Направления научной психологии

Направления научной психологии


Бихевиоризм– направление в психологии, возникшее в США сначала XX в. По воззрению представителей этой школы, предметом исследования психологии может быть только поведение человека, под которым они понимают деяния, поступки, порожденные только наружными причинами. Основатели – Д.Уотсон, Э.Торндайк.

Возникновение и распространение бихевиоризма ознаменовалось тем, что в психо­логию были введены совсем новые факты - факты поведения, которые от­личаются от фактов сознания в интроспективной психологии.

В психологии под поведением понимают наружные проявления психологической деятельности человека. И тут поведение противопоставляется со­знанию как совокупы внутренних, лично переживаемых процессов, и тем факты поведения в бихевиоризме и факты сознания в интроспектив­ной психологии разводятся по способу их выявления. Одни выявляются методом наружного наблюдения, а другие – методом самонаблюдения.

Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, так как в ко­нечном счете наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т. е. наша психологическая особенность, в качестве наружного проявления отражает­ся в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься исследованием поведения, от­рицал необходимость исследования сознания. Тем Уотсон поделил психиче­ское и его наружное проявление – поведение. По воззрению Уотсона, психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести беспристрастный научный способ. Рвение сделать психологию беспристрастной и естественнонаучной дисципли­ной привело к бурному развитию опыта, основанного на хороших от интро­спективной методологии принципах.



Основная мысль бихевиоризма основывалась на утвержде­нии значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необ­ходимости его исследования. Уотсон писал: «Бихевиорист ...ни в чем же не находит дока­зательства существования потока сознания, настолько внушительно описанного Джем­сом, он считает доказанным только наличие повсевременно расширяющего потока поведения». Исходя из убеждений Уотсона, поведение – это система реакций. Реакция – это очередное новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развити­ем бихевиоризма. Так как Уотсон стремился сделать психологию естественно­научной, то с естественнонаучной позиции нужно было разъяснить предпосылки поведения человека. Для Уотсона поведение либо поступок человека объясняются наличием какого-нибудь воздействия на человека. Он считал, что нет ни 1-го дей­ствия, за которым не стояла бы причина в виде наружного агента, либо стимула. Так появилась именитая формула «S–R» (стимул - реакция). Для бихевиористов соотношение S–R стало единицей поведения. Потому исходя из убеждений бихевио­ризма главные задачки психологии сводятся к последующему: выявление и описа­ние типов реакций; исследование процессов их образования; исследование законов их композиций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончатель­ных задач психологии бихевиористы выдвигали две последующие задачки: придти к тому, чтоб по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, напротив, по нраву реакции найти либо обрисовать вызвавший ее стимул.

Таким макаром, все людские деяния, по воззрению Уотсона, представляют собой сложные цепи, либо комплексы, реакций. Следует выделить, что на пер­вый взор умозаключения Уотсона кажутся верными и не вызывающими сомне­ния. Определенное наружное воздействие вызывает у человека определенную от­ветную бесспорную (прирожденную) реакцию либо комплекс бесспорных (врож­денных) реакций, но это лишь на 1-ый взор. В жизни мы сталкиваемся с явлениями, которые не могут быть объяснены с этой точки зрения.

Но достаточно скоро нашлась чрезвычайная ограниченность схемы «S–R» для разъяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихе­виоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил по­местить меж S и R среднее звено, либо «промежуточные переменные» – V, в ре­зультате схема заполучила вид: «S-V-R». Под «промежуточными переменными» Э.Толмен осознавал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «по­знавательные карты» (образы ситуаций). И хотя промежные переменные были многофункциональными эквивалентами сознания, выводились они как «кон­структы», о которых следует судить только по особенностям поведения, и тем существование сознания как и раньше игнорировалось.


Загрузка...

Согласно теории бихевиоризма, традиционное (т.е. павловское) и оперантное обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека. При всем этом процесс научения представлялся как полностью автоматический, не требующий проявления активности человека. Довольно ис­пользовать одно только подкрепление для того, чтоб «закрепить» в нервной сис­теме удачные реакции независимо от воли либо желаний самого человека. Отсю­да бихевиористы делали выводы о том, что при помощи стимулов и подкрепления можно практически «лепить» хоть какое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека агрессивно «детерминировано» и находится в зависимости от наружных обстоя­тельств и собственного прошедшего опыта.

Психоанализ (фрейдизм)– направление в психологии XX в., согласно которому главная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основатель - австрийский психиатр 3. Фрейд.

Психоанализ, пожалуй, одно из самых узнаваемых за пределами психологии направлений. Награда его сотворения принадлежит австрийскому доктору Зигмунду Фрейду (Freud, 1856-1939), который, решая практические задачки исцеления невротических нездоровых, пришел не только лишь к созданию новых способов их исцеления, да и к уникальной психоаналитической теории. Общение с пациентами, страдающими истерией, открыло З.Фрейду глубокую связь меж психосоматическими симптомами (к примеру, истерическими припадками, параличом, глухотой и т.п.) и сокрытыми от сознания хворого и аффективно насыщенными переживаниями, которые и являются настоящими причинами истерического расстройства.

Возвратившись из Франции, куда он ездил к Ж.М.Шарко в Парижскую клинику (в том числе с целью усовершенствоваться в технике гипноза), З.Фрейд вообщем отказался от этой техники. Скоро он определил главную причину отказа от гипноза как способа проникания в необычную для многих психологов область психологических процессов, которые оставались для сознания хворого неведомыми, но реально действовали и определяли поведение хворого. Для 3. Фрейда становится все яснее, что для осознания безотчетного (и в конечном счете для овладения им) нужно использовать все сознательные силы хворого, побудив его понять свое безотчетное. А это нереально тогда, когда субъект находится в гипнотическом состоянии.

Фрейд разрабатывает свои способы проникания в безотчетное клиента, которые начинает использовать в практике исцеления нездоровых. На самом деле, это уже фактически психоаналитические способы, которые применяются при общении доктора и хворого, находящегося в обычном (а не модифицированном, как в гипнозе) состоянии сознания.

Обычно, говоря о психоаналитическом способе, именуют способ свободных ассоциацийкак технический прием, при помощи которого 3.Фрейд пробовал добраться до позабытого нездоровым содержания психологической жизни, вытесненного в безотчетное. Он состоит в том, что клиент психотерапевта, находясь в расслабленном состоянии, лежа на кушетке, начинает гласить все, что ему придет в голову по поводу какого-либо элемента собственного сновидения либо мучающего его ужаса, не отказываясь ни от одной ассоциации, какой бы необычной, страшенной либо зазорной она ему ни показалась. Как мы гласили выше, для З.Фрейда ассоциации являлись не механической (как это было в ассоциативной психологии), а смысловой связью, которая могла посодействовать «вытащить» в сознание некие безотчетные содержания, неприемлемые для сознания хворого и в то же время выявляющие сокрытый смысл того либо другого болезненного симптома.

Практически способ свободных ассоциаций оказывается техническим приемом, который употребляется не только лишь при истолковании симптомов невротических расстройств, да и в других случаях - для толкования сновидений (в том числе здоровых людей) и так именуемых неверных действий. Таким макаром, можно выделить три способа исследования безотчетного: 1) анализ невротических симптомов, 2) истолкование сновидений и 3) анализ неверных действий.

По З.Фрейду, сновидение представляет собой «царскую дорогу» в безотчетное. Анализ бессчетных сновидений здоровых и нездоровых людей позволил ему утверждать, что хоть какое сновидение (духовная жизнь во время сна) представляет собой призрачное выполнение желания человека, которое он по тем либо другим причинам не имеет способности выполнить наяву. В сновидении можно выделить две его образующие: очевидное содержание - это образы сновидения, т.е. символическое изображение укрытых мыслей сновидения, и сокрытые {бессознательные) мысли сновидения, которые прячутся за очевидными, искажающими их содержаниями сновидения. В отличие от деток, чьи сновидения, обычно, «прозрачны» так, что их не надо толковать, у взрослых в большинстве случаев наблюдается рассогласование меж очевидным и сокрытым содержаниями сновидения, так как взрослые люди внутренне борются с неприемлемыми исходя из убеждений культуры, в какой они были воспитаны, желаниями. Даже в сновидении человек опасается признаться себе в этих желаниях - в нем будто бы имеется некоторый цензор, пропускающий в очевидное содержание сновидения так искаженные переживания, что их нужно толковать.

В психоанализе З.Фрейда наблюдается серьезное соблюдение принципадетерминизма (при этом в самой всераспространенной его форме – в форме причинного детерминизма). По З.Фрейду, ничего случайного в психологической жизни не бывает. Даже самая малозначительная - поточнее, кажущаяся малозначительной - идея всегда связана с нашими безотчетными переживаниями, пусть и очень опосредствованно. Потому и нужен способ толкования этих кажущихся дилетанту «случайными» мыслей (а именно, при помощи методики «свободных ассоциаций»).

Еще одним способом, при помощи которого психотерапевт и его пациент могут просочиться в безотчетное, является анализ так именуемого переноса, либо трансфера, - особенного парадокса, который достаточно нередко появляется при психоаналитическом общении психотерапевта с пациентами.

Исходя из убеждений психоаналитической концепции сознание - только островок, омываемый океаном безотчетного. В этом океане можно выделить примыкающее к сознанию предсознательное расположенное далее от сознания безотчетное.

3.Фрейд разрабатывает учение о безотчетных влечениях, которые он в согласовании со собственной естественно-научной установкой делил на две группы: 1) влечения к сохранению себя как индивидума (к самосохранению) и 2) влечения к сохранению рода (сексапильные влечения). 2-ые оказываются для субъекта даже более важными, чем 1-ые, потому рвение к сексапильной жизни реализуется у многих людей даже во вред их влечениям к самосохранению. Опыт отношений З.Фрейда с пациентами (приемущественно, пациентками) нашел, что в базе невротических симптомов лежат неудовлетворенные сексапильные влечения. Это происходило в силу специфичных критерий воспитания деток из средних слоев общества тогдашней Австро-Венгрии, где властвовала «репрессивная» сексапильная мораль (ее особенности отлично описаны в произведениях друга З.Фрейда писателя С. Цвейга). Но 3. Фрейд делает из этой личной закономерности глобальный вывод о том, что в базе психологической жизни хоть какого человека (независимо от времени и культуры, в каких он живет) лежат сексапильные влечения, которые накладывают собственный отпечаток на все без исключения ее стороны.

Необходимо подчеркнуть, что под воздействием неких публичных событий (Первой мировой войны) З.Фрейд изменяет свое учение о влечениях человека, вводя в него «новое измерение». Сейчас он выделяет еще влечения к жизни и влечения к погибели (обосновывая необходимость такового нововведения в работе «По ту сторону принципа удовольствия», вышедшей в конце 1920 г.).

К началу 20-х гг. XX в. относится разработка 3.Фрейдом новейшей структуры «психической личности». Идет речь о выделении в человеке 3-х инстанций, представляющих из себя в известной мере самостоятельных субъектов (которые находятся в неизменных обсуждениях и борьбе вместе, так как подчиняются различным законам): Оно, Я и Сверх-Я.

Оно - самая нижняя (глубинная) подструктура личности, содержание которой безотчетно, содержит в себе безудержные сексапильные и брутальные влечения. Подчиняется принципу наслаждения и, естественно, конфликтует с Я и Сверх-Я. Безотчетным является также и высшая инстанция в структуре личности - Сверх-Я. Она играет роль внутреннего цензора, совести, и представляет собой складывающуюся под воздействием воспитания систему моральных и культурных норм, принятых в данном обществе и усвоенных личностью. У Я самая незавидная судьба: это практически посредник меж Оно и Сверх-Я, меж индивидумом и наружным миром. Я делает функцию восприятия, понимания окружающего мира и приспособления к нему, подчиняется потому принципу действительности, но в то же время вынуждено «угождать» и Оно, и Сверх-Я. Естественно, что меж этими подструктурами личности всегда появляются конфликты. И для сохранения целостности личности Я производит так именуемые защитные механизмы, которые помогают Я согласовывать меж собой противоречивые требования всех противостоящих ему реальностей не за счет реального ублажения этих требований, а за счет их примирения методом специфичной личной работы. По современным данным, существует более 20 различных защитных устройств личности, которые строятся Я за счет энергии влечения к погибели. Для иллюстрации приведем два примера.

Одним из всераспространенных защитных устройств личности является вытеснение. Мемуары о совершенном человеком мерзком поступке могут быть вытеснены в безотчетное и перестают существовать для сознания субъекта (человек от всей души не помнит о совершенном предательстве, уверяя всех окружающих и, сначала, себя самого, что вообщем был в сей день в другой стране и т.п.).2-ой всераспространенный защитный механизм - проекция: человек безотчетно проецирует (приписывает) имеющиеся в нем безотчетные желания другим людям.

Гештальт-психология – одно из направлений забугорной психологии, использующее для разъяснения сложных психологических явлений принцип их целостности («гештальты»).

Гештальтпсихология была базирована как психологическое направление сначала 10-х гг. XX в. 3-мя германскими психологами - Максом Вертгеймером(Wertheimer, 1880- 1943), Вольфгангом Кёлером(Kohler, 1887- 1967) и Куртом Коффкой(Kofflca, 1886- 1941). Условной датой рождения этого направления считается 1912 год - год выхода в свет работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения». В бессчетных опытах М.Вертгеймера, испытуемыми в каких были его друзья В. Кё-лер и К. Коффка, изучалось в главном кажущееся движение, т.е. восприятие движения при отсутствии такого беспристрастно. Подавляющее большая часть тестов строилось в согласовании со последующей схемой.

Давалось два изображения обычного объекта (допустим, светящейся в мгле полосы) на неком расстоянии одно от другого. Поначалу загоралось (подсвечивалось) левое изображение, потом через какое-то время правое. Если интервал времени меж возникновением первого и второго объектов был довольно велик, испытуемый лицезрел просто одну полоску слева, а потом вторую полоску справа. Если интервал был очень мал, испытуемый не успевал проследить за тем, поочередно объекты предъявляются либо нет, и лицезрел их сразу на обыденных местах. И только при некой средней скорости смены одной экспозиции другой испытуемый лицезрел ясное движение полосы из левого положения в правое, хотя в реальности никакого движения не было.

М.Вертгеймер был обязан отрешиться от элементаризма в любом из его вариантов и предложил другой ему целостный подход. Это означало, что (в этом случае) восприятие движения не следует рассматривать как сумму каких-то чувств, являющихся частями целого, — оно (восприятие) вначале строится как целостная структура, особенности которой определяются тут и сейчас существующими пространственными и временными критериями восприятия того либо другого определенного материала.

Итак, целое дано в восприятии испытуемого ранее, чем какая-либо его часть. Потому испытуемыми в опытах гештальтпсихологов должны были быть «наивные» испытуемые, которые не будут «испорчены» титченеровским требованием «расчленения целого на элементы», и применяемый в гештальтпсихологии способ получил заглавие «метода феноменологического самонаблюдения».

Свою определенную экспериментальную разработку идеи геш-тальтпсихологов получат в главном в исследовательских работах 20-х гг. XX в. в Берлинском институте. На примере восприятия плоских изображений прямых и кривых линий, геометрических фигур и т.п. гештальтпсихологи нашли, с их точки зрения, законы восприятия вообщем: фактор близости, фактор сходства, фактор «общей судьбы» и т. п.

Согласно первому закону, в качестве фигур на фоне воспринимаются те элементы общего целостного изображения, которые находятся друг к другу поближе. Так, попарно расположенные полосы (рис. 6) будут видеться испытуемым как колонны либо полосы на общем фоне. Если же испытуемый увидит изображение, составленное из огромного количества кружочков 2-ух цветов (скажем, зеленоватого и красноватого), то полностью возможно объединение бардовых кружочков в единый гештальт — фигуру, а зеленоватых — в фон (либо напротив).




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Направления научной психологии:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Направления научной психологии