Основные подходы к пониманию сущности человека

Главные подходы к осознанию сути человека


Натурали'зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип разъяснения всего сущего, причём нередко открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения (стоики, Эпикур, Дж. Бруно, Гёте, романтизм, био миропонимание XIX века, философия жизни).

По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы. В этике — это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, также философская попытка разъяснить понятия морали чисто природными возможностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники, стоики, Руссо, Конт,Маркс, Ницше). В современной социологии — две противоборствующие концепции натурализма: а) концепция, основанная на идее признания физических либо био причин в качестве главных образующих сил в истории, в развитии общества; б) концепция, основанная на идее признания общественного природным — так именуемой «третьей природой», развившейся из физической природы и био природы, но не сводящейся к ним. 1-ая концепция натурализма в социологии сводит социальные феномены к биологическим либо физическим (редукционизм). 2-ая концепция натурализма в социологии, будучи развитием мыслях Эмиля Дюркгейма, положена в базу теории общественного натурализма, развиваемой украинским ученым А. Н. Костенко.



Эстетический натурализм просит от художника, чтоб его произведения было неидеализированным, настоящим проигрыванием реального.

Натуралистический — в духе натурализма, в согласовании с натурализмом; согласный с природой, верный природе. Натурализм представляет собой заимствование данных антропологии и естественных наук в философию, применяемых для решения таких философских заморочек как отношение души и тела, парадокса сознания, выяснение природы ментального и др. В большинстве случаев схожее заимствование происходит из последующих научных дисциплин: нейрофизиологии, психолингвистики, когнитивной психологии, моделирования искусственного ума.

Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в базе которой лежит осознание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшегобытия, источника всей жизни и хоть какого блага. При всем этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью людской жизни.

Более всераспространен теоцентризм был в Средние века.

Антропоцентризм(от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм предписывает противопоставлять парадокс человека всем иным парадоксам жизни и Вселенной вообщем. антропоцентризм лежит в базе потребительского дела к природе, оправдания ликвидирования и эксплуатации других форм жизни.

История слова антропоцентризм очень старая. Известное выражение Протагора «Человек есть мера всех вещей» именуют главный фразой Антропоцентризма греческой философии. антропоцентризм — это мнение здравого смысла на предмет и способ людского зания.

В Средние века был очень всераспространен антропоцентризм христианского толка, под которым предполагали, что человек — верхушка творения, венец его, и, соответственно, обязательства его — самые большие. В этом смысле христианство — антропоцентрическая религия, т. к. строится вокруг человека. Нынешнее заполнение термина — светское, таковой антропоцентризм именуют также секуляризированным aнтропоцентризмом.

Если гласить о предмете антропоцентризма, то полностью понятно, почему во времена до Коперника антропоцентризм числился разумной позицией. Тогда Земля представлялась центром относительно маленького мира, где вокруг нее крутилось все — Солнце, звезды, планетки, а поэтому идея о том, что действительность крутится вокруг человека, могла тогда восприниматься как сообразная с наукой. Следует увидеть, но, что и в ту пору немногие философы делили заблуждение aнтропоцентризма


Загрузка...

Социоцентризм (социологизм, культуроцентризм) - методологический подход, который в определении человека, его сути устанавливает ценность социума, культуры, полагая, что человек, его жизнь и поведение полностью зависимы от общества.

Истоки такового подхода можно найти у французских материалистов XVIII века (К. Гельвеция и др.), которые сформировали представление о человеке как продукте социальной среды и воспитания. Но они не рассматривали человека инициативным существом, ибо считали, что соц среда в итоге определяется и преобразовывается сознанием.

Исходя из убеждений К. Маркса человек - это инициативное существо. Он сам творит и конвертирует среду, а совместно с ней и свою природу. Вот поэтому, считает К. Маркс, неувязка людской сути не может быть объяснена натуралистически. Обосновывая это положение, К. Маркс указывает, что био единство человека (общие анатомо-физиологические и остальные подобные особенности людей) никогда не игралось сколько-либо приметной роли в истории. Напротив, вся история, справедливо гласит К. Маркс, свидетельствует о "поедании" людьми для себя схожих. Вот почему основание людской жизни коренится не в биологии, а в коллективной практической деятельности. Это базовое положение собственной философии К. Маркс ясно определяет в именитом шестом тезисе о Фейербахе, в каком он пишет: "Суть человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В собственной реальности она есть совокупа (некие переводчики подменяют слово "совокупа" на "ансамбль" - В. Грехнев) всех публичных отношений" [2].




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Основные подходы к пониманию сущности человека:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Основные подходы к пониманию сущности человека