашнакское правительство систематически противилось всем легитимным требованиям Русского Правительства, а такая политика была вероятна только с одобрения правительств Антанты.

Что касается турецкого государственного правительства, то не проходит денька без того, чтоб в английской прессе не появилось сообщения, доказывающего, что Англия старается, хотя и неудачно, помешать установлению дружеских отношений меж Турцией и Россией и навести турецкое национальное движение на путь, агрессивный Русским Республикам. Тогда как революционное движение трудящихся масс Бухары далековато от любых брутальных целей против Англии либо какой-нибудь другой страны, прежнее деспотическое правительство эмира бухарского, как это обосновывают документальные данные, имеющиеся в нашем распоряжении, рассчитывало на поддержку английских агентов, когда оно подготовляло нападение на российскую местность.

Мы знаем также об усилиях английских представителей, направленных к возбуждению Афганистана против Рф, хотя афганское правительство, сознавая свои настоящие интересы, решительно отрешается вступить на путь вражды против Русской Республики. Во всех западных странах, так либо по другому соприкасающихся с Россией, Англия постоянно преследовала ту же политику враждебности к нашей Республике.

Военные деяния Польши против Рф и Украины и вооруженное восстание бывшего генерала фон Врангеля могли быть невозможны без активной помощи со стороны правительств Антанты; десантные операции врангелевских войск не имели бы места без поддержки со стороны английского флота и без английского угля, а колоссальное количество английского вооружения и снабжения, находившееся в руках Врангеля, указывает, как далековато, зашло Английское


Правительство в разжигании этого контрреволюционного бунта против Русского Правительства.

Дипломатичные деяния Английского и других союзных правительств отрыли дорогу транспортированию в Польшу амуниции п орудия, которое в значимой части было английского происхождения, и, к примеру, в Данцигском порту, под давлением Великобритании и вопреки противодействию местных рабочих, снаряжение было выгружено и перевезено в Польшу. На юге Бессарабия была присоединена к Румынии Английским и другими союзными правительствами без ведома Рф и Украины. Прямо до реального денька союзная пресса дает каждодневные подтверждения непрекращающейся агрессивной деятельности английской и другой союзной дипломатии, направленной к созданию новых вражеских сил и новых агрессивных Русским Республикам действий, подрывающих в самом корне всякую возможность торговли с последними.

Все же, рвение Русской Республики к миру и торговле так глубоко и очень, что, невзирая на перечисленные факты, она остается при собственном решении заключить с Великобританией предполагаемое торговое соглашение.

Потому что Английское Правительство уже заявило о собственном согласии на перечисление во вступительной части соглашения тех государств, в каких Английское Правительство берет на себя обязательство не решать каких-то агрессивных действий против русских интересов, мы требуем, чтоб после слов: «особенно в Малой Азии, Персии, Афганистане и Индии» были вставлены последующие слова: «С Другой стороны. Правительство Соединенного Царства будет отрешаться и воздерживаться от совершения либо поддержания каких-то действий и пропаганды в какой-нибудь форме против интересов либо безопасности Русской Рф в вышепоименованных странах, равно как и в странах, которые составляли часть бывшей Русской империи и сейчас стали независящими государствами на базе права пародов на самоопределение, также будет отрешаться и воздерживаться от поощрения илн поддержки любых агрессивных действий против Русской Рф сю стороны Стране восходящего солнца, Германии, Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Греции. Югославии и не будет вмешиваться в дела Русской Рф с другими странами, также ставить препятствия установлению этих отношений. Договаривающиеся стороны взаимно обязуются уважать независимость и целостность Персии, Афганистана и местности Турецкого Государственного Собрания».

Недавнешнее судебное решение по делу Сэгора уверяет Русское Правительство в том, что утверждение этого решения высшей инстанцией и вынесение схожих решений в отношении русского золота и других продуктов делало бы воплощение такового контракта неосуществимым и должно было


бы потому составлять легитимный повод к незамедлительному автоматическому аннулированию его, о чем и должен быть включен в контракт соответственный пункт. Русское Правительство должно также указать, что в новеньком проекте контракта, врученного г. Красину, включен новый пункт относительно общих долгов прошлых русских правительств, каков в прежнем проекте отсутствовал и который должен быть непременно исключен.

По получении от Английского Правительства подходящего ответа в смысле принятия вышеуказанных 3-х поправок будут продолжены оканчивающие переговоры г. Красина с Английским Правительством для урегулирования неких маленьких пт разногласий делового нрава н для подписания контракта.

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» А* 27(1170), 8 февраля 1921 г.





Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Китайскому Генеральному Консулу в Москве Чэнь Гуан-пину:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Китайскому Генеральному Консулу в Москве Чэнь Гуан-пину