Полномочия государственных органов управления по сертификации

Возможности муниципальных органов управления по сертификации


В Законе установлены цели сертификации, определен государственный орган по сертификации — Муниципальный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт Рф), определены главные направления его деятельности по сертификации.

Закон определяетследующиецели сертификации:

• создание критерий для деятельности организаций всех форм принадлежности на едином товарном рынке Рф, для роли в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и интернациональной торговле;

• содействие потребителям в выборе продукта и защита их от недобросовестности изготовителя (торговца, исполнителя);

• контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и среды;

• доказательство характеристик свойства продукции, заявленных изготовителем. Закон определяет правовые базы организации системы сертификации.

Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены:

- муниципальные органы;

- организации, которые делают систему сертификации;



- испытательные лаборатории; центральные органы систем сертификации, определяемые в нужных случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции;

- изготовители (торговцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

Закон закрепляет положение о том, что в систему сертификации могут заходить несколько систем по сертификации определенных видов однородной продукции, при этом они все должны управляться едиными правилами, принципами и документами, хотя могут иметь свою специфику. Конкретно таковой объединяющей системой в Рф является система неотклонимой сертификации "ГОСТ Р".

Положения, касающиеся неотклонимой сертификации, содержаться в разд. II Закона, где обозначено, что объекты неотклонимой сертификации определяются законодательными актами Русской Федерации. Объекты неотклонимой сертификации, относящиеся к товарам народного употребления, также работ, услуг, реализуемых гражданам, определяются на базе ст. 7 Закона "О защите прав потребителей". Организация и проведение работ по неотклонимой сертификации возложены на Госстандарт Рф, но могут быть возложены и на другие федеральные органы управления Русской Федерации.

Формы неотклонимой сертификации устанавливает Госстандарт или другие уполномоченные на то органы, при этом они все должны учесть сложившуюся иностранную и международную практику.

Согласно Закону производить управление и координацию сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях. К примеру, сертификация средств связи и услуг связи проводится на базе Федерального закона "О связи", а тесты осуществляются в уполномоченных на то испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Госстандартом Рф. Сертификат соответствия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Другими федеральными органами по сертификации являются Госсанэпиднадзор Минздрава РФ, Госкомэкологии РФ, Министерство природных ресурсов РФ, муниципальная ветеринарная служба и др.

Закон "О техническом регулировании" регламентирует обязанности участников сертификации:

- правомочия муниципальных органов управления,

- обязанности центрального органа системы сертификации,

- обязанности органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра), также изготовителя (торговца) продукта.

Закон определяет условия ввоза импортируемой продукции, основным из которых является наличие сертификата и знака соответствия неотклонимым требованиям русских эталонов, что должно быть предвидено в договорах купли-продажи, если продукция подлежит неотклонимой сертификации. В развитие требований Закона в 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ "О мерах по защите потребительского рынка Русской Федерации от проникания некачественных привезенных из других стран продуктов", в каком предусматриваются дополнительные меры по защите внутреннего потребительского рынка от плохой продукции. Постановление устанавливает последующие меры: преимущественное проведение сертификации продукции и систем свойства у изготовителя до заключения договора, маркировку продукции знаком соответствия; усиление уголовной и административной ответственности за ввоз на местность Рф и реализацию привезенных из других стран продуктов, потенциально небезопасных для жизни и здоровья потребителя; доведение до потребителя инфы о происхождении продукции забугорного производства; введение листов-вкладышей (этикеток) на импортируемые пищевые продукты на российском языке, где должны быть указаны сведения о составе, пищевой ценности, критериях хранения и использования; ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции; введение неотклонимой сертификации строй материалов, изделий и конструкций, также мед техники.


Загрузка...

В ст. 15 Закона инсталлируются положения по муниципальному контролю и надзору за соблюдением правил неотклонимой сертификации и за сертифицированной продукцией. Каждый муниципальный орган управления, который занимается организацией и проведением неотклонимой сертификации, производит муниципальный контроль и надзор за обозначенными выше объектами согласно правилам, установленным этими руководящими органами.

Но Закон допускает также, что контроль и надзор имеют право проводить специально уполномоченные на то органы муниципального управления, которые не делают систему сертификации. Их возможности определяются Правительством РФ либо законодательными органами. К примеру, Госторгинспекция получила права по контролю и надзору согласно Постановлению Совета Министров РФ.

Контроль за сертифицированной продукцией по существу есть проверка ее соответствия неотклонимым требованиям эталонов по безопасности, а это практически совпадает с объектом муниципального надзора и контроля за выполнением неотклонимых требований эталонов). Но к муниципальному контролю и надзору по отношению к неотклонимой сертификации добавляется к тому же проверка соблюдения правил неотклонимой сертификации изготовителем (торговцем), органами по сертификации и испытательными центрами. Беря во внимание единство объекта контроля, Госстандарт утвердил "Порядок проведения Госстандартом Рф муниципального контроля и надзора за соблюдением неотклонимых требований муниципальных эталонов, правил неотклонимой сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)". Установленный этим документом порядок обязателен для должностных лиц Госстандарта и проверяемых субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и форм принадлежности.

Закон "О техническом регулировании" верно разграничивает источники финансирования разных направлений деятельности по сертификации. В ст. 16 приведен список работ, которые финансируются государством. В него включены:

• разработка прогнозов развития сертификации, правил и советов по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

• роль в работе интернациональных (региональных) организаций по сертификации и сотрудничеству с государственными органами по сертификации забугорных государств;

• роль в разработке интернациональных (региональных) правил и советов по сертификации;

• разработка проектов законодательных актов по сертификации;

• исследования, имеющие общегосударственное значение;

• работы по муниципальному контролю и надзору за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

• ведение Муниципального реестра по сертификации и аккредитации, архивное хранение материалов по гос регистрации систем сертификации и символов соответствия;

• другие работы по неотклонимой сертификации, если это определено законами Рф.

Все работы, связанные с неотклонимой сертификацией определенной продукции, оплачивает заявитель. При всем этом порядок оплаты определяется федеральными органами исполнительной власти, которые правят системами сертификации определенных видов продукции, т.е. по каждой системе неотклонимой сертификации раздельно. Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством денег РФ. Схожий метод оплаты целесообразен исходя из убеждений зависимости цены работ от степени трудности продукции, ее вида и отличительных особенностей способов испытаний, испытательного оборудования, длительности и т.п. Окончательный размер цены устанавливается в договоре меж заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в согласовании с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

Все рассмотренные выше законоположения связаны с неотклонимой сертификацией.

Что касается добровольческой сертификации, Закон показывает, в каких случаях вероятна добровольческая сертификация, принципы ее организации и права заявителя при заключении контракта о добровольческой сертификации. Все особенности этого вида сертификации и правила ее проведения в Рф рассмотрены дальше.

Разд. IV Закона "О сертификации продукции и услуг" устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный либо гражданско-правовой нрав, определяется по фактам нарушений правил неотклонимой сертификации, а несут ее виноватые юридические, физические лица либо органы муниципального управления. Норма ответственности определяется законодательством РФ. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом РФ "О защите прав потребителей" для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

В согласовании с Законами "О защите прав потребителей" и "О техническом регулировании" в Рф организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках огромного количества систем как неотклонимого, так и добровольческого нрава. Для упрочения доверия к результатам сертификации, защиты от необъективной инфы, способности обоюдного признания и сравнения результатов испытаний требуется гармонизация правил, принципов и целей сертификации. Для этого и были приняты Правила сертификации в РФ и другие документы.

На основании Закона РФ "О техническом регулировании" муниципальные органы управления уполномочены создавать системы сертификации для проведения неотклонимой сертификации в области собственной компетенции. Это не воспрещает им заниматься и добровольческой сертификацией вровень с другими организациями.

Разглядим области деятельности муниципальных органов по сертификации.

Госстрой Рф организует сертификацию в области инженерных исследовательских работ, проектных и строй работ, также аккредитацию соответственных органов по сертификации строительной продукции.

Госкомсвязи РФ производит сертификацию средств связи на право их использования. Сертификация проводится на специально для этих целей выделенных предприятиях, которые аккредитованы Госстандартом. В компетенцию Госкомсвязи заходит также обеспечение сертификации последующих видов продукции: информационно-вычислительных систем, автоматических систем и сетей, программных средств для компов, баз и банков данных. В область сертификации данного Комитета не врубаются средства и системы, обеспечивающие безопасность жизни, имущества, охрану здоровья людей и защиту среды.

Министерство путей сообщения Рф отвечает за проведение сертификации образцов новейшей техники для решения вопроса о необходимости серийного производства.

Министерство транспорта РФ обеспечивает сертификацию тс, оборудования и материалов для всех видов транспорта, включая электронный транспорт и дорожное хозяйство.

Федеральная авиационная служба Рф проводит сертификацию воздушных судов и оборудования интернациональных аэропортов, выдает сертификаты заинтересованным государствам в согласовании с их законодательством.

Госкомитет РФ по физкультуре и туризмуучаствует в сертификации туристических услуг и продуктов, применяемых в этой области.

Управление почтовой связи Госкомсвязи РФорганизует сертификационные работы по услугам почтовой связи.

Русское галлактическое агентствоорганизует сертификацию галлактической

Министерство обороны РФучаствует в сертификации галлактической техники на договорной базе.

Конкретно либо косвенно в сертификации также участвуют органы муниципального надзора — Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Пограничный муниципальный ветеринарный надзор, органы муниципального энергетического надзора, противопожарная служба, Русские Морской, Речной и Авиарегистры, Министерство здравоохранения и Госсанэпиднадзор.

Госгортехнадзорвзаимодействует с Системой сертификации ГОСТ Ρ Госстандарта Рф и является центральным сертификационным органом в объеме собственной компетенции. Не считая того, он участвует в аккредитации испытательных лабораторий по испытаниям горно-шахтного оборудования на соответствие требованиям правил и норм безопасности, содержащихся в соответственных эталонах. Фактически все правила и нормы безопасности горно-шахтного оборудования, рудничных электротехнических изделий, взрывчатых материалов и устройств для взрывных работ, грузоподъемников и сосудов под давлением утверждает Госгортехнадзор. Он же производит муниципальный надзор за этими видами продукции.

Госатомнадзорорганизует работу по сертификации на соответствие требованиям ядерной и радиационной безопасности ядерных материалов, радиоактивных веществ, оборудования, применяемых в мирных и оборонных целях. Госатомнадзор разрабатывает нормы и правила этого вида безопасности и производит муниципальный надзор за безопасностью при производстве и применении соответственных его компетенции материалов, веществ, изделий и устройств.

Пограничный муниципальный ветеринарный надзорвыдает ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства и другие документы при импорте, экспорте и транзите через российскую местность подконтрольных ему "грузов животного происхождения". Эта служба также не пропускает подконтрольные ей грузы на местность РФ без ветеринарных сертификатов, производит надзор за соблюдением ветеринарных критерий при импорте и экспорте.

Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК)организуют и производят сертификацию электронных установок, устройств, поднадзорных им работ и услуг вместе с Госстандартом РФ.

Муниципальная противопожарная служба МВД Русской Федерациисертифицирует средства обеспечения пожарной безопасности, также продукции и услуги на соответствие требованиям пожарной безопасности, если таковые содержатся в нормативных документах.

Русский Морской Регистр— орган муниципального технического надзора и систематизации морских штатских судов. К его компетенции относятся также судовые холодильные установки, грузоподъемные устройства и контейнеры. Морской

Регистр разрабатывает и издает правила и нормы по безопасности плавания людей и надежности перевозки грузов, охране морской среды. Надзор проводится на всех стадиях актуального цикла судов. По существу все свидетельства о годности к плаванию, выдаваемые Морским Регистром на определенной стадии актуального цикла судна, являются сертификатами соответствия. Практически все свидетельства имеют срок деяния (обычно, четыре года), при этом предусматривается каждогоднее доказательство. На некие виды материалов и изделий, нужных для постройки судна, Морской Регистр выдает сертификаты соответствия. Деятельность Русского Речного Регистрааналогична, но связана с другими группами объектов надзора и сертификации.

Русский Авиарегистрпроводит сертификацию самолетов и выдает сертификат летной годности. Нормы летной годности, содержащие требования к безопасности авиационной техники, разрабатываются на базе эталонов и советов Интернациональной организации штатской авиации (ИКАО). Рос-авиарегистр производит также надзор за штатскими воздушными судами на всех стадиях актуального цикла самолетов и вертолетов, за составными частями, комплектующими деталями и материалами, которые используются в данной отрасли производства.

Надзор за фармацевтическими средствами и мед техникой находится в ведении Минздрава Рф.Специфичность его роли в сертификации состоит в том, что к серийному производству продукция этой отрасли допускается только после особых испытаний (технических и мед), по результатам которых Минздрав выдает разрешение. Оценка соответствия уже применяемых фармацевтических средств и медтехники может осуществляться также и средством сертификации.

Департамент муниципального санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ (Госсанэпиднадзор)проводит сертификацию новых мед иммунобиологических препаратов и антисептических средств, также выдает гигиенический сертификат, который является разрешением как для серийного производства в Рф, так и для импорта целого ряда продуктов. Сертификат подтверждает их безопасность для здоровья человека при соблюдении установленных критерий. Гигиенические сертификаты выдаются на шаге согласования нормативной документации до начала серийного производства продукции.

Призаключении договора на импорт продуктов, подпадающих под компетенцию данного муниципального органа, нужно в договоре клеветать условие неотклонимого представления таможенным органам гигиенического сертификата до выпуска партии на таможенную местность.

Санитарно-эпидемиологическому надзору согласно Закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" подвергаются новые технологии, материалы, вещества и изделия бытового и производственного предназначения, продовольственное сырье и пищевые продукты, все другие продукты, с которыми конкретно соприкасается человек. Нормативной базой муниципального надзора и сертификации в данной области служат санитарные правила, в каких установлены аспекты безопасности и безвредности продуктов для человека и среды его обитания.

Госсанэпиднадзор выдает гигиенические сертификаты на продукты для детского питания, на пестициды, пищевые добавки, новые либо нетрадиционные виды продовольственного сырья, также на продукцию, закупаемую на основании интернациональных договоров. На все другие виды продукции гигиенические сертификаты выдают центры санитарно-эпидемиологического надзора республик (в составе РФ), краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга.

В деятельность по сертификации равномерно врубаются и другие органы муниципального управления. Предоставление возможностей по сертификации настолько широкому кругу организаций привело к образованию дополнительного поля для регулирования правил и процедур сертификации. Для этого сотворен Междуведомственный совет по сертификации и аккредитации.

Координацию деятельности по сертификации отдельных групп продукции производит Госстандарт, отвечающий сообразно своим функциям за реализацию гос политики в области сертификации. Правовой основой для такового вида деятельности являются соглашения, заключаемые муниципальными элементами управления с Госстандартом. В соглашениях оговариваются такие вопросы, как выбор системы сертификации; объекты сертификации и нормативные документы; выбор аккредитующего органа; формы сертификатов; инспекционный контроль; ведение Реестра системы сертификации и порядок взаимодействия с Госстандартом.

Соглашения предугадывают три формы взаимодействия муниципального органа управления с Госстандартом:

• проведение сертификации вне Системы ГОСТ Ρ по своим правилам с выдачей собственных сертификатов и символов соответствия (т.е. отсутствие прямого взаимодействия);

• вхождение в Систему ГОСТ Ρ я получение от Госстандарта РФ отдельных прав по сертификации определенных видов продукции, относящихся к компетенции муниципального органа;

• вхождение в Систему ГОСТ Ρ и деятельность в полном согласовании с ее правилами.

Большая часть органов муниципального управления имеют соглашения с Госстандартом. К примеру, соглашение с Госсанэпиднадзором предугадывает, что продукция, подлежащая неотклонимой сертификации, допускается к ней только при наличии гигиенического сертификата.

Подобные соглашения заключаются Госстандартом и с негосударственными структурами, проводящими сертификацию, к примеру, Торгово-промышленной палатой, Интернациональным объединением "СовАск", акционерным обществом "Сертификация в бизнесе к торговле" и т.д.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Полномочия государственных органов управления по сертификации:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Полномочия государственных органов управления по сертификации