Предмет, основные понятия и проблемы макроэкономики.

Предмет, главные понятия и задачи макроэкономики.


DY4 51.2 12.8

D C DS

DY3 64 16

DC DS

DY2 80 20

DС DS



Общий прирост совокупного дохода (DY) в итоге роста муниципальных закупок составит сумму приростов доходов всех экономических агентов:

DY = DY1 + DY2 + DY3 + DY4 + ...

А так как прирост дохода каждого последующего экономического агента равен дополнительному доходу предшествующего агента, умноженного на величину предельной склонности к потреблению (mрс), то изменение совокупного дохода равно:

DY = DG + DG - mрс + (DG - mрс) - mрс + (DG - mрс 2) - mрс + (DG - mрс 3) - mрс + …

= DG (1 + mрс + mрс2 + mрс3 + mрс4 + ... )

В скобках мы получили нескончаемо убывающую геометрическую прогрессию (а это и есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем меньше единицы (mрс < 1), сумма которая равна 1/(1 – mрс). В итоге:



DY = DG - 1/(1 – mрс)

Подставим численные значения:

DY = 100 + 80 + 64 + 51.2 + … = 100 - 1/(1 – 0.8) = 100 - 5 = 500

Таким макаром, в итоге роста муниципальных закупок на 100 совокупный доход вырос пятикратно. Величина 1/(1 – mрс) именуется мультипликатором автономных расходов (в этом случае муниципальных закупок – multG , но это правильно также и по отношению к автономным потребительским и автономным вкладывательным расходам):

multG = 1/(1 – mрс)

Мультипликатор автономных расходов - это коэффициент, который указывает, во сколько раз возрастает (миниатюризируется) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае муниципальных закупок продуктов и услуг) совокупный доход мультипликативно возрастает, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Но мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект муниципальных закупок. Это разъясняется тем, что изменение муниципальных закупок повлияет на совокупный спрос конкретно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно – через изменение потребительских расходов.

Разглядим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов (), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (Вспомним, что РД = ЛД –). Рост автономных налогов уменьшает располагаемый доход, а уменьшение налогов - наращивает располагаемый доход. Если, к примеру, автономные налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход возрастает на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если mрс = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление возрастает на 80$ (100 - 0.8= 80), а так как мультипликатор расходов в данном случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в итоге конфигурации налогов на 100$ составит 400$ (DY = DС - 1/(1- mрс) = 80 - 5 = 400), а не 500$, как в случае конфигурации муниципальных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше. Это разъясняется тем, что мультипликатор начинает действовать вроде бы со 2-ой ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим сейчас мультипликатор автономных налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов

Так как DY = DС - 1/(1- mрс) (1)

при всем этом DС = mрс - (DРД),

а DРД = - D,

то DС = mрс - (- D) (2)

Подставим формулу (2) в формулу (1) и несколько перегруппируем, получим:

DY = mрс - (-D) - 1/(1 – mрс) = [- mрс /(1 – mрс)] - (D)

Величина [-mрс /(1 – mрс)] и есть мультипликатор автономных налогов. А так как (1 – mpc) есть не что другое, как mps (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор автономных налогов можно записать и как (-mрс / mps).


Загрузка...

mult= - mрс /(1 – mрс) = -mрс / mps

В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 - 0.8) = - 0.8 / 0.2 = - 4). Мультипликатор налогов – это коэффициент, который указывает, во сколько раз возрастет (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Следует направить внимание на 2 момента:

1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это значит, что

его действие на совокупный доход оборотное. Рост налогов приводит к понижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (D= - 100) привело к повышению совокупного дохода на 400$:

DY = - mрс /(1 – mрс) - (D) = - 0.8/(1 – 0.2) - 100 = = - 4 - (-100) = 400

2) по собственному абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше

мультипликатора расходов. Потому если муниципальные закупки и автономные налоги растут на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, при этом это изменение равно величине конфигурации муниципальных закупок и налогов. К примеру, если при mрс = 0.8 и муниципальные закупки, и налоги растут на 100$, то рост муниципальных закупок наращивает совокупный доход на 500$:

DY = DG - 1/(1 – mрс) = 100 - 5 = 500

а рост налогов уменьшает совокупный доход на 400$:

DY = D- [-mрс /(1 – mрс)] = 100 - (- 4) = 400

В итоге совокупный доход возрастает на 100$, т.е. на величину конфигурации муниципальных закупок и налогов. Это значит, что мультипликатор равновесного бюджета равен 1.

Мультипликативный эффект имеют и трансферты. Трансферты представляют собой вроде бы «антиналоги». Они так же, как и налоги оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т.е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при постоянной величине налогов, значит изменение располагаемого дохода). Если трансферты растут на 100$, то располагаемый доход возрастает также на 100$. При предельной склонности к потреблению, равной 0.8, потребление возрастет на 80$

DС= DРД - mрс = 100 - 0.8 = 80

а так как мультипликатор расходов в этом случае равен 5:

1/(1- mрс) = 1/ (1- 0.8) = 5

то совокупный доход возрастет на 400$:

DY = DC - 1/(1 – mрс) = 80 - 5 = 400.

Снова мультипликатор начинает действовать вроде бы со 2-ой ступени по сопоставлению со случаем, когда растут муниципальные закупки, т.е. не со 100$, а с 80$, потому и прирост совокупного дохода составляет не 500$, а только 400$.

Определим сейчас формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов значит изменение располагаемого дохода:

DТr = DРД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению употребления в согласовании с величиной предельной склонности к потреблению:

DС = DРД - mрс = D Тr - mрс

А изменение употребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

DY = DС - 1/(1 – mрс) = D Тr - mрс - 1/(1 – mрс) = [ mрс /(1- mрс)] - D Тr

Величина мультипликатора трансфертов, таким макаром, равна:

mult Tr = mрс /(1– mрс) либо mult Tr = mрс / mps

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который указывает во сколько раз возрастает (миниатюризируется) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По собственному абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, так как трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, вкладывательные и муниципальные закупки) – прямое.

Виды фискальной политики. Зависимо от фазы цикла, в какой находится экономика, инструменты фискальной политики употребляются по-разному и выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

· Стимулирующая фискальная политика используется при спаде (рис.12.1(а)),

ориентирована на повышение деловой активности и употребляется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

- повышение муниципальных закупок

- понижение налогов

- повышение трансфертов

Заметим, что понижение налогов и повышение трансфертов ведет к росту не только лишь

совокупного спроса, да и совокупного предложения. В данном случае происходит не только лишь рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), да и понижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис.12.1 (в)). Потому эти инструменты могут использовать в качестве средства борьбы сразу и с безработицей, и с инфляцией.

· Сдерживающая фискальная политика применяется при буме («перегреве» экономи-

ки), ориентирована на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис.12.1 (б)). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

- сокращение муниципальных закупок

- повышение налогов

- сокращение трансфертов

-

Рис.12.1. Воздействие фискальной политики на экономику

На совокупный спрос На совокупное предложение

а) Стимулирующая б) Сдерживающая в) Стимулирующая

Р LRAS Р LRAS Р LRAS SRAS1

SRAS SRAS SRAS2

Р2 Р1 Р1

AD2

Р1 AD2 Р2 Р2

AD1 AD2 AD


Y1 Y* Y Y* Y1 Y Y1 Y* Y

Не считая того, зависимо от метода воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную автоматическую.

· Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодатель-

ное изменение правительством величины муниципальных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти конфигурации находят отражение в главном финансовом плане страны – муниципальном бюджете.

· Автоматическая (недискреционная) фискальная политика базирована на действии

интегрированных (автоматических) стабилизаторов. Интегрированные (либо автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается постоянной, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматом выравнивает экономику, стимулируя бизнес активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

- подоходные налоги (включающие в себя все виды налогов на доходы, в том

числе налог на прибыль компаний)

(заметим, что более сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог)

- косвенные налоги (сначала, налог на добавленную цена)

- пособия по безработице

- пособия по бедности

(В США к интегрированным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам).

Разглядим механизм воздействия интегрированных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует последующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, потому величина налоговых поступлений миниатюризируется, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления растут. Заметим, что ставка налога остается постоянной. Но налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, как следует, доходов (вспомним модель кругооборота). Выходит, что при спаде изъятия малы, а при перегреве максимальны. Таким макаром, из-за наличия налогов экономика вроде бы автоматом «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную цена. При рецессии объем продаж сокращается, а так как НДС является косвенным налогом, частью цены продукта, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т.е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, напротив, так как вырастают совокупные доходы, объем продаж возрастает, что наращивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматом стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат возрастает при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Разумеется, что для того, чтоб получать пособие по безработице, необходимо быть безработным, а чтоб получать пособие по бедности, необходимо быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Выплата их содействует росту доходов, а, как следует, расходов, что провоцирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее воздействие на экономику.

В продвинутых странах экономика на 2/3 регулируется при помощи дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет деяния интегрированных стабилизаторов.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Предмет, основные понятия и проблемы макроэкономики.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Предмет, основные понятия и проблемы макроэкономики.