Архитектура

Архитектура


Ссылки

Литература

Примечания

Римская базилика

Базилика

У этого термина есть и другие значения, см. Базилика (значения).

Базилика (титул) Тинтиннабулум и умбракулум — инсигнии базилики Базилика — в католицизме титул для особенных церквей. Он присваивается отцом римским. Различают несколько степеней:[1] Церковь Папы в Латеране в Риме именуется «Архибазилика» Высшие по рангу 6 церквей в католицизме именуются «Великая базилика». Четыре из их находятся в Риме, две — в Ассизи. 12 церквей, которые конкретно подчиняются отцу, именуются «Папскими базиликами» Базилики церковных епископов латинского ритуала, носящих титул патриарха, именуются «патриархальная базилика». Существует три таких базилики. Выше 1500 церквей во всём мире, сначала соборы и паломнические церкви, носят титул «Малой базилики».


Базилика. Собор Святого Петра в Риме.

Бази'лика (базили'ка) (греч. βασιλική — королевский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 либо 5) разных по высоте нефов.



В многонефной базилике нефы разбиты продольными рядами колонн либо столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается при помощи окон второго яруса.

Римляне переняли этот тип строения у греков. Первыми базиликами в Риме были Базилика Порция (184 год до н. э.) и Базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54 год до н. э.), завершено при Августе. Большущее строение базилики Константина (306—312 гг. см. также Базилика Максенция) стало последним монументальным сооружением римских царей в Риме.

Также в других городках Италии и римских провинциях началось строительство по типу базилики. Так в 120 году до н. э. в Помпеях была воздвигнута монументальная базилика. Она очень пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая древняя сохранившаяся до наших дней базилика.

В 310 году при императоре Константине была воздвигнута Aula Palatina в Трире.

1-ые базилики были перекрыты древесной плоской крышей. Первой базиликой, перекрытой сводом, считается Базилика Максенция, упомянутая выше[1].

Римская базилика отыскала отражение в первых христианских храмах[1].

Тип базилики — основной тип пространственной композиции продольных христианских храмов[1].

Также в районе Рейна во время романской архитектуры был всераспространен тип базилики с 2-мя хорами, на востоке и западе, а вход размещался по сторонам в боковые нефы[1].


Базилика Максенция

Базилика в Помпеях

Базилика Константина в Трире

Базилика Сакре-Кёр в Париже

Базилика Святого Андрея в Кёльне
↑ 1234 Doc. Ing. arch. Dr. Bohuslav Syrový, CSc. Architektura. — Praha: SNTL - Nakladatelství technick literatury, 1972. — С. 328. Hoffmann Th.R. «Die Kunst der romischen Antike».Stuttgart, 2005. На Викискладе есть медиафайлы по теме Базилика

В Викисловаре есть статья «Базилика»

Правоверная энциклопедия. Том IV. М., 2002. С.264-269 Базилика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Статья «Базилика» в энциклопедии «Кругосвет».

Это заготовка статьи об архитектуре. Вы сможете посодействовать проекту, исправив и дополнив её.

[показать]Римские базилики и церкви
Огромные базилики Сан-Пьетро-ин-Ватикано · Сан-Джованни-ин-Латерано · Санта-Мария-Маджоре · Сан-Паоло-фуори-ле-Мура · Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура · Санта-Кроче-ин-Джерусалемме · Сан-Пьетро-ин-Винколи
Античные базилики Пантеон · Санти-Косма-э-Дамиано · Санта-Костанца · Санта-Прасседе · Санта-Пуденциана · Санта-Сабина · Санта-Мария-Антиква · Санто-Стефано-Ротондо
Средневековые базилики Санта-Мария-ин-Космедин · Санта-Мария-ин-Трастевере · Санта-Мария-ин-Арачели · Санта-Мария-сопра-Минерва · Санта-Мария-ди-Монсеррато · Сан-Клементе · Санта-Чечилия-ин-Трастевере · Сан-Бартоломео · Сант-Иво алла Сапиенца · Сан-Джорджио-ин-Велабро · Санта-Франческа-Романа · Санта-Мария-ин-Виа-Лата · Санти-Апостоли · Санта-Мария-деи-Монти · Санти-Куаттро-Коронати
Церкви Нового времени Санта-Мария дель Пополо · Санта-Мария-делла-Паче · Сан-Пьетро-ин-Монторио · Сант-Агостино · Сан-Луиджи-деи-Франчези · Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири · Тринита-деи-Монти · Иль-Джезу · Санта-Сусанна · Санта-Мария-делла-Витториа · Сант-Иньяцио · Сант-Андреа-делла-Валле · Сант-Алессио · Сант-Аньезе-ин-Агоне · Сант-Андреа-аль-Квиринале · Санта-Мария-делла-Кончеционе · Сан-Франческо-а-Рипа · Сан-Карло алле Куатро Фонтане · Сан-Марчелло-аль-Корсо · Аббатство Тре Фонтане · Санта-Мария-деи-Мираколи · Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура
Современные церкви Юбилейная церковь


Загрузка...
[показать] Храмовая архитектура
Христианские Крестово-купольный храм • Шатровый храм • Базилика • Ротонда • Восьмерик на четверике • Иже под колоколы • Корабль • Надвратный храм • Стальная церковь • Зальный храм
Буддийские Пранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • Чайтья
Языческие Митреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • Мандир
План и объёмы Наос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • Средокрестие
Помещения Экзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • Эмпоры
Несущие конструкции Столб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • Нервюра
Своды и перекрытия Арка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Сошник • Небо
Храмовые сооружения Звонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум

Источник — «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Базилика&oldid=48679680»

Категории:

Типы храмов Базилики

Архитектура Старой Греции. 1

Капитель. 12

Портик. 15

Каннелюра. 16

Полуколонна. 17

Аркбутан. 19

Волюта. 20

Пилястра. 20

База (архитектура) 22

Стилобат. 30

Цоколь. 32

Колоннада. 34

Галерея. 36

Балюстрада. 39

Аркада (архитектура) 42

Трансепт. 45

Неф.. 46

Целла. 51

Опистодом. 52

Простиль. 53

Наос. 53

Заавесь (Катапетасма) 55

Королевские врата. 57

Притвор. 59

Скиния. 60

Паперть. 63

Базилика. 65

В отличие от египетской архитектуры, которая ориентировалась на заупокойный культ, и от критской, бывшей в большей степени дворцовой, греческая архитектура была сначала храмовой. Но греческие храмы имели с самого начала совсем особенное предназначение. В их не собирались молящиеся, т. к. культовые церемонии совершались перед алтарем под открытым небом. Греческий храм служил только помещением для храма божества. Но это было не священное жилье самого божества, подобно высшей части вавилонского зиккурата, а "жилье" его величавого изваяния в виде красивого супруга либо супруги. Так что храм являлся вроде бы вместилищем, строительным обрамлением вящей красы, той, что не смогла сделать природа, предоставив это дело человеку.

С формированием греческих полисов совпадает развитие культовой архитектуры. К VII веку до н.э. появилась необходимость в храмах, которые строились на самых видных местах, на больших буграх, иногда на берегу моря, потому что храм был не только лишь святилищем, центром религиозной жизни полиса, да и центром его политической и экономической деятельности.

Греческий храм появился из микенского мегарона. Скульптура божества помещалась в святилище - целле (cella), архитектурно соответственной залу королевского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царствовал полумрак, создававший особо праздничное настроение. Целлу обрамляла колоннада.

Древним типом каменного архаического храма был так именуемый "храм в антах". Он состоял из маленькой целлы с двускатной крышей. Её фасад был оформлен выступами боковых стенок - антами и украшен 2-мя колоннами. по этому типу были построены сокровищницы в Дельфах и Олимпии.

Предстоящим шагом в развитии архитектуры храма был простиль. На фронтальном фасаде простильного храма были размешены четыре колонны. В храме амфипростильного типа колоннада декорировала уже как фронтальный, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Причём колонны сейчас размещались не меж, а перед антами. Но самым распространённым стал другой тип храма - периптер, который был окружён колоннами со всех четырёх сторон. В большинстве случаев на главном фасаде было 6 колонн, такие храмы назывались гексастильными периптерами. Более непростой тип храмового строения - диптер, который включает два ряда колонн, окружающих целлу.

Уже в архаическую эру в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, либо, как принято гласить, ордера: дорический и ионический. Ордер (что означает строй, порядок) определяет структуру колонн и покоящейся на ней высшей части строения (антаблемента).

Дорический ордер, который можно считать главным в развитии греческой архитектуры, отчасти всходит к Микенам, также отражает начало, занесённое дорийским завоевательным потоком. Он характерен для Пелопонесса и греческих поселений в Сицилии и Южной Италии. Происхождение ионического ордера связано с обеспеченными городками Ионии, где в различных формах чувствуется наследство минойского искусства, и воздействием архитектуры государств Фронтальной Азии (Финикии, Ирана).

Одни и те же ордерные части применялись в обоих стилях, но различие в деталях приводило к совсем различному воспоминанию. Дорический ордер собственной простотой и геометричностью воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический же ордер выражал рвение к декоративности, лёгкости форм, лиричности.

Важной частью ордера была колонна, как основная несущая конструкция. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Её мощный ствол сужается наверх, прорезан желобками-каннелюрами и заканчивается капителью состоящей только из круглой подушки-эхины, которая в свою очередь упирается в квадратную плиту-абаку. Соотношение частей в ней основано на четком математическом расчёте.

Фриз дорического ордера разделён триглифами на участки-метопы. Триглифы - участки фриза с 3-мя вертикальными каннелюрами. Прямоугольные метопы дорического фриза добивались рельефов, изображающих менее двух-трёх фигур, а их чередование позволяло поведать в эпизодах о каком-нибудь сражении либо подвиге мифологического героя.

Дорический карниз имеет обычное ступенчатое строение, без дополнительных украшений. Точнее, украшением ему служат его пропорции. Архитрав представляет собой ординарную гладкую опору. В соотношении ширины карниза, фриза и архитрава, как и в колонне основанном на математическом расчёте, нередко употребляются пропорции "золотого сечения".

Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая. Она имеет базу, а эхина капители образует два роскошных завитка-волюты. Рёбра каннелюр по краям стёсаны и имеют дорожки. Ионическая колонна вроде бы растет над базой и распускается вверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчёте, но этот расчёт не стесняет фантазии, он наименее очевиден, чем дорический.

Ионический фриз идёт сплошной полосой и не разделён на отдельные участки, подобно дорическому. По непрерывной горизонтали ионического фриза размещаются череды фигур - пред нами снова таки или схватки, или охоты, или культовые процессии.

Карниз и архитрав ионического ордера более декоративны, чем в дорическом, имеют более сложную ступенчатую структуру. Некие их части дополнительно украшены обычным линейным орнаментом.

По собственному строению греческая колонна совершенно соответствовала собственному предназначению, на сто процентов отвечала принципу функциональности, и поэтому греческие ордеры выдержали испытание временем.

Зодчество и ваяние составляли в Греции единое органическое целое. В восхитительном монументе VI века, сокровищнице в Дельфах, людская фигура подменяет ионическую колонну, так что опорой кровли служат скульптуры девушек-кор.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Архитектура:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Архитектура