Торможение условных рефлексов

Торможение условных рефлексов


Бесспорное торможение. В период проявления условного рефлекса неожиданное изменение наружной среды, т. е. новый посторон­ний раздражитель, вызывает новый очаг возбуждения в коре, что приводит к изменению течения ответной реакции, а время от времени и к полному прекращению ее. Такими раздражителями могут быть неожиданные шумы, изменение освещения, дуновение ветра и т. д.

Эти посторонние неожиданные раздражители тормозят рефлексы. Увидено, что, чем «моложе» рефлекс, тем легче он поддается торможению. Возникновение торможения разъясняется развитием процесса индукции (наведения) в центральной нервной системе. И по­скольку торможение вызывается дополнительным (сторонним) раздражителем, возбуждающим новый рефлекторный акт в итоге взаимодействия примыкающих инициативных центров, И. П. Павлов именовал его наружным торможением. Бесспорным его именуют поэтому, что оно присуще организму от рождения, вырабатывается в процессе исторического развития животного и характерно всей центральной нервной системе. В его осуществлении участвует ретикулярная формация мозга.



Этот вид торможения в большинстве случаев наблюдается у малышей, работающих в коллективе (класс, группа), когда хоть какой сторонний шум, проникающий в помещение, нарушает течение рефлекторного акта. К примеру, во время урока чистописания с улицы доносится звук авто сирены. Ряд учеников переключается в сторону звука, как более сильного раздражителя, теряя при всем этом концентрацию внимания, допуская помарки и некорректное начертание букв.

Но бесспорное торможение может наступать и без возникновения второго очага возбуждения. Клеточки коры имеют предел, работоспособности. Это бывает при лишней силе условного раздражителя. При сверхмаксимальном раздражении появляется опасность разрушения и смерти клеток. Наступающее при всем этом торможение избавляет эту опасность и может иметь охранительное значение. Потому данный вид торможения именуют запредельным.

Предел работоспособности клеток коры мозга не является величиной неизменной и находится в зависимости от возраста малыша, от степени его утомления, истощения, от гипнотизации (функциональ­ного состояния нервных клеток), заболевания и других обстоятельств.

Примером запредельного торможения может служить сонное состояние либо невнимательность учеников при очень звучном и однообразном рассказе учителя на уроке. При одинаковых (однообразных) долгих, хотя и слабеньких раздражениях происходит процесс суммации раздражений, который выходит за предел рабо­тоспособности нервных клеток.

Условное торможение. Этот вид торможения свойствен высшим отделам центральной нервной системы и развивается только при условии неподкрепления условного сигнала бесспорным раздражителем, т. е. при несовпадении во времени 2-ух очагов возбуждения.

Вырабатывается этот вид торможения в течение индивидуаль­ной жизни организма и, в отличие от бесспорного, раззивается равномерно, а время от времени с огромным трудом, а потому еще именуется внутренним торможением. Принято выделять последующие виды условного торможения: угасательное, дифференцировочное и др. Угасательное торможение. Угасательное торможение развива­ется при повторении условных раздражителей без подкрепления бесспорным. К примеру, если зажигание электронной лампочки всегда сопровождается пищей, оно будет вызывать условный двигательный (движение к еде) слюноотделительный рефлекс. Но если создавать то же зажигание лампочки и не подкреплять его пищей, то равномерно зажигание лампочки перестает вызывать пищевую двигательную и секреторную реакцию. Скорость угасания реакции находится в зависимости от частоты повторения условного раздражителя без подкрепления, от прочности ранее выработанного рефлекса, от типа высшей нервной деятельности, от силы условного раз­дражителя.

Охотникам отлично понятно, что хищное животное все пореже и пореже возникает в тех местах, где оно меньше находит себе еды, хотя ранее это были места более нередких удач для «охоты» животного. Как следует, из-за неподкрепления едой у хищника угасают все условнорефлекторные реакции, связанные с посещением такового места. Сигналы, имевшие ранее определенное значение, перестают вызывать рефлекс. От угасательного торможения зависит степень приспособления животного к окружающей среде, т. е. оно регулирует поведение соответственно условиям жизни.


Загрузка...

Означает, наступающее угасательное торможение устраняет от выработанной привычки. К примеру, младший школьник привык читать лежа в кровати. Чтение умопомрачительной и приключенческой литературы очень увлекло его. Он стал читать за счет сна, подготовки домашних заданий, прогулок на свежайшем воздухе. В итоге снизилась успеваемость, появилась бледнота и завышенная нервность. Предки, учителя и одноклассники безотступно требуют бросить увлечение хаотичным чтением и соблюдать режим. Сам школьник решает больше не нарушать режима и не брать в руки «захватывающих» книжек. Сначала это дается ему с огромным трудом. Даже сон не приходит к нему вовремя. Но он гонит от себя мемуары о героях прочитанных книжек, их приключениях и похождениях. Привычка к хаотичному чтению начинает гаснуть. И если школьник никогда, ни на минутку не на­рушит верный режим денька чтением интересной книжки, то совсем избавится от этой отрицательной привычки.

Полное угасание неподкрепляемого условного рефлекса развивается медлительно и не ограничивается только центром этого рефлекса. Оно распространяется на некие другие подкрепляемые рефлексы и их центры. Это свидетельствует о том, что торможе­ние способно распространяться (иррадиировать) в нервной си­стеме.

Но через некое время угасший условный рефлекс вос­станавливается без помощи других без подкрепления. Скорость такового восстановления находится в зависимости от степени и глубины угасания, от типа высшей нервной деятельности, от частоты повторения опытов с угасанием. Такое восстановление заторможенного рефлекса получило заглавие растормаживания.

Дифференцировочное торможение. В базе явления дифферен-цировочного торможения, либо просто дифференцировки, лежит тот факт, что неподкрепляемый раздражитель преобразуется в отрицательный условный раздражитель, а условный раздражитель, всегда подкрепляемый, продолжает вызывать рефлекс — он положителен. Таким макаром, неподкрепляемый раздражитель вызывает тормо­жение клеток коры, а подкрепляемый раздражитель — возбуждение. Происходит концентрация и разделение 2-ух процессов: возбуждения и торможения.

Как вид внутреннего торможения условнорефлекторной деятельности дифференцировочное торможение очень нужно для анализа воздействий окружающего мира и формирования в связи с этим соответственного позедения.

Благодаря дифференцировкам в слуховых анализаторах наступает различение высоты звуков, их силы и направленности; в зрительных — различение цветов, цветов и удаленности; в анализа­торе кожной чувствительности — прикосновения, давления и др.

1-ые дифференцировки вырабатываются медлительно, но посте­пенное повторение (тренировка) ускоряет их выработку. Существует два метода выработки дифференцировок. При первом методе выработка дифференцировок начинается с раздражителей, очень близких к условному (к примеру, тоны «до» и «ре»), и для их раз­личения требуется больший труд и соответственно более длитель­ная тренировка, чем при втором методе, когда выработка дифференцировок начинается с более дальних (к примеру, тоны «до» и «фа») раздражителей. Потому при первом методе дифференцировка вырабатывается сложнее и медлительнее, чем при втором. Как следует, чем посильнее отличаются раздражители, тем легче вырабатывается дифференцировка.

Дифференцировки двигательных условных рефлексов вырабатываются резвее, чем слюноотделительные, сокоотделительные и другие секреторные. Дифференцировочное торможение тем посильнее, чем лучше положительный условный раздражитель, т. е. чем посильнее раздражительный процесс, которому противоборствует дифференцировочное торможение.

Дифференцировочное торможение имеет очень принципиальное значение в работе воспитателя, который закладывает начало будущей деятельности малыша. Оно имеет значение не только лишь для уроков музыки и пения, да и для исследования азбуки, когда методом отличия близких по начертанию букв познается их смысловое значение. Методом дифференцировки познается принцип перехода от личного к общему, от легкого к трудному и т. д. Некорректность в выработке дифференцировок лежит в базе неверного произношения слов, неправильности написания ударных и безударных гласных, жестких и мягеньких согласных и т. д.

Время, нужное для выработки дифференцировки, у различных деток бывает различным, потому что в этом процессе играет роль возрастное состояние коры мозга, также подготовительные тренировки. Более трудные дифференцировки требуют более длительного времени для их образования.

Причина затруднения выработки дифференцировок у малышей дошкольного возраста по сопоставлению с младшими школьниками лежит в том, что у дошкольников иррадиация возбуждения в мозговой коре бывает более широкой, а концентрация раздражительного и тормозного процессов, лежащая в базе дифференцировок, наименьшей, а потому сложнее улавливаются тонкости различения близких меж собой раздражителей.

Упрочение дифференцировочного торможения у малышей при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному, а потом к детям и юношам позволяет повысить эффективность учебного процесса, уточнить и углубить зание отдельных истин и законов, а тем расширить познания школьников, повысить их эрудированность в зании наружной среды, музыки, в наблюдении природных явлений, в определении черт нрава людей и т. д., где требуется достаточно узкая дифференцировка очень близких раздражителей.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Торможение условных рефлексов:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Торможение условных рефлексов