Тема 1. Ценa-инструмент рыночной экономики.

Тема 1. Ценa-инструмент рыночной экономики.


Короткое ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (СОКРАЩЕННЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ).

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на глобальных рынках нужно внимательное исследование причин, оказывающих воздействие на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут компенсированы после реализации продукта, какие нет, каковой уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в предстоящем ориентированы ресурсы, возникнут ли стимулы для предстоящего расширения внешнеэкономической деятельности.

Цены и ценообразование являются одним из главных частей рыночной экономики. Стоимость – непростая финансовая категория. В ней пересекаются фактически все главные препядствия развития эко­номики, общества в целом. Сначала это относится к произ­водству и реализации продуктов, формированию их цены, к созда­нию, рассредотачиванию и использованию ВВП и государственного дохода.

Есть две главные теории цены. По воззрению приверженцев одной теории, стоимость продукта выражает его цена. Сторонники дру­гой теории считают, что стоимость продукта представляет собой сумму де­нег, которую клиент готов заплатить за продукт определенной по­лезности. Отсюда стоимость – валютное выражение цены продукта.



В отличие от цены, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на продукт либо услугу. Имеют место в главном две системы ценообразования: 1) централизованное, которое подразумевает формирование цен муниципальными органами на базе из­держек производства и воззвания и 2) рыночное, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.

Чем все-таки определяется размер цены продукта? Это самый непростой вопрос экономической теории, который до сего времени вызывает ожесто­ченные споры 2-ух диаметрально обратных школ.

Разработка теории цены относится к ранешней стадии развития ка­питализма. Для этой стадии была свойственна накладная теория цены, колоритными представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Конкретно они заложили базы стоимостной теории цены, согласно которой цена продукта определяется количеством труда, нужного для его производства.

Более поочередным приверженцем стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном трудекакобъективной субстанции цены. Суть этой концепции заключается в последующем: продукт имеет цена и стоимость.

Цена – это воплощенные в товаре общественно полезные зат­раты труда, но не всякие, а только надлежащие средним (для дан­ного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А так как всякий продукт есть итог труда, то это делает все продукты отменно однородными, а как следует, сравнимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится каче­ственно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории таковой труд принято именовать абстрактным.

Таким макаром, отношение стоимостей разных продуктов отра­жает отношение представленных в их величин абстрактного труда. Эти величины и определяют конкретные пропорции обмена товара­ми (либо купли-продажи).

Что все-таки касается цены продукта, то она есть валютное выражениеегостоимости. Стоимость отдельного продукта может отклоняться от его сто­имости под воздействием случайных рыночных причин.

Таким макаром, теория Маркса усматривает в цены объек­тивную базу цены, тем различая цена и стоимость.

Другая концепция разъясняет стоимость продукта суммой валютных зат­рат в лучшем варианте использования производственных ресур­сов. В данном случае рыночная стоимость продукта зависит не столько от зат­рат изготовителя, сколько от оценки полезности таких издержек поку­пателем. При всем этом стоимость является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем издержки производителя. Стоимость «освобождается» от стоимо­сти, для разъяснения цены в ней нет необходимости.

В конечном итоге спор меж изложенными концепциями сводится к следу­ющему: что все-таки определяет стоимость продукта – «предложение» (цена) либо «спрос» (полезность)? Является ли полезность продукта «функци­ей» его цены либо, напротив, цена есть «функция» полезно­сти продукта?


Загрузка...

Современная финансовая теория не оставляет надежды синте­зировать оба подхода к ценообразованию, совместив в стоимости «объек­тивность» (цена) и «субъективность» (полезность) продукта.

Но неоспоримым является положение о том, что количествен­ное определение издержек на создание и реализацию продуктов и ус­луг было и остается беспристрастной потребностью и реальностью в лю­бой общественно-экономической формации. Ведь разумеется, что беспристрастный процесс формирования издержек в критериях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и просит возмещения всех расходов, связанных с воплощением процессов производства и реализации продуктов за счет доходов, приобретенных от их реализации.

Компании, не обеспечивающие такие условия, разоряются и погибают, а их место занимают другие конторы, которые имеют более низкие зат­раты на создание и реализацию продуктов. Они получают более высочайшие доходы, обеспечивающие им условия для воплощения нор­мального процесса воспроизводства.

Кстати сказать, генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ) советует использовать последующее определение нормаль­ной цены: «нормальная цена понимается как цена материалов и производства продукта в стране его происхождения, по­крываемая в процессе обыденных торговых операций плюс разумная при­быль и общие расходы».

Построение рыночного хозяйства просит решительного преодо­ления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе и в области ценообразования. Сначала нужно решить очень важную делему общего и принципного харак­тера, зависимо от которой находятся другие вопросы, связан­ные с теорией, методологией и практикой ценообразования. Эта про­блема может быть сформулирована последующим образом: каковы ме­сто и роль цены в рыночном хозяйстве?

Верный ответ на этот вопрос может быть дан только после того, как будет раскрыт главный вопрос, а конкретно: что такое рынок в цивилизованном смысле этого слова?

В экономической литературе имеется много определений понятия рынка. И это естественно. Дело в том, что рынок – явление очень сложное и еще пока недостаточно изученное.

Так что все-таки такое рынок? Более полным и четким представля­ется последующее определение. Рынок – это устойчивые, повсевременно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торго­вые, экономические, технологические и др.) меж субъектами ры­ночных отношений, но непременно опосредованные через механиз­мы цены, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляющих сферы воззвания продуктов.

Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий: денег, кредита, заработ­ной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стоимостных категорий интенсивно провоцирует весь процесс воспроизводства.

Рыночные дела могут появляться где угодно, если спросу противоборствует предложение, к примеру: на рынке, в деловом кабинете, по телефону, на бирже и т.д. Когда на рынке устанавливается равно­весие меж спросом и предложением, то результатом этого эконо­мического процесса является стоимость.

На рынке встречаются торговцы и покупатели, отстаивающие обратные интересы.

Торговцы имеют цель реализовать свои продукты и при всем этом получить по способности как можно огромную стоимость и прибыль. Но потому что каж­дый из продавцов приходит на рынок с одним и этим же намерением, меж ними появляется конкурентность. Покупатели, в свою очередь, заинтересованы в приобретении подходящих им продуктов с как можно большей пользой и низкой ценой. Выравнивание интересов про­давца и покупателя осуществляется через стоимость, которая на рынке фор­мируется методом взаимодействия спроса и предложения. Стоимость вырав­нивает соотношение спроса и предложения и является тем компро­миссом, который достигается меж торговцем и покупателем.

Таким макаром, рынок – это экономический процесс, который методом столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.

Рынок можно выразить последующей простой схемой:

Из представленной схемы можно сделать таковой принципный вывод: стоимость занимает центральное место в рыночных отношениях, сгла­живая обратные экономические интересы торговца и покупа­теля, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование, являясь одним из главных звеньев рыночной экономики, выступает не только лишь гибким инвентарем, да и принципиальным рычагом управления.

Рынок и стоимость – категории, обусловленные товарным производ­ством. При всем этом первичным является рынок, что разъясняется так: при товарном производстве экономические дела появляются приемущественно не в самом процессе производства, а через рынок. Имен­но рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон цены, ко­торый реализуется через механизмы ценообразования, сбалансиро­ванности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов публичного производства, содействуя переливу ресурсов из од­ного сектора экономики в другой и снутри отдельных секторов. Этот «перелив» осуществляется предприятиями без помощи других под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переход­ный период появляется и усиливается функция цены как аспекта ра­ционального размещения производства.

В плановой экономике при единой гос собственнос­ти регулирование экономики осуществляется через закон планомер­ного развития и централизованное планирование. Вследствие этого все экономические инструменты, в том числе и цены, привязаны к плану, подчинены его выполнению.

По мере перехода общества к рыночной экономике центральной фигурой на рынке становится предприятие-собственник, которое са­мостоятельно, с полной экономической ответственностью за свои дей­ствия воспринимает производственно-экономические и другие решения. Только предприятие решает: что, сколько, когда, где и какого каче­ства изготовлять, кому и на каких критериях, по какой стоимости продавать свою продукцию и т.д. Это означает, что в критериях рыночных отноше­ний трудовые, вещественные и денежные ресурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, врубаются в общий процесс воспроизводства не государством, а самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические послед­ствия решений, принимаемых предприятием, стопроцентно отражаются на конечных результатах его деятельности; правительство за это не от­вечает, потому что оно не воспринимает решений о включении предприятия в публичное воспроизводство.

В рыночной экономике имеется много устройств регулирования деятельности предприятия, но что принципно принципиально – они все базируются на использовании экономических способов, которые делают условия для заинтригованности предприятия следовать за по­требностями общества либо же имеют ограничительный нрав, за­щищая интересы общества, страны.

Как ранее говорилось, в критериях рыночных отношений регулиро­вание воспроизводства осуществляется в числе других законов и за­коном цены, который действует через механизм цен и ценооб­разования. Тут нет планового установления цен, нередко допускаю­щего волевые решения в этой области, искажающего реальное представление о положении дел в экономике. Потому развитие рыночного ценообразования просит принципно других подходов к формированию цен и модели цены.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Тема 1. Ценa-инструмент рыночной экономики.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Тема 1. Ценa-инструмент рыночной экономики.