Лекция 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Лекция 11. Муниципальный БЮДЖЕТ


Рис.10.3. Воздействие понижения налогов на совокупное предложение

Рис.10.2. Кривая Лаффера

Т

Тmax

T1


tопт t1 t

Лаффер показал, что существует лучшая ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если прирастить ставку налога (к примеру, до t1), то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся (до Т1), так как уменьшится налогооблагаемая база (Y - величина совокупного выпуска). Потому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер сначала 80-х годов предложил такую меру, как понижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль компаний). Он представил, что ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превосходили лучшую величину, потому экономика находилась на «плохой стороне» («bad side») кривой (т.А). Понижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт.), по его воззрению, должно было послужить стимулом увеличения деловой активности (т.е. роста совокупного предложения), что сразу позволило бы решить две трудности: 1) преодолеть стагфляцию и 2) прирастить (в итоге роста налогооблагаемой базы) налоговые поступлений в бюджет, который находился в состоянии приобретенного недостатка. При всем этом Лаффер исходил из догадки, что в отличие от воздействия понижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис.10.1 (а)), воздействие понижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный нрав. Рост производства (от Y1 до Y*) смешивается в данном случае со понижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис.10.3) и потому может служить средством борьбы со стагфляцией.



Р LRAS SRAS1


Р1 SRAS2

Р2


AD

Y1 Y* Y

Таким макаром, налоги являются не только лишь главным источником доходов страны, да и принципиальным инвентарем стабилизации экономики.

План.

1. Понятие муниципального бюджета. Главные виды расходов и доходов бюджета.

2. Состояние (сальдо) муниципального бюджета и его виды. Сальдо бюджета на различных фазах экономического цикла.

3. Концепции муниципального бюджета.

4. Недостаток муниципального бюджета и способы его финансирования. Достоинства и недочеты каждого из способов финансирования недостатка муниципального бюджета.

5. Муниципальный долг и его виды.

Главные виды расходов и доходов муниципального бюджета. Муниципальный бюджет – это баланс доходов и расходов страны, основной денежный план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, гос думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для выполнения.

При выполнении собственных функций правительство несет бессчетные расходы. По целям расходы страны могут быть разбиты на:

· расходы на политические цели:

- расходы на обеспечение государственной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, милиции, судов и т.п.,

- расходы на содержание аппарата управления государством

· расходы на экономические цели:

- расходы на содержание и обеспечение функционирования муниципального сектора экономики,

- расходы на помощь (субсидирование) личному сектору экономики

· расходы на социальные цели:

- расходы на соц обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий)

- расходы на образование, здравоохранение, развитие базовой науки, охрану среды

С макроэкономической точки зрения все муниципальные расходы делятся на:

· муниципальные закупки продуктов и услуг (их цена врубается в ВВП)

· трансферты (их цена не врубается в ВВП, так как они являются результатом перераспределения государственного дохода)


Загрузка...

· выплаты процентов по муниципальным облигациям (т.е. сервис муниципального долга)

Основными источниками доходов страны являются:

· налоги (включая взносы на соц страхование)

· прибыль муниципальных компаний

· сеньораж (доход от эмиссии средств)

· доходы от приватизации

Разница меж доходами и расходами страны составляет сальдо муниципального бюджета (d). Зависимо от соотношения расходов и доходов муниципальный бюджет может находиться в 3-х разных состояниях:

1) когда доходы бюджета превосходят расходы. В данном случае сальдо бюджета положительное (d > 0), что соответствует профициту (избытку) муниципального бюджета;

2) когда доходы равны расходам. В данном случае сальдо бюджета равно нулю (d = 0), и таковой бюджет именуется равновесным бюджетом;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это значит, что сальдо бюджета отрицательное (d < 0) и имеет место недостаток муниципального бюджета.

На различных фазах экономического цикла состояние муниципального бюджета различное. При спаде доходы бюджета сокращаются (потому что сокращается деловая активность и, как следует, налогооблагаемая база), потому недостаток бюджета (если он существовал вначале) возрастает, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, напротив, недостаток бюджета миниатюризируется (так как растут налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит возрастает.

Концепции муниципального бюджета. Отношение к недостатку муниципального бюджета, обычно, отрицательное. Более пользующейся популярностью выступает мысль равновесного бюджета. Исторически в отношении состояния муниципального бюджета выдвигалось три концепции:

1) мысль раз в год равновесного бюджета;

2) мысль бюджета, равновесного по фазам экономического цикла (на повторяющейся базе);

3) мысль сбалансированности не бюджета, а экономики (мысль «функциональных финансов»).

· Концепция каждогоднего равновесного бюджета заключается в том, что независимо

от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это значит, что, к примеру, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) малы, правительство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать муниципальные расходы (муниципальные закупки и трансферты). А так как понижение и муниципальных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, как следует, объема производства, то эта мера приведет к еще больше глубочайшему спаду. И, напротив, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно прирастить муниципальные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, как следует, еще больше высшую инфляцию. Таким макаром, теоретическая несостоятельность такового подхода к регулированию бюджета довольно явна.

· Концепция муниципального бюджета, равновесного на повторяющейся базе

состоит в том, что иметь равновесный бюджет раз в год необязательно. Принципиально, чтоб бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: экономный избыток, увеличивающийся в период бума (более высочайшего уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен употребляться для финансирования недостатка бюджета, возникающего в период рецессии (малой деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет значимый недочет. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по длительности и глубине (обычно, спады более длительные и глубочайшие, а бумы относительно недолги), потому суммы экономного избытка, который можно накопить в период бума, и недостатка, который скапливается в период спада обычно не совпадают. В итоге равновесный бюджет обеспечить не удается.

· Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов»,

согласно которой целью страны должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта мысль была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и интенсивно использовалась в экономиках продвинутых стран до середины 70-х годов. Согласно мнениям Кейнса, инструменты муниципального бюджета (муниципальные закупки, налоги и трансферты) должны употребляться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на различных фазах цикла. Если в экономике спад, то правительство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно наращивать свои расходы (муниципальные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, напротив, если в экономике бум (перегрев), то правительство должно сокращать расходы и наращивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает бизнес активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние муниципального бюджета при всем этом значения не имеет. Так как теория Кейнса была ориентирована на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось производить, используя, сначала, инструменты экономного регулирования (повышение муниципальных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и понижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория базирована на идее «дефицитного финансирования». В итоге использования в большинстве продвинутых стран в 50-е-60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики неувязка приобретенного недостатка муниципального бюджета к середине 70-х годов стала одной из главных макроэкономических заморочек, что послужило одной из обстоятельств усиления инфляционных процессов.

Методы финансирования недостатка муниципального бюджета. Экономный недостаток может быть профинансирован 3-мя методами:

1) за счет эмиссии средств

2) за счет займа у населения собственной страны (внутренний долг)

3) за счет займа у других государств либо интернациональных денежных организаций

(наружный долг)

1-ый метод именуется эмиссионным либо валютным методом, а 2-ой и 3-ий – долговым методом финансирования недостатка муниципального бюджета. Разглядим плюсы и недочеты каждого из методов.

· Эмиссионный метод финансирования недостатка муниципального бюджета. Этот

метод состоит в том, что Центральный банк наращивает валютную массу, т.е. выпускает в воззвание дополнительные средства, при помощи которых правительство покрывает превышение собственных расходов над доходами.

Плюсы такового метода финансирования:

1) рост валютной массы является фактором роста совокупного спроса и,

как следует, объема производства. Повышение предложения средств обусловливает на валютном рынке понижение ставки процента (удешевление цены кредита), что провоцирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска

2) это мера, которую можно выполнить стремительно. Рост валютной массы

происходит, когда Центральный банк покупает муниципальные ценные бумаги и, оплачивая торговцам (домохозяйствам и фирмам) цена этих ценных бумаг, выпускает в воззвание дополнительные средства. Такую покупку он в состоянии сделать в хоть какой момент и в любом нужном объеме.

Недочеты:

Главный недочет эмиссионного метода финансирования недостатка муниципального бюджета заключается в том, что в длительном периоде повышение валютной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный метод финансирования

· Финансирование недостатка муниципального бюджета за счет внутреннего долга.

Этот метод состоит в том, что правительство выпускает ценные бумаги (муниципальные облигации и казначейские векселя), реализует их популяции (домохозяйствам и фирмам) и приобретенные средства употребляет для финансирования превышения муниципальных расходов над доходами.

Плюсы этого метода:

1) он не ведет к инфляции, потому что валютная масса не меняется, потому

в короткосрочном периоде это неинфляционный метод финансирования

2) это довольно оперативный метод, так как выпуск и размещение

(продажа) муниципальных ценных бумаг можно обеспечить стремительно. Население в продвинутых странах с наслаждением покупает муниципальные ценные бумаги, так как они высоколиквидны (их просто и стремительно можно реализовать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и довольно доходны (по ним платится процент).

Недочеты такового метода финансирования:

1) по долгам нужно платить. Разумеется, что население не будет брать

муниципальные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по муниципальным облигациям именуется «обслуживанием муниципального долга». Чем больше муниципальный долг (т.е. чем больше выпущено муниципальных облигаций), тем огромные суммы должны идти на сервис долга. А выплата процентов по муниципальным облигациям является частью расходов муниципального бюджета, и чем они больше, тем больше недостаток бюджета. Выходит грешный круг: правительство выпускает облигации для финансирования недостатка муниципального бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший недостаток. Более того, два американских экономиста Томас Сарджент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес обосновали, что долговое финансирование недостатка муниципального бюджета в длительном периоде может привести к еще больше высочайшей инфляции, чем эмиссионное. Эта мысль получила в экономической литературе заглавие «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что правительство, финансируя недостаток бюджета за счет внутреннего займа (выпуска муниципальных облигаций), обычно, строит финансовую пирамиду, т.е. рассчитывается с прошлыми долгами займом в реальном, который необходимо будет возвращать в дальнейшем, при этом возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Правительство таким макаром финансирует поновой долг. Если правительство будет использовать только этот способ финансирования недостатка муниципального бюджета, то может наступить момент в дальнейшем, когда недостаток будет настолько велик (т.е. будет выпущено такое количество муниципальных облигаций и расходы по обслуживанию муниципального долга будут настолько значительны), что его финансирование долговым методом будет неосуществимым, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при всем этом величина эмиссии будет еще больше, чем если проводить ее в разумных размерах (маленькими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в дальнейшем. Саржент и Уоллес обосновали таким макаром, что:

2) долговое финансирование недостатка муниципального бюджета является

неинфляционным исключительно в короткосрочном периоде, а в длительном периоде оно может определить довольно высшую инфляцию

Феноминально, но чтоб избежать высочайшей инфляции, разумнее не отрешаться от эмиссионного метода финансирования, а использовать его в купе с долговым.

3) значимым недочетом долгового метода финансирования является

«эффект вытеснения» личных инвестиций. Экономический смысл «эффекта вытеснения» состоит в том, что повышение количества муниципальных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку муниципальных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование недостатка муниципального бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг личных компаний (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это уменьшает денежные ресурсы личных компаний и, как следует, инвестиции. В итоге объем производства сокращается. Экономический механизм «эффекта вытеснения» последующий: повышение количества муниципальных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к понижению их рыночной цены, а стоимость облигации находится в оборотной зависимости со ставкой процента, как следует, ставка процента вырастает. Рост ставки процента обусловливает сокращение личных инвестиций и сокращение объема выпуска.

· Финансирование недостатка муниципального бюджета при помощи наружного долга.

В данном случае недостаток бюджета финансируется за счет займов у других государств либо интернациональных денежных организаций (Интернационального денежного фонда – МВФ, Мирового банка, Английского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет наружного заимствования.

Плюсы подобного способа:

1) возможность получения больших сумм

2) неинфляционный нрав

Недочеты:

1) необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как самой

суммы долга, так и процентов по долгу)

2) невозможность построения денежной пирамиды для выплаты наружного

долга

3) необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты

наружного долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

4) при недостатке платежного баланса возможность истощения золотовалютных

резервов страны

Итак, все три метода финансирования недостатка муниципального бюджета имеют свои плюсы и недочеты.

В итоге второго и третьего методов финансирования недостатка муниципального бюджета появляется муниципальный долг.

Муниципальный долг, его виды и последствия. Муниципальный долг представляет собой сумму скопленных экономных недостатков, скорректированную на величину экономных излишков (если таковые имели место). Муниципальный долг, таким макаром, это показатель припаса, так как рассчитывается на определенный момент времени (к примеру, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от недостатка муниципального бюджета, являющегося показателем потока, так как рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида муниципального долга:

· внутренний, который появляется в итоге выпуска государством ценных бумаг (облигаций);

· наружный, образующийся в итоге займов у других государств и интернациональных денежных организаций.

Оба вида муниципального долга подверглись рассмотрению выше.

Наличие значимого муниципального долга:

- понижает эффективность экономики, так как подразумевает отвлечение

средств из производственного сектора как на сервис, так и на выплату долга;

- перераспределяет доход от личного сектора к муниципальному;

- обусловливает вытеснение инвестиций в короткосрочном периоде, что в

длительном периоде может привести к сокращению припаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

- может привести к денежному кризису;

- может определить высшую инфляцию в дальнейшем;

- ложит бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к

понижению уровня их благосостояния.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Лекция 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Лекция 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ