Лекция 12. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Лекция 12. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА


План.

1. Понятие фискальной политики, ее цели и инструменты.

2. Воздействие инструментов фискальной политики на экономику.

3. Виды фискальной политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

4. Дискреционная и автоматическая фискальная политика. Интегрированные стабилизаторы.

Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (либо бюджетно-налого-

вая) политика, как и монетарная политика представляет собой разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание повторяющихся колебаний экономики, т.е. стабилизацию экономики в короткосрочном периоде. Ее целью является:

1) размеренный экономический рост

2) полная занятость (отсутствие повторяющейся безработицы)

3) размеренный уровень цен (отсутствие инфляции)

Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной

политики действуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек компаний).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы муниципального бюджета, а конкретно:



- муниципальные закупки

- налоги

- трансферты

Муниципальные закупки продуктов и услуг и трансферты представляет собой

расходы муниципального бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, потому фискальная политика также носит заглавие бюджетно-налоговой политики. Изменение величины муниципальных закупок продуктов и услуг влияет лишь на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Воздействие налогов на совокупное предложение уже подверглось рассмотрению в теме 10. Понижение налогов наращивает совокупное предложение, стимулируя бизнес активность, а их рост сдерживает создание. Понижение трансфертов, напротив, уменьшает совокупное предложение, а их повышение, обусловливая уменьшение издержек компаний на создание единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Внедрение инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса подразумевает их воздействие на величину совокупных расходов.

Воздействие этих инструментов на совокупный спрос различное. Вспомним формулу

совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn

Муниципальные закупки являются компонентом совокупного спроса, потому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и вкладывательных расходов (I). Исследование воздействия инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж.М.Кейнсу и его последователям, которые пробовали доказать более высшую эффективность фискальной политики по сопоставлению с монетарной политикой для стабилизации экономики и сначала для преодоления рецессий в экономике. Это предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики действуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Разглядим, как оказывают влияние на экономику муниципальные закупки. Представим, что правительство дополнительно закупило продуктов либо услуг на $100 (повысило зарплату бюрократа либо учителю либо купило дополнительное оборудование для собственного предприятия, либо начало строить автостраду и т.п.), т.е. DG = $100. Торговец продукта либо услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это значит, что его располагаемый доход возрос, а так как располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то правильно действующий экономический агент издержит на потребление не весь собственный дополнительный доход, часть прироста дохода он употребляет на повышение сбережений. Эту идею Кейнс именовал «основным психическим законом» и определил последующим образом: «Основной психический закон … заключается в том, что люди склонны, обычно, наращивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как вырастает доход». Отношение прироста употребления к приросту дохода Кейнс именовал «предельной склонностью к потреблению» («marginal propensity to consume» - mрс):


Загрузка...

mрс = DC/DY 0 < mрс < 1

Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс именовал «предельной склонностью к сбережению» («marginal propensity to save» - mps):

mps = DS/DY 0 < mps < 1

(Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению заключается в том, что это личные производные).

Разумеется, что сумма mрс и mps равна 1.

mрс + mps = DC/DY + DS/DY = (DC + DS) /DY = DY/DY = 1

Величины mрс и mps для каждой страны довольно размеренны (неизменны), так как обоснованы ее государственными, историческими и культурными особенностями.

Представим, что экономические агенты растрачивают на потребление 80% прироста собственного дохода, а 20% берегут. Это значит, что mрс = 0.8, а mps = 0.2.

Когда правительство наращивает свои закупки на $100, то этим оно делает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный $100, из которого $80 он издержит на повышение употребления и $20 на повышение сбережений. Потратив $80, он создаст дополнительный доход другому агенту, из которого последний $64 (80 - 0.8 = 64) издержит на повышение употребления и $16 (80 - 0.2=16) на прирост сбережений. Приобретенные $64 дополнительного дохода торговец также издержит на дополнительные потребление ($51.2) и сбережения ($12.8). Дальше этот процесс будет развиваться по этим же законам и может быть представлен в виде пирамиды:

DY1 DG = 100




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Лекция 12. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Лекция 12. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА