Понятие и виды вещей (Res).

Понятие и виды вещей (Res).


План

РИМСКИЕ Вещные права. владение

2. Владение: понятие, появление, прекращение и защита владения (Possessio).

Вещное право – это право, которое предоставляет его, носителю возможность конкретного воздействия на вещь, т. е. – это такое право, когда предметом его внимания является вещь. К вещному праву римляне относили право владения, право принадлежности и права на чужие вещи. Право принадлежности и право на чужие вещи подвергнутся рассмотрению уже в ближайших лекциях.

I.В римском штатском праве вещи, виды вещей, вещное право (владение, собственность, права на чужую вещь) занимали принципиальное место. Что такое вещь? Римляне дали несколько определений этому термину. Исходя из убеждений римлян, вещами признавалось все, что окружало человека и могло быть объектом права. Вещи (Res) – это все то, что сотворено природой и трудом человека предоставляет объект имущественного праваа (см. табл. 7.1). Вещь – это все что существует в вещественном и познаваемом мире. Res – это часть природы, доступная и нужная человеку и все то, что представляет объект имущественного права.



С гражданско-правовой точки зрения вещи разделялись на ряд определенных видов, групп (см. табл. 7.2).

1. Важным и чисто римским в серьезном праве разграничением вещей на отдельные виды было их деление на манципные и неманципные – Res mansipi et res nes mansipi. Гай утверждал, что меж ними существует огромное различие. К манципным вещам Ульпиан относил: землю, рабов, рабочий скот, дом, земляные сервитуты (право использования чужим имуществом) т. е. – это вещи, имеющие огромную значимость в ежедневной жизни римлян . Передача всего этого проходила в праздничной обстановке в присутствии 5 – 7 очевидцев, весовщика с весами. Этот обряд получил заглавие манципации, а вещи – манципными. Все другие вещи, где не требовался этот обряд, – неманципными. Если при отчуждении манципных вещей обряд манципации не проводился, торговец формально оставался собственником даже в этом случае, когда вещь уже отчуждена. Торговец мог востребовать возвращения ее в хоть какой момент. В традиционный период необходимость в манципации отпала.

2. Последующее разделение вещей по веществам на телесные и бестелесные. Вещи, имевшие вещественную субстанцию, назывались телесными (res comporales), а не имеющие субстанции – бестелесными (res incomporales).Это поточнее все права на вещи. Цицерон по поводу этих вещей гласил, что: «Есть вещи, которых можно касаться, а есть вещи невидимые, их можно распознать только мозгом, (наследование, обязательство, приданое и т.д.)».

3. Вещи делились также на движимые и неподвижные (res mobiles, res immobiles). К движимым вещам стали относить вещи, которые можно передвигать: рабы, домашняя утварь, животное и т. д. К неподвижным – дом, постройки, инвентарь, рабочий скот для сбора урожая, обработки земли. Последнее числилось составной частью земли.

4. Вещи,находящиеся в обороте, и вещи изъятые из оборота (res in commercio et res extra commerсium). Если вещь могла стать объектом личной принадлежности, то она находилась в обороте, и напротив. Изъятыми из оборота числились воздух, текущая вода, моря и реки со всем их содержимым. Так выдающийся римский юрист Ульпиан отмечал, что «море по собственной природе доступно всем».

К этой же группе римляне относили общественные вещи: публичные строения, сооружения, дороги, театры, стадионы, муниципальную землю, муниципальных рабов. Изъятыми из оборота были посвященные богам храмы, богослужебные предметы, также места погребения римлян (res religiosae). Захват, разрушение их наказывалось самым суровым образом, прямо до смертной экзекуции. Все другие вещи находились в обороте. были бы предметом личной принадлежности, но не были бы вещью, предметом в обороте ядовитые вещества, нелегальные книжки, предметы культа домашних богов.

5. Вещи разделялись также на родовые (genus) и индивидуально-определенные (et specias). Если для собственника имели значение только вес, мера и количество вещи (т. е. общие родовые характеристики, признаки), то это вещь родовая. Родовая вещь не погибает (genera non pereunt).Если же для него представляли ценность не родовые признаки, а личные характеристики, отличия, предметы, вещи, то это вещь индивидуально-определенная. К примеру, раб-поэт, живописец. Государь его ценит не только лишь как единицу рабочей силы, но сначала за творческие, уникальные возможности (см. табл. 7.3). Родовые вещи – лошадки, средства, продукты питания и т. д. Индивидуально-определенные – уникальные статуи, ценные картины и т. д.


Загрузка...

6. Римские юристы подразделяли вещи на делимые и неразделимые. Если вещь можно поделить хоть каким образом, и она при всем этом не утрачивала собственной хозяйственной ценности и предназначения (хлеб, сахар, земляные участки и т. д.). Даже строения и то можно разделять по вертикали. К неразделимым относились картины, статуи, животные и т. д. Каждый собственник неразделимой вещи (если их несколько) имел право на ее часть.

7. Вещи разделялись также на потребляемые и непотреб-ляемые. Вещи, которые служили людям долгий срок, числились непотребляемыми (земля, одежка, строения, инвентарь и т. д.). Потребляемые – пища, еда, строительный материал, которые исчезали в процессе употребления.

8. По физическому составу римские юристы разделяли вещи на 3 вида:

а) состоящие из одной вещественной субстанции;

б) искусственные образования – образования, сделанные из различных вещей (строения, повозки, корабль);

в) совокупа однородных вещей, вещественно не связанных, но объединенных общим предназначением (библиотека, стадо скотин, табун лошадок, коллекция и т. д.).

9. Римское право понимало и такое понятие, как плоды (frui). Посреди их различали плоды цивильные и естественные. Плод, который приносит доход в итоге использования ее в обороте, именовался цивильным. К примеру, дохода по договору аренды. Естественныйплод - это плод, приносимый самой вещью в силу природных параметров. Это плоды сада, молоко, шерсть, приплод животных и т. д. Позже понятие «плоды» переросло в термин «доходы» (см. табл. 7.4).

10. Известен и обширно употреблялся в практике таковой термин, как «имущество» - совокупа разных вещей, объединенных единым хозяйственным предназначением либо принадлежностью. К имуществу в преторский период стали относить оставшееся после вычета долгов кредиторов наследие.

II. На самом деле, любая вещь связана с владением. Владение (posses-sio) – фактическое, а не юридическое господство лица над вещью. Исторически владение предшествовало праву принадлежности и отличалось от него так, что позволило римским юристам выработать формулу: «Между собственностью и владением не существует ничего общего» (см. табл. 7.5). И в связи с этим римляне выделяли три ситуации:

1. Обладатель, он же собственник вещи.

2. Обладатель, который не является собственником.

3. Собственник вещи не является ее обладателем.

Обладатель – фактический владелец вещи, независимо от наличия права на нее. Собственник – фактический владелец вещи, имеющий на нее право принадлежности. Законы XII таблиц уже упоминают понятие «владение». В период республики преторы различали фактическое обладание вещью без права на нее и фактическое обладание вещью, основанное на праве.

Традиционной формулой прав обладателя в римском штатском праве было изречение: «Utere et abutere – пользуйся и используй», т. е. имей всю вероятную выгоду с нужных свойств вещи. При всем этом это было не только лишь право, да и обязанность.

Сначала римские юристы толковали фактическое обладание вещью достаточно примитивно – держать в руках, во дворе, в доме, хранилище и т. д. Позже фактическое обладание вещью стали истолковывать, осознавать более утонченно уже как отношение обладателя к вещи. Обладатель мог повлиять на вещь беспрепятственно, конкретно и долгое время.

Владение разделялось на легитимное (Possessio iusta) и нелегальное (Possessio in iusta). Легитимное владение основано на праве принадлежности и неких других правах.

Нелегальное владение – это владение, не имеющее правового основания. Легитимное владение – это, сначала, владение собственника и так называемое производное владение. Одним из его видов является прекариум. Оно означало предоставление собственником собственного имущества другому лицу во временное и бесплатное использование. Другим видом являлся секвестр. Его суть заключалась в том, что вещь, имущество предоставлялось на хранение третьему лицу – секвестарию (см. табл. 7.6).

Нелегальное владение, в свою очередь, делилось на честное и нерадивое. Нелегальное, но честное владение имело место в этом случае, когда обладатель не знал и не мог знать, что обладает чужой вещью и что у него нет права обладать этой вещью. Нелегальное, но честное владение – это, к примеру, приобретение краденой вещи покупателем, который не знал и не мог полагать об этом.

Если же он знал либо был должен знать, что не имеет права на владение данной вещью, то такое владение будет и нелегальным, и нерадивым, грешным. Даже после передачи нелегального владения, вещи другому лицу (купли-продажи, получения как подарка, унаследования по завещанию, обмене и т. д.) действовало правило: «Nemo ad alterum plus iuris transfere potest quam ipse habet – Никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам». Приобрести право принадлежности можно было только средством честного владения. Честный обладатель в случае истребования собственного имущества по виндикационному иску отвечал в наименьшем объеме, чем нерадивый. А в ряде всевозможных случаев честному обладателю ворачивалось даже часть издержек на вещь, которую он передавал вспять обладателю (см. табл. 7.7).

Римляне верно разработали положение о приобретении владения. Владение приобреталось только средством соединения 2-ух его частей – беспристрастного corpus (тело владения) и личного animus (намерение, воля владения) (см. табл. 7.8). Узнаваемый римский юрист Павел отмечал, что «если нет corpus, то, означает, нет и animus». Мы получаем владение средством вещественного и волевого частей, а не одним вещественным либо одним волевым элементом».

Метод приобретения владения зависел также и от нрава владения. Владение, основанное на праве принадлежности, приобреталось теми же методами, что и право принадлежности. Посреди их:

1. Первоначальное – захват, завладение, приобретение бесхозной, ничейной вещи (occupatio), переработка вещей (specificatio).

2. Производное – купля-продажа имущества, переход его по наследию и т. д.

3. Приобретательная давность (usucapio). Законы XII таблиц установили термин приобретательной давности на движимые вещи – 1 год, для неподвижных – 2 года. Обладатели, получившие право на владение по давности, назывались поссесорами. Преторы расширили это положение Закона XII таблиц на перегринов. Правитель Юстиниан установил срок приобретаемой давности в 3 года для движимых и 20 лет для неподвижных вещей. При всем этом непременно владение должно быть легитимным, честным, а срок использования имуществом беспрерывным.

Нелегальное владение приобреталось теми же методами, что и право принадлежности. Но с одним значимым отступлением: право принадлежности к приобретателю не переходило. Обладатель вещи не становился ее собственником. Обладателями никогда не были рабы, малыши, подчиненные.

Прекращалось владение в последующих случаях:

1) физической смерти вещи (вещь сломана, разбита и т. д.). Нельзя производить владение вещью, которой нет;

2) юридической смерти вещи, т. е. она изымалась из штатского оборота, не стала быть объектом права личной принадлежности, а, как следует, объектом владения;

3) если обладатель утрачивал один из 2-ух правовых частей владения (тело либо волю владения).

В римском праве институт владения означал либо все, либо ничего. Парадокс владения как самостоятельного правового института заключался в том, что обладание вещью было основано на факте, а не на праве. Узнаваемый Вам римский юрист Павел по этому поводу отмечал, что «Доказательство владения состоит не столько в праве, сколько в факте. Потому для подтверждения довольно, если я вещественно держу вещь».

Владение, хотя оно и не есть право, но оно получало правовую защиту со стороны общества. В литературе это разъясняется по-разному. Одни исследователи (Р. Еринг, С.А. Муромцев) данный факт разъясняют тем, что в подавляющем большинстве случаев обладателями являются собственники. В таких случаях действует юридическая презумпция: обладающий вещью имеет на нее право. Неуверенный пусть опровергнет это средством подтверждения оборотного, т. е. пусть он обоснует, что право на вещь принадлежит не обладателю, а ему. Конкретно для защиты обладателя римское правительство предоставило им облегченную защиту. Это 1-ая точка зрения.

2-ая группа исследователей римского права (Ф. К. Савиньи, И. А. покровский) считает, что эта облегченная защита хозяев введена с целью недопущения самоуправства. Даже если обладатель вещи не имел на нее права, то пусть это обоснует только трибунал, а не правомерный собственник.

Борьбе с самоуправством римляне присваивали большущее внимание. Производить защиту собственных прав без помощи других категорически воспрещалось. В Риме в исходный период его истории было не много земли. Потому малоземельные и безземельные фермеры повсевременно выступали за передел земли.

Владения, и притом огромные, сначало появлялись из публичных земель. Эти земли являлись собственностью римского народа и передавались сначала только во владение. Практически обладатели больших земляных наделов не имели права на их.

Вот поэтому преторы, чтоб не допустить перераспределения земель, собственной практической деятельностью сделали средства правовой защиты фактического состояния, т. е. земля стала принадлежать тому, кто ею обладает без ссылки на право. Была презумпция совмещения владения и принадлежности: «Unde habeat quaerit nemo, sufficut, sufficut habere – Никто не спрашивает, откуда взял, довольно того, что он сам знает это». Исходя из всего этого, преторы фактическому владению предоставили юридическую защиту. Обладатель защищался средством преторских интердиктов. Такая защита при помощи преторов стала называться интердиктной. Если подтверждения права у данного обладателя земли не требовалось, то такая защита называлась посессорной. Если требовалось подтверждение, то защита называлась петиторной. В посессорном процессе было надо обосновать только право владения либо нарушения права владения. Обосновывать право в петиторном процессе довольно трудно.

Посессорной защитой воспользовались как собственники, так и фактические обладатели. В “Дигестах” отмечалось, что «любой обладатель уже тем является обладателем, что он им является».Он имеет больше прав, чем тот, кто не обладает. Гораций в собственных «одах» отмечал: «Блаженны владеющие». Владение всегда исходило из факта владения.

Владельческие интердикты известны 3-х категорий:

1. Интердикты, направленные на удержание соответственного легитимного честного владения (retinende possessionis). С его помощью воспрещались посягательства на владения другой стороной. «Vim fieri veto. Запрещаю самоуправство. Впредь вы владеете как владеете».

2. Рекуператорные интердикты. С помощью их ворачивались против воли оккупированные владения (recuperandae possessiones). Ответчик обязывался вернуть владения и уплатить убытки.

3. Интердикты, направленные на установление владения в первый раз.(interdicta adiscende possessionis). В целом же интердикты давали только временное решение. Преторские иски, основанные на праве, решали судьбу вещи совсем.

Изученный нами материал указывает глубину рассмотрения римскими юристами вещных прав и владения. Принципиально при всем этом отметить, что, будучи институтом цивильного права, приобретение в итоге использования распространялось лишь на римских людей.

Таблица 7.1

Таблица 7.2


Таблица 7.3


Таблица 7.4


Таблица 7.5

Таблица 7.6


Таблица 7.7


Таблица 7.8


Контрольные вопросы

1. Чем легитимное владение отличалось от нелегального? Собственник – от обладателя?

2. Назовите методы приобретения владения.

3. Дайте определения терминам «доходы», «плоды», «имущество».

4. Как прекращалось владение?

5. Что такое «приобретательная давность»?

6. Назовите преторские эдикты, защищавшие владение.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Понятие и виды вещей (Res).:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Понятие и виды вещей (Res).