Ошибка в труде оператора

Ошибка в труде оператора


Принципиальное значение в исследовании труда оператора придается анализу ошибок (Стрелкову, 1999. С. 151-186). Ошибка - это факт, случай из практики. Концепция ошибки должна строиться на представлении о положительном (правильном) функционировании, т.е. нужно еще разобраться, что есть положительная работа (приблизительно как и в патопсихологии - неувязка "нормы" и "патологии"). Но сама ошибка определяется плохо, как отклонение от правильной работы.
Для определения (и осознания) ошибки решающее значение имеет время. Неверное действие уже совершено, т.е. оно всегда в прошедшем (хотя неверное приблизительное действие может и предшествовать реально совершенному действию). Это позволяет рассматривать предпосылки (причинно-следственные связи), приведшие к уже совершенной ошибке.

В экспериментальной психологии различают последующие виды ошибок: ошибки восприятия (не успел найти, не смог различить и др.); ошибки памяти (запамятовал, не успел уяснить, не смог сохранить, воспроизвести и др.); ошибки мышления (не сообразил, не смог "схватить" сущность, не предугадал, не разобрался, не соотнес и др.); ошибки внимания (не смог сосредоточиться, собраться, переключиться).

Ужас и переживание вины выходят за границы ситуации, где совершена ошибка. Переживание вины за прошлые ошибки должно предупредить ошибки в реальном и будущем. Соответственно, следует при подготовке операторов сформировывать такое чувство вины (но не ужаса).
Неувязка способа исследования ошибок оператора. В базе - восстановление цепи событий (через опрос операторов). Но: "людям характерно не признаваться в ошибках, или эти признания бывают ситуативными, поверхностными" (Стрелков, 1999. С. 163). Субъект, совершивший ошибку, нередко "сопротивляется", т.к. опасается наказания. Реконструкция ошибки подразумевает деление целого процесса на части, но "дробление на шаги - искусственная операция"… Потому появляется неувязка "признания соответствия представления, мемуары о процессе и самого непрерывного процесса".
Принципиально развести различные позиции в процессе пошаговой реконструкции ошибки: 1) взор субъекта (взор изнутри ситуации совершения ошибки, где сам субъект был частью ситуации); 2) взор судьи либо исследователя (взор со стороны). Меж позициями субъекта, совершившего ошибку, и судьи-исследователя "большая разница", и если субъекту угрожает наказание, то для признания им ошибки появляются "неодолимые препятствия" (Стрелков, 1999. С. 165).
Действие субъекта, совершившего ошибку, протекает в 2-ух планах: 1) в плане смысла и контекста выполнения задания (сам этот план смысла определяется целостностью и непрерывностью); 2) в плане отдельных операций, допускающих деление процесса на дискретные части (эти операции нередко бывают довольно автоматическими и наружными по отношению к сознанию оператора). В связи с этим появляется неувязка: где находить ошибку, в плане смысла либо в плане отдельных операций? Обычно проще отыскать ошибку в плане отдельных операций. Да и в плане "представлений о смысле также вероятны определенные отличия".
Любопытно, что у опытнейших профессионалов для выполнения одной и той же операции всегда находится огромное количество методов, не считая того, его деяния довольно освоены и автоматизированы, т.е. опытнейший спец быстрее может ошибиться в плане смысла. Таким макаром, для новенького - больше ошибок из-за неосвоенности операций, а для опытнейшего работника - из-за заморочек с осознанием (либо с извращением) смысла собственной работы.
В целом же, "путь к проф мастерству лежит через преодоление ошибок". Опыт не может появиться из 1-го только познания правил. Сама ошибка - это "активность по освоению границ, пределов, снутри которых итог может считаться обычным" (Стрелков, 1999. С. 162);
Если сложность проф задач для работника выше уже достигнутого "потолка", то для него это может стать началом деградации. Субъект уже больше не может работать выше достигнутого уровня трудности. "Это конкретно та ситуация, когда можно сказать, что на ошибках обучаются не все и не всегда" (Там же. С. 162).
Главные способы исследования ошибок операторов:
1. Способ полирефлекторного интервью (по Н.А.Носову). Сущность способа - в многостороннем кольцевом опросе очевидцев и всех, кто имел отношение к происшествию.
2. Способ построения фреймов (по А.М. Емельянову, М.А. Котик). Анализируются содержащиеся во фреймах "узлы" и "связи", в итоге чего выявляются предпосылки сбоев в деятельности.
3. Способ критичных инцидентов (по Фланагану). Анализируются ситуации, провоцирующие самые большие трудности в трудовом процессе (где более возможны ошибки). Для обнаружения "узеньких мест" в работе обычно употребляют наблюдение, интервью и моделирование.
4. Способ выделения 3-х категорий действий, каждое из которых подвергается особенному анализу (по Дж. Расмуссену): 1) Моторные способности: они автоматизированы и нередко не могут быть поставлены в вину оператору; основная вина - на инструкторах, которые не довели у обучающихся навык до автоматизма. 2) Познания: движение по цепи познаний изредка соответствует движению по цепи операций (действий); это категория личная, в особенности у классных профессионалов; пробел в познаниях - нередко также на совести инструкторов; 3) Творческая активность: тут субъект в еще большей степени сознательно берет ответственность на себя; соответственно, увеличивается риск совершения им ошибки; для понижения вероятности ошибок субъект сам должен заранее позаботиться и о собственных познаниях, и о моторных способностях (как базы для импровизации и творчества).
Часть ошибок связана с неверной диагностикой и прогнозом со стороны психологов. За последние 25 лет получила распространение практика оценивания профессионалов в особых организациях, узнаваемых под заглавием "Центры ассесмента". Оценивание делается по спец проф задачкам и по психическим показателям (личным свойствам и чертам психологических процессов). После оценивания спеца аттестуют и направляют на службу. Через год Центр ассесмента делает запрос о том, как точен был прогноз удачливости спеца. Статистика показала, что точность прогноза удачливости - около 65%.



В качестве примера можно привести обычные ошибки пилотов при реагировании на сигналы и показания устройств - по результатам исследовательских работ П. Фиттса и Дж. Джонса 270 ошибок (см. Стрелков, 1999. С. 167-169): неверный отсчет показаний устройств, индикаторное устройство которых делает несколько оборотов. Ошибка в осознании 2-ух и поболее стрелок либо стрелки и вращающейся шкалы; некорректная интерпретация направления движения индикаторного устройства, неверное истолкование показаний прибора; некорректная реакция на сигнальные жесты, огни и звуки либо на радиосигналы; ошибки различения, вызываемые недостаточной четкостью частей: цифр, делений либо стрелок; ошибки идентификации показаний устройств. Неверный отсчет подходящей величины по другому прибору либо по другой шкале многострелочного прибора; внедрение неработающего прибора; некорректная интерпретация цены деления; ошибки, связанные с иллюзиями восприятия показаний устройств и т.п. Другим примером могут быть ошибки, совершаемые русскими пилотами при полетах в забугорные аэропорты - по данным исследования Ю.К. Стрелкова и С.В. Фоломеевой (см. Стрелков, 1999. С. 179-180): самолет направляется в зону, где полеты категорически запрещены; заместо выполнения команды диспетчера экипаж делает нечто другое (к примеру, приземляется на правую полосу заместо левой), или вообщем бездействует; задержка при выполнении команды диспетчера; заместо выполнения команды диспетчера экипаж начинает с ним дискуссировать ситуацию, предлагать свой вариант решения; выполняя команды диспетчера в процессе "векторования" (когда диспетчер командует в определенных пт полета, с какой скоростью и в каком направлении двигаться), экипаж перестает осознавать, где находится самолет; полная либо частичная утрата ориентировки (видимо, из-за незнакомых ситуаций - Н.П.); самолет выходит в определенную точку схемы полетов, на высоте, отличающейся от той, что указана в летных документах. Ю.К. Стрелков выделяет также главные причины, приводящие к ошибкам пилотов в забугорных полетах (Там же. С. 181-184): для новенького 1-ые забугорные полеты являются очень сложной и напряженной деятельностью; конфликт меж жесткостью требований выполнения правил и импровизацией, меж самостоятельностью и абсолютным подчинением; в критериях "векторования" (см. выше) у экипажа, незнакомого со схемой полета, появляется резкий временной недостаток в отслеживании ситуации и проведении соответственных расчетов; система "экипаж - диспетчер" проявляет себя по-разному при различных типах захода на посадку (в забугорных полетах существенно увеличивается личная ответственность командира и каждого члена экипажа);

"Делая упор на материалы интервью, можно заключить, что основная причина большинства проблем заложена в непригодности мышления наших летчиков для решения задач, возникающих в забугорных аэропортах, где предъявляются другие требования к самостоятельности решений и действий командира, также имеет место другое отношение к ошибке и ее последствиям" (Стрелков, 1999. С. 184).


Загрузка... Любопытно, что в Америке годичный заработок командира авиалайнера приблизительно равен заработку Президента США (около 140 тыщ баксов).
Выделяются также причины, препятствующие освоению нашими летчиками забугорных трасс (Там же. С. 184-186): стихийность предполетной подготовки экипажей (в особенности в плане персональной работы с каждым пилотом); недостающее владение проф английским языком; отсутствие способностей зрительных заходов на посадку; требования, предъявляемые к самолетам за границей, противоречат нашим требованиям: у нас нередко разрешается то, что у их воспрещается (появляется феномен: то, что человек отлично усвоил при полетах у нас, там становится помехой); отсутствует особая проф и педагогическая подготовка инструкторов (нередко сами инструкторы во многие забугорные аэропорты не летали); неувязка "стаж и возраст": юные переучиваются просто, но тяжело переучивать тех, кому "за 40".





Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Ошибка в труде оператора:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Ошибка в труде оператора