Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации

Неопределенность как соответствующая черта рыночной экономики. Понятие асимметричной инфы


Тема 11. Экономика инфы, неопределенности и риска

Информация и неопределенность. Риск. Аспекты степени риска.

Венчурный капитал. Степени понижения риска.

Неопределенность. Информационная асимметрия: природа и проявления на рынках мед и других услуг, труда, страхования.

Задачи оппортунистического поведения и моральная нагрузка.

Экономика аукционов. Спекуляция и ее роль в экономике

При рассмотрении конкурентноспособного рынка мы создаем абстрактную мо­дель со всеми условностями, присущими этой модели. В том мы числе предполагаем, что информация на таком рынке распределена симметрич­но, другими словами все участники рынка владеют равным доступом к ней. Неопре­деленность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства более действенным образом. Но в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушает­ся, и появляется асимметричность инфы, под которой мы осознаем ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к принципиальной ин­формации, которого не имеют другие заинтригованные лица. Возника­ет явление неопределенности - недочета инфы о возможных бу­дущих событиях. Принято различать три типа неопределенности: вероятностную; эпистемологическую; полную. При вероятностной неопределенности (в качестве подкласса к ней может быть отнесена и статистическая неопределенность) каждый финал имеет некую возможность пришествия, при этом подразумевается, что эти вероятности известны. Можно считать, что вероятностная неопределенность задается «поведением» самого объекта исследования, так как субъект тут выступает только как «наблюдатель». Эпистемологическая неопределенность представляет собой неопределенность более сложного типа. Она создается уже не только лишь одним «поведением» объекта, да и неконтролируемой либо не на сто процентов контролируемой деятельностью исследователя. Полная неопределенность характеризуется отсутствием всякой инфы как о состоянии объекта исследования, так и о намерениях либо деятельности исследователя.



Тип неопределенности, характеризующий ту либо иную ситуацию, определяется содержанием описывающей ее инфы. Можно предложить последующую систематизацию инфы: детерминированная, которая совершенно точно охарактеризовывает явления либо процессы; вероятностно-определенная, которая охарактеризовывает случайные действия либо величины с известными для реального и грядущего законами рассредотачивания вероятностей; вероятностно-неполная, которая охарактеризовывает случайные действия либо величины, законы рассредотачивания которых либо вообщем неопознаны, либо известны для прошедшего, но не для грядущего; фактически неполная, не владеющая качествами статистической стойкости. Разумеется, что для роста полноты и свойства инфы понижается уровень неопределенности.

В экономической теории есть разные точки зрения относи­тельно явления неопределенности. Неоклассики считают, что она мешает экономическим субъектам вести себя оптимальным образом и является барьером на пути действенного использования ресурсов. Но существу­ет и другая точка зрения, согласно которой сила рынка как раз заключается в умении использовать информацию, которая сначало доступна не­многим. Таковой точки зрения, а именно, придерживался Ф.А.Хайек, не­смотря на его очевидные рыночные взоры. По его воззрению, выгода появляется только в этом случае, если информация сначало доступна не каждому; бизнесмен, владеющий информацией, получает возможность из­влекать прибыль в течение периода времени, пока доступ к инфы не получат другие агенты на рынке.

Дальше мы будем рассматривать в главном неоклассический подход как более всераспространенный при анализе заморочек неопределенности и асимметричности инфы. Исходя из убеждений неоклассиков, асимметричность инфы - одна из обстоятельств фиаско, либо несостоятельности рынка. В итоге асимметричной инфы появляются интерналии (ин-тернальные эффекты), т. е. издержки либо выгоды, получаемые участника­ми данной сделки, которые не были обсуждены при заключении этой сдел­ки (см. дальше). Примеров интерналии огромное количество: по­требитель купил продукт, а он оказался плохим; одна из сторон без­наказанно нарушила контракт (репетитор взял средства вперед, обещая на­учить британскому языку за два месяца, и не выполнил свое обещание); на­ниматель получил выгоду от работника, повысившего свою квалификацию методом самообразования и т. д. В чем все-таки причина появления интерналии? Дело в том, что трансакционные издержки по сбору 100%-ной инфы возможно окажутся очень высочайшими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информа­цией. В итоге асимметричности инфы нарушается сам принцип деяния рыночного механизма, так как ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Традиционный пример, во­шедший во многие учебники по экономике, изложен в статье американско­го экономиста Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов» (1970 г.), описываю­щей ситуацию на рынке старых автомобилей. На рынке есть просто старые авто, находящиеся все же в неплохом состоянии. За таковой автомобиль клиент согласен уп­латить 6000 долл., а торговец согласен на всякую стоимость выше 5000 долл. Но на этом же рынке другие торговцы пробуют сбыть так именуемые «ли­моны» — дефектные авто (на южноамериканском жаргоне), за которые они могли быть согласны получить стоимость выше 2000 долл., а покупатели заплати­ли бы за таковой автомобиль не больше 3000 долл. Если б информация рас­пределялась симметрично, существовали бы рынки и для тех, и для других машин, а на каждом из рынков — своя стоимость. Но в том-то и дело, что сим­метрия отсутствует. Только торговец знает о собственной машине все. Клиент же не знает о ней ничего. Устанавливается средняя стоимость: 4500 долл. = (3000 долл. + 6000 долл.) / 2. По таковой стоимости торговцы не плохих машин про­сто не будут их сбывать, а «лимоны» пойдут по стоимости, превосходящей их реальную ценность.


Загрузка...

«Лимоны» вытеснят высококачественный продукт с рынка, что в определениях экономической теории именуется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором). Обычным примером отрицательной селекции, либо неблагоприятного отбора, стал рынок страховых услуг. Ситуация развивается по тому же сце­нарию, что и на рынке «лимонов». Это происходит из-за асимметричности инфы. Люди лучше хоть какой страховой компании знают состояние собственного здоровья. Те, кто имеет худшее здоровье, более склонны прибегнуть к услугам страхования. Толика не очень здоровых людей равномерно возрас­тает в общем числе тех, кто страхует свое здоровье. Это увеличивает стоимость страховых услуг. При росте цены более здоровые люди не станут страхо­ваться, и толика нездоровых будет возрастать. В конце концов может сложить­ся ситуация, когда страхуются только нездоровые, а сама страховая деятельность становится нерентабельной. Мы смотрим уже узнаваемый нам случай: некаче­ственный «товар» теснит с рынка высококачественный. Страховая деятель­ность становится нерентабельной, но она нужна. Потому нередко страхо­вой деятельностью занимается правительство. Кроме трансакционных из­держек, к тому же асимметричность инфы принуждает правительство вклю­чаться в процесс организации и воплощения страховой деятельности. Итак, одним из негативных последствий наличия асимметричной ин­формации на рынке становится отрицательная селекция.

С явлением отри­цательной селекции плотно сплетено последующее негативное последствие асимметричности инфы - появление морального риска. Лица, имеющие контракт со страховой компанией о страховании здоровья, могут начать почаще обращаться к докторам, а часто и наименее пристально относить­ся к собственному здоровью. Те, кто застраховали от угона свои авто, пе­рестают запирать двери, не ставят систему сигнализации. Компании, кото­рая занимается страховой деятельностью, трудно предвидеть все подоб­ные формы поведения, и таким макаром она несет дополнительные издер­жки, связанные с моральным риском - отсутствием стимулов к мерам пре­досторожности.

В конце концов, следует сказать несколько слов о дилемме «принципал - агент». Собственник акций компании (принци­пал) и менеджер компании (агент) могут преследовать различные цели. Конеч­но, менеджер заинтересован в благоденствии конторы, как и ее обладатель, но у менеджера могут быть и свои собственные цели, обычными посреди кото­рых обычно именуют разрастание управленческого персонала и сокраще­ние рабочего денька. Принципал не имеет полной инфы о целях собственных управляющих, потому в принципе деятельность конторы может быть дале­ко не всегда ориентирована на максимизацию прибыли, как это принято счи­тать в неоклассической теории.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации