РЕЧЕВАЯ ИНТОНАЦИЯ

РЕЧЕВАЯ ИНТОНАЦИЯ


Интонация речи во всех ее разновидностях — явление сложное, многостороннее. В ней следует различать сле­дующие главные стороны: расстановку пауз, речевую ме­лодию, расстановку акцентов (логических, чувственных, ритмических) и темп речи.

Речевые паузы — это перерывы звучания голоса, с по­мощью которых отделяются друг от друга предложения либо их смысловые части. Отдельные слова, входящие в предложение либо его смысловую часть, паузами не разде­ляются, произносятся слитно и узнаются только по смыс­лу. В современных рукописных и печатных текстах рече­вые паузы обозначаются знаками препинания — точками, запятыми, точками с запятыми и т. п. Но в живой, звуча­щей речи время от времени делаются и такие паузы, которые отде-


ляя одну группу слов (часть предложения) от другой, не обозначаются все таки в тексте знаками препинания.

Некие из таких пауз появляются в речевой инто­нации для упорядочения логического смысла предложения. Так, когда в предложении и к подлежащему, и к сказуе­мому относятся по смыслу огромные группы слов, они отделяются ясно осязаемой паузой без соответственного знака препинания в тексте. К примеру: «Огромный блестя­щий реактивный самолет || стремительно взлетел над бетонной дорожкой». Тут 1-ые четыре слова (группа подлежа­щего) отделяются логической паузой от последних 4 слов (группы сказуемого), но запятая меж ними не ставится.



Другой схожий случай: интонационной логической паузой без знака препинания делятся в предложении с одним подлежащим два глагольных сказуемых (с отно­сящимися к ним словами), соединенные союзом «и». На­пример: «Мальчик стремительно бежал за папой || и очень забавно покрикивал». Так же делятся однородные при­даточные предложения с союзом «и». К примеру: «Это были места, которые я так обожал II и о которых так нередко вспоминал».

Но бывает и оборотное соотношение интонационных пауз и символов препинания. Так, вводные слова всегда выделяются запятыми, но надлежащие последним интонационные паузы время от времени могут и не появляться. На­пример: «Кажется, пора бы уже ему приехать». Не выде­ляются время от времени интонационно и одиночные деепричастия, хотя запятой они отделяются. К примеру: «Синея, блещут небеса». Паузы — очень принципиальная сторона интонации. Без их нет осмысленной речи. И неправильная расстановка пауз искажает ее смысл.

Другая сторона интонации речи — ее мелодия. Обычно этот термин применяется к пению и инструментальной музыке. В их звуки голоса либо инструмента, составляю­щие базу пьесы и сопровождаемые аккомпанементом, всегда имеют определенную и точную высоту. В музыке различия звуков в их высоте акустически всегда должны быть очень точны. Они именуются «интервалами» (секун­дой, терцией, квартой и т.д.), на которых и строятся музыкальная палитра и ее аккорды. Мельчайшее отступление от подабающей и четкой высоты каждого звука музыкальной мелодии разрушает ее, расстраивает созвучие, делает «ка­кофонию» (дурное звучание) и «диссонансы» (отсутствие созвучности). Это бывает тогда, когда у певца либо му-


зыканта не хватает слуха либо же когда плохо настроен инструмент.

Звучащая людская речь также имеет свою мело­дию. В речи в особенности ясно слышатся гласные звуки слов, которые всегда имеют какую-то высоту звучания и которые, в особенности если на их падает ударение, можно произносить несколько длиннее либо несколько короче. Соотношение и последовательность вы­соты гласных звуков слов образуют мелодию речи.

В отличие от музыкальной мелодии речевая мелодия не может и не обязана иметь определенную, точную высо­ту, а в обыкновенной, не стихотворной речи — и определенную, точную продолжительность. В неприятном случае она будет по­хожа на оперный речитатив. В обыденных критериях собственного произнесения, и даже при специальной декламации, речь с четкой высотой и продолжительностью гласных звуков произ­водила бы странноватое, даже забавное воспоминание. Специфи­ка речевой мелодии, в отличие от музыкальной,, в том и заключается, что в ней нет этих внутренних звуковых соразмерностей и к ней неприменимы понятия «какофо­ния» и «диссонанс». При всем том на каждом националь­ном языке мелодия речи имеет свои особенности и свои степени характерности.


Загрузка...

Подобно паузам, мелодия плотно сплетена сначала с логическим смыслом речи. Она реализует, а неред­ко даже и определяет его. Фраза меняет свое значение зависимо от того, на каких ее словах происходит увеличение и снижение голоса. Время от времени даже одно и то же слово, входящее в состав фразы, мелодически может быть по-разному произнесено, и это изменит смысл це­лого. К примеру: «Алеша, мой боевой товарищ, умер под Лениградом» и «Алеша! Мой боевой товарищ умер под Лениградом» (стрелка восходящая указывает повыше­ние мелодии от слога к слогу, нисходящая — снижение ее). В первом случае «Алеша»— подлежащее, «мой боевой товарищ»— приложение к нему. Во 2-м случае «Але­ша»— воззвание, после него стоит символ восклицания, «товарищ»— подлежащее, «мой боевой»— эпитет к нему.

В приведенном примере различие мелодического ри­сунка фразы приводит к различиям ее логического смысла. Мелодия, в особенности в художественной речи, может реали­зовать и чувственную выразительность слов, но то и другое выражается также при помощи голосовых акцентов, связанных так либо по другому с мелодией речи.

Акценты, либо ударения, на слогах и словах речи —


3-я значимая сторона интонации. Речевые акценты бывают разными по собственному значению. В каждом из слов на одном определенном слоге ставится более сильный акцент, организующий слово и придающий ему тот либо другой смысл («дорога дорога», «замок на замок»). Это слоеные акценты. Время от времени таковой акцент перебегает с самостоятельного слова на относящееся к нему служеб­ное слово — с существительного на предлог,— тогда и существительное теряет свое ударение («Он стукнул рукою по столу», «Корабль спустили на воду»). Более сильным акцентом выделяется то либо другое слово в целом предложе­нии либо в обособленной его части («На улице шел дождик, время от времени переходящий в ливень»). Это логические ак­центы — ударения, придающие предложениям и их обо­собленным частям определенный смысл. (Тут и дальше обозначаются: ударные слоги знаком -, неударные — зна­ком w, логическое ударение — знаком'.)

Логические акценты и сопровождающие их увеличения и снижения голоса (мелодия речи) так либо по другому связа­ны с расстановкой слов в предложении, с их порядком. Решающее значение в порядке слов нередко имеет мелодия речи. В одном и том же предложении, но с разной мело­дией — вопросительной, восклицательной и повествова­тельной,— слово, несущее на для себя логический акцент, ста­вится на разном месте и в связи с этим изменяется весь

\ / \ / \

порядок слов («Погода сейчас отменная?» — «Хорошая

сейчас погода!» — «Сегодня не плохая погода»).

В предложениях с повествовательной интонацией сло­во, выделяемое логическим ударением, тяготеет к тому, чтоб занять последнее место. К примеру: «Брат вчера уехал в деревню», «В деревню вчера уехал брат», Брат уехал в деревню вчера». «Брат в деревню вчера уехал». В первом предложении логическим сказуемым, т. е. кое-чем новым и потому более принципиальным, что утверждается об уже узнаваемых ранее явлениях, оказывается место поездки брата («в деревню»); во 2-м принципиально то, что туда поехал «брат», а не кто-либо другой; в 3-ем всего важнее, ког­да он туда уехал («вчера»); в четвертом, что он все-же туда «уехал», хотя и были препятствия.

Если же слово, являющееся логическим сказуемым предложения, поставлено не на последнем месте, его нужно произнести с в особенности сильным акцентом, чтоб оказа­лась осязаемой его большая смысловая значимость («Брат вчера уехал в деревню»).

В хоть какой разновидности речи, а именно и в худо-


жественной, правильное выделение слов при помощи ло­гических акцентов — при чтении вслух либо «про себя»— совсем нужно для выявления настоящего смысла каждого предложения в его связи с другими.

Но художественная речь, вследствие собственной эмоциональ­ной образности, просит для раскрытия всех особенностей собственного содержания не только лишь правильной расстановки ло­гических акцентов, да и постановки дополнительных ак­центов, имеющих эмоционально-выразительное значение; это — эмфатические акценты (гр. emfasis — выразительность). Они сопровождаются и соответствую­щей эмфатической мелодией речи. Художественная речь вообщем интонационно еще более сложна, утонченна, чем другие виды речи. В ней весь интонационно-синтак­сический строй создается писателем для более совер­шенного выражения их идейно-эмоционального содержа­ния; в ней все творчески обмыслено и обосновано.

При помощи эмфатических акцентов и соответствую­щих мелодий речи в художественных произведениях ин­тонационно выделяются и такие слова, которые могут не иметь логического значения, но которые все таки яв­ляются в особенности необходимыми средствами выражения эмо­ционально-образной мысли. К примеру: «Все будто бы умерло; вверху только, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да время от времени вопль ч а й-к и либо гулкий гром перепела отдается в степи» (Гоголь). В этом тексте разрядкой выделены слова, со­ставляющие логическую базу всей фразы, а курсивом — слова, несущие на для себя эмфатические акценты, сопровож­даемые сильным увеличением мелодии речи («и серебря­ные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю...»).

Но бывает и так, что слова, требующие, по общему смыслу фразы, логического ударения, вызывают совместно с тем, по собственной своей чувственной образности, ударения эмфатические. К примеру: «Весь ландшафт дремлет. А вверху все дышит, все чудно, все торжественно. А на душе и неохватно, и дивно, и толпы серебряных видений стройно появляются в ее глубине» (Гоголь). Тут курси­вом выделены слова, несущие на для себя не только лишь логичес­кие, да и эмфатические акценты.

В конце концов, очередной стороной интонации является ее темп. Это степень быстроты либо медленности, с которой произносятся фразы, также их ускорения, замедления.


В художественной литературе, как и в музыке, темп ис­полнения целого произведения либо его частей изменяется зависимо от особенностей их идеологического содержания и от его образного воплощения. Попытайтесь первую часть «Лунной сонаты» Бетховена играть в резвом темпе (alleg­ro) — это будет пародия на сделанную композитором пьесу. Либо спойте частушку очень медлительно (adagio), она растеряет собственный резвый плясовой ритм и тем лишится собственной специфичной чувственной направлен­ности.

Нечто схожее происходит и с художественной речью, в особенности стихотворной, хотя четкие обозначения темпа и учет его по метроному невозможны. Так, сти­хотворение Некрасова: «Душно! без счастья и воли || Ночь нескончаемо длинна. || Буря бы грянула, что ли? II Чаша с краями полна!» (и т. д.) — по собственному трагически-меди­тативному содержанию просит копотливой, раздумчи­вой интонации. Начало же поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: «В каком году — рассчитывай, || В какой зем­ле угадывай, || На столбовай дороженьке || Сошлись семь мужчин: || Семь временнообязанных» (и т. д.) — просит интонации еще более живой, резвой по темпу, уско­ряющейся время от времени в неких местах.

Беря во внимание связь синтаксиса художественных произве­дений с интонацией их звучания, требующей чтения вслух, еще легче осознавать в тексте отдельные фактически синтаксические явления.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: РЕЧЕВАЯ ИНТОНАЦИЯ:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: РЕЧЕВАЯ ИНТОНАЦИЯ