Антонио Вивальди. «Времена года».

Антонио Вивальди. «Времена года».


С конца 16 до середины 18 веков главным стилем в европейском искусстве было Барокко. Более обширное осознание Барокко включает в него наружные формы быта, карнавалы, процессии, особенности философского и научного изложения, рассматривая Барокко как общее явление культуры (подобно Готике и Ренессансу). Барокко отразило кризис феодализма в эру начального скопления и колониальной экспансии, нарастающие противоречия в религиозном и соц сознании. Барокко обширно использовалось Контрреформацией в храмовом зодчестве, отличавшемся особенной пышностью (постройки иезуитов; архитектура "ультраБарокко" в Латинской Америке). Но Барокко получило обширное распространение не только лишь в церковных, да и в протестантских странах, а позже странах православного круга. Ограничивать Барокко рамками Контрреформации и феодальной реакции неосновательно. Вместе с придворным и церковным Барокко развиваются формы "низового Барокко", связанные с выражением антифеодального протеста, также национально-освободительного движения славянских народов против Габсбургов и османского ига. Барокко отличается антиномичностью восприятия и отражения мира, чувственным и умственным напряжением. Аскетические призывы смешиваются с гедонизмом, неповторимость с грубостью, отвлечённая символика с натуралистической трактовкой деталей. Барокко - динамический, аффектированный стиль, которому характерны театральность, фееричность, иллюзионизм. Барокко усваивает и перерабатывает разные художественные традиции, включая их в развитие государственных стилей. Для Барокко типично рвение к взаимодействию разных видов искусства (опера), осознание поэзии как говорящей живописи, а живописи как немой поэзии, увлечение эмблематикой и аллегорикой. Барокко опирается на схоластическую логику и риторику, развёртывает сложные метафоры и уподобления, наследует более экспрессивные художественные формы средневековья и Ренессанса, соединяет древние образы с христианскими. Риторический рационализм Барокко облегчал выражение его средствами мыслях Ранешнего Просвещения. Отмечается рецепция Барокко в романтизме и в новейших модернистских течениях.



В архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве Барокко было одним из главных стилевых направлений с конца 16 до середины 18 вв. Б. утвердилось в эру насыщенного складывания наций и государственных стран (приемущественно абсолютных монархий), расцвета мануфактурного производства и одновременного усиления феодально-католической реакции. Тесновато связанное с монархией, знатью и церковью, искусство Барокко было призвано прославлять и пропагандировать их могущество. Вкупе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и обилии мира, о его драматической трудности и нескончаемой изменчивости, энтузиазм к среде, к окружению человека, к природной стихии. Барокко пришло на замену как художественной культуре Возрождения, так и изощрённому субъективистскому искусству маньеризма. Отказавшись от присущих традиционной ренессансной культуре представлений о гармонии и серьезной закономерности бытия, о бескрайних способностях человека, его воли и разума, эстетика Барокко строилась на антитезах человека и мира, безупречных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве Барокко предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, втянутьённой в круговорот и конфликты среды. На искусство Барокко воздействовали и антифеодальные крестьянские и плебейские движения, буржуазные революции, внёсшие в него струю демократических бунтарских устремлений. Для искусства Барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувства, пристрастие к красивым зрелищам, совмещению призрачного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Виды искусства образуют праздничное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как организованное развивающееся в пространстве целое, разнообразно раскрывающееся перед зрителем при его движении. Дворцы и церкви Барокко благодаря шикарной, необычной пластике фасадов, неспокойной игре светотени, слитности вроде бы текучих форм, сложным криволинейным планам и очертаниям получают живописность и динамичность, как будто вливаясь в окружающее место. В парадных интерьерах архитектура соединяется с разноцветной статуей, лепкой, резьбой; зеркала и росписи призрачно расширяют место, а плафонная живопись создаёт иллюзию разверзшихся сводов.


Загрузка...

В изобразительном искусстве Барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического либо аллегоричного нрава, парадные портреты, подчёркивающие привилегированное публичное положение человека. Идеализация образов, безудержные гиперболы смешиваются в их с бурной динамикой, внезапными композициями и оптическими эффектами, действительность - с фантазией, религиозная аффектация - с подчёркнутой эмоциональностью. В живописи огромное значение получают эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, нередко - непринуждённая свобода мазка, в скульптуре - красочная текучесть формы, чувство изменчивости, становления вида, достояние качеств и воспоминаний.

В Италии - на родине Барокко - в его рамках сложились и полное религиозной и чувственной аффектации искусство Л. Бернини, Ф. Борромини, Пьетро да Кортоны, и академизм болонской школы, и демократический бунтарский реализм Караваджо; позже итальянское Барокко эволюционировало к фантастичности строений Г. Гварини, бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, головокружительной лёгкости росписей Дж. Б. Тьеполо.

Черты стиля Барокко были плодотворно реализованы в музыке. В первый раз она настолько много показала свои способности углубленного, многостороннего воплощения процессов внутреннего мира человека. На 1-ый план выдвинулись музыкально-театральные жанры (сначала – опера), что определялось соответствующим для Барокко рвением к драматической экспрессии и к синтезу разных видов искусства проявлявшемуся и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы). Выразительные способности музыкального искусства расширяются, сразу находится тенденции к обособлению музыки от слова – к насыщенному развитию инструментальных жанров, в значимой мере связанных с эстетикой Барокко. Появляются крупномасштабные циклические формы (concerto grosso, ансамблевая и сольная сонаты), в неких сюитах затейливо чередуются увертюры театрального нрава, фуги, импровизации органного типа, бытовые танцы, «певучие» арии, звукоизобразительные рисунки (к примеру, у А. Пальетти, Г.Ф. Генделя). Обычным становится сравнение и переплетение полифонического и гомофонного принципов музыкального письма.

Более ярко стиль Барокко проявился в Италии, где его черты наметились уже во 2-ой половине 16 века, в особенности в многохорных вокально-инструментальных полифонических произведениях мастеров венецианской школы во главе с Дж. Габриелли. К наилучшим достижениям итальянской инструментальной музыки барочного стиля относится органное творчество Дж. Фрескобальди. В итальянской опере проявились разные нюансы Барокко – от наружной декоративности, близкой к декоративному академизму в живописи (М.А. Чести, тоже в духовных ораториях Дж. Кариссими), до глубочайшего драматизма, проникнутого реалистическими тенденциями, выходящими за рамки данного стиля (позже творчество К. Монтеверди).

Итальянское оперное Барокко культивировалось к концу 17 века в почти всех австрийских и германских церковных центрах. Параллельно и в германской музыке появляются явления барочного плана – государственная опера с ярко выраженным народно-бытовым началом (верхушка – в сочинениях Р. Кайзера), органное творчество Д. Букстехуде, програмно-изобразительные клавирные сонаты И. Кунау. Германия, в исторической судьбе которой с особенной силой сказались трагические противоречия эры, к началу 18 века отдала миру 2-ух величавых композиторов – И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. Их творчество еще плотно сплетено со стилем Барокко. Но, подытоживая и углубляя заслуги прошедшего и предвещая будущее европейской музыки, оно не вмещается в рамки какого-нибудь 1-го стиля (подобно наследству У. Шекспира либо Рембрандта).

Сразу с Барокко в качестве самостоятельного стиля сложился классицизм, развивающийся более активно в абсолютистской Франции. Это привело к разнообразному перекрещиванию барочных и классицистских черт. В то же время существовали и другие стили либо стилевые направления (на рубеже 16-17 веков – маньеризм, в первой половине 18 века – галантный стиль, сентиментализм и другие).

Антонио Вивальди

А. Майкапар

Рыжеватый священник

"Prete rosso" ("Рыжеватый священник") - такое прозвище получил Антонио Вивальди в воспоминаниях Карло Гольдони. И вправду, он был и рыжеватым ("Рыжеватый" - было прозвище и его отца), и священником.

Антонио Вивальди (4 марта 1678, Венеция - 28 июля 1741, Вена) родился в семье проф скрипача, его отец играл в соборе Св. Марка, также учавствовал в оперных постановках. Антонио получил церковное образование и готовился стать священником: он поочередно становился exorcista (заклинатель; 1695), acolythus (восприемник; 1696), subdiaconus (протодьякон; 1699), diaconus (дьякон; 1700). Но скоро после того, как он был посвящен в sacerdos (священник; 1703), что давало ему право без помощи других служить мессу, он отказался от этого, сославшись на нехорошее состояние здоровья (он мучился астмой, явившейся следствием перенесенный при рождении травмы грудной клеточки). В 1703 он считался maestro di violino (учитель игры на скрипке) в Оспедале делле Пиета. Это один из венецианских приютов для девочек-сирот. С перерывом в два года Вивальди занимал этот пост до 1716 года, когда стал maestro de' concerti. Позднее, находясь уже далековато от Венеции, он сохранил свои связи с Пиета (одно время он каждый месяц посылал туда два собственных новых концерта).

Репутация Вивальди начала стремительно расти с его первыми публикациями: трио-сонаты (возможно 1703-1705), скрипичные сонаты (1709) и в особенности его 12 концертов "L'estro armonico" ("Гармоническое вдохновение") Op. 3 (1711). Они, содержа неких из его самых красивых концертов, были изданы в Амстердаме и обширно распространились в северной Европе; это принудило музыкантов, посещавших Венецию, разыскивать там Вивальди, а в ряде всевозможных случаев заказывать у него новые, как это было, к примеру, изготовлено для дрезденского двора. Баху так приглянулись концерты Вивальди, что 5 концертов Op. 3 он переложил для клавесина, а еще ряд концертов - для органа. Многие германские композиторы подражали его стилю. Он издал дальше два собрания сонат и еще семь сборников концертов, включая "La stravaganza" ("Экстравагантность") Op. 4 (примерно 1712), "Il cimento dell'armonia e dell'inventione" ("Спор Гармонии с Изобретением"), Op. 8 (примерно 1720, включая "Четыре времени года") и "La cetra" ("Лира"), Op. 9 (1727).

Конкретно в жанре инструментального концерта заключены главные заслуги Вивальди и его значение в истории музыки. Он был 1-ый композитор, который повсевременно использовал форму ритурнели в стремительных частях, и это стало прототипом для других композиторов. Тот же самое можно сказать о вивальдивской форме концерта в целом, состоящим из 3-х частей: стремительно - медлительно - стремительно.

Из его примерно 550 концертов, приблизительно 350 - для солирующего инструмента с оркестром (более 230 для скрипки); около 40 для 2-ух солистов, больше 30 для нескольких солистов и практически 60 для оркестра. Вивальди написал несколько концертов для необыкновенных сочетаний инструментов, к примеру, для виолы д'амур и лютни, либо для огромного количества духовых инструментов, включая такие, как шалмей, кларнет, валторну и другие редчайшие инструменты. У него также много сольных концертов для фагота, виолончели, гобоя и флейты. Некие из его концертов - программные, ("Буря на море", "Охота", "Тревога", "Отдых", "Ночь", "Протей, либо Мир наизнанку"). Вивальди написал также много певческой - церковной и светской - музыки. Он создатель (по различным сведениям) от 50 - 70 опер (сохранилось около 20).




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Антонио Вивальди. «Времена года».:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Антонио Вивальди. «Времена года».