Лекция - ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧС

Лекция - ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧС


Вопросы психологии человека в форсмажорных ситуациях нужно рассматривать в целях подготовки населения, спасателей, управляющих к действиям в экстремальных ситуациях.

При рассмотрении вопросов поведения человека в критериях ЧС огромное внимание уделяется психологии ужаса. В ежедневной жизни, в экстремальных критериях человеку повсевременно приходится преодолевать угрозы, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) ужас, т. е. краткосрочный либо долгий чувственный процесс, порождаемый реальной либо надуманной угрозой. Ужас— это сигнал волнения, но не просто волнения, а сигнал, вызывающий возможные защитные деяния человека.

Ужас вызывает у человека противные чувства — это негативное действие ужаса, но ужас— это и сигнал, команда к персональной либо коллективной защите, потому что основная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.

Следует учесть, что более частыми, значительными и оживленными являются непродуманные, безотчетные деяния человека как итог его реакции на опасность.



Самую большую опасность для человека представляют причины, которые могут вызвать его смерть в итоге разных брутальных воздействий — это разные физические, хим, био причины, высочайшие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти причины требуют разных методов защиты человека и группы людей, т. е. личных и коллективных методов защиты к которым можно отнести: рвение человека удалиться за границы деяния поражающих причин (убежать от угрозы, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника вероятных поражающих причин для ослабления их деяния либо ликвидирования источника вероятных поражающих причин.

2. Групповое поведение людей в ЧС. Паника

Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение' большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом неожиданного и небезопасного происшествия либо опасности такового происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это связано с. реальными либо возможными вещественными потерями, человечьими жертвами и характеризуется приметной дезорганизацией публичного порядка,

Групповое поведение людей связано с одним и этим же наружным событием и находится в зависимости от таких чувственных причин, которые связаны с групповым умонастроением, а не с персональными качествами психики человека. Об этом гласит статистика катастроф, судьбы пострадавших, деяния спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от деяния чрезвычайных ситуаций.

Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории.

Случаи оптимального, адаптивного поведения человека с психологическим контролем и управлением чувственным состоянием поведения. В почти всех экстремальных ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и. производились меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием четкого выполнения инструкций и распоряжений управления в случаях ЧС. Следует держать в голове, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение волнения и беспокойства и вкупе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области собственной защиты.

Случаи, носящие нехороший, патологический нрав, отличаются отсутствием адаптации к обстановке, когда люди своим нерациональным поведением и небезопасными для окружающих действиями наращивают число жертв и дезорганизуют публичный порядок. В данном случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится рассеянной й безынициативной, а то и просто бешеной. Личным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда ужас перед угрозой завладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое хаотичное бегство, когда людьми управляет сознание, низведенное до простого уровня (примитивная реакция человека на ужас). Оно может сопровождаться реальным неистовством, в особенности, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается огромным количеством человечьих жертв.


Загрузка...

Панические реакции могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неведомой планировкой, когда человек чувствует опасность собственной жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись практически нельзя, одномоментно подвергаются чувству массового ужаса, особеяно, если в группе' есть неустойчивые люди, а таких может быть менее 2 % от числа всей группы.

В психическом плане паника очень заразна, потому что связана с проявлением “стадного инстинкта”.

Следует знать, что заблаговременно принятые меры предосторожности не могут вполне гарантировать способности появления паники, но могут ее значительно уменьшить, потому принятие таких мер непременно. .

3. Способы профилактики панических реакций.

Базу профилактики всех психических явлений составляет анализ особенностей появления и течения разных форм личных и коллективных реакций ужаса (паники).

Профотбор лиц для работы на небезопасных видах труда и в особенности управляющих производственных обществ (есть личности с завышенным уровнем риска). Скопленный опыт исследования чертовских ситуаций позволяет утверждать положение о наличии лиц (психопатия, нервность), склонных к созданию злосчастных случаев и к неадекватным действиям в угрожающей ситуации.

Обучение дилеммам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и форсмажорных ситуациях. Человек, работающий на небезопасных производствах должен:

знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность не только лишь за появление злосчастных случаев, да и за нрав собственных действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС;

иметь психическую готовность к действиям в ЧС, сознавать, что взрыв, пожар либо другие явления — это настоящая опасность, и быть готовым не только лишь для профилактики либо остановки чертовского процесса, да и для управления массами людей;

знать графики работы смен и схемы действий в критичных ситуациях.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Лекция - ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧС:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Лекция - ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЧС