Понятие «феодализм» и его интерпретация в исторической науке.

Понятие «феодализм» и его интерпретация в исторической науке.


Понятие «феодализм», представляет собой некоторый абстрактный образ социальной системы, отразивший общую сущность её явлений и процессов. Феодальный мир как эко- и социосистема. Главным средством производства и главным видом богатства-земля. При феодализме земля в виде большой принадлежности находилась в монополии феодалов, 1 особенность – реализация в среде маленьких производителей — фермеров(держатель), Рента-платежи феодалу(экономич зависимость) В отношениях земляной принадлежности сотрудничество обеих сторон был взаимовыгодно.(возникновение внеэкономич принуждения, при помощи которого реализовывалась собственность в виде ренты). Третьей особенностью феод земельн собств. условный нрав и иерархическая структура. (аллод — бесспорная и наследуемая собственность;—> бенефиций, условная собственность, получаемая за военную службу на всю жизнь.—> феодом наследную условную земляную собственность, связанную с несением военной службы) Собственность при феодализме имела корпоративный нрав. Эта особенность определялась уровнем развития общества и незащищенностью людской личности перед лицом природы и соц проблем. Корпоративизм общества отыскал типичное отражение в социальной структуре, которую отличало сложное переплетение классового и сословного деления. Понятие «.класс» определяет место той либо другой общности людей в производстве и ее отношение к принадлежности на средства производства и орудия труда. В феодальном обществе два класса — феодальные земляные собственники и зависимое крестьянство. Сословия же отличал сначала социально-правовой, юридический статус,— духовенства и дворянства, Городское сословие, Сословия утверждали свои права и привилегии в письменных хартиях. Если в критериях родоплеменного строя основным хозяйственным и соц организмом являлась община, то с конца VIII в. в Западной Европе складывается вотчина(сеньорина, манор). Она концентрировала внутри себя все средства, нужные для реализации большой земляной принадлежности (хозяйственная функция), взимания ренты и внеэкономического принуждения (соц функция). Вотчина, делилась на господскую часть — домен — и землю, отданную в держание крестьянам.



С утверждением феодальных отношений в X—XII вв. политическая власть сосредоточивалась в руках больших земляных собственников — князей, баронов, графов

Суть феодального строя.Буржуазно-дворянская историография, обширно пользуясь с начала XVIII в. термином «феодализм», не определила, но, его единое научное определение. В большинстве случаев историки-немарксисты определяют феодализм по его второстепенным, приемущественно политическим и юридическим, признакам. Одни считают его главной отличительной чертой политическую раздробленность; другие — феодальную иерархию; третьи — соединение политической власти с землевладением; некие — господство личных связей и т. д.

Термин «феодализм» стал обширно употребляться в исторической науке с начала XVIII в. Произошел он от латинского слова feodum — феод, которым в средние века в почти всех странах Западной Европы обозначались наследное «условное» земельное держание, получаемое вассалом от сеньора на условии выполнения какой-нибудь (обычно военной) службы.

Историки эры Просвещения в первый раз стали рассматривать феодализм как строй, господствовавший в средневековой Европе, трактуя его только как политическую либо правовую систему. Главными чертами феодализма некие из их считали политическую раздробленность и как следствие ее — господство в средние века папской теократии. Историки-просветители относились к феодализму, как и к средневековому периоду, в целом негативно.

Историки первой половины XIX в. в определении сути феодализма неподалеку ушли от историков эры Просвещения, хотя в отличие от их оценивали феодализм как положительное историческое явление: обскурантистские романтики — поэтому, что лицезрели в нем собственный политический эталон, либерально-буржуазные — поэтому, что в рамках феодального строя зародились, выросли в борьбе с дворянством предшественники современной им буржуазии в лице «третьего сословия». И те и другие в большинстве собственном также понимали феодализм как систему политической раздробленности либо господства вассально-ленных отношений. Французский буржуазно-либеральный историк Ф. Гизо отдал на этой базе определение феодализма, навечно потом укоренившееся в буржуазной медиевистике. Основными чертами феодализма он считал: 1) условный нрав земляной принадлежности, 2) соединение земляной принадлежности с верховной властью, 3) иерархическую структуру класса феодальных землевладельцев.


Загрузка...

Основатели марксизма в первый раз выдвинули материалистическое осознание феодализма как особенной социально-экономической формации, существовавшей в протяжении веков у многих народов мира. Они проанализировали главные экономические и социальные черты этого строя, пути его появления, развития и смерти в Западной Европе.

80-е годы XIX в. обычная политико-юридическая трактовка феодализма была изменена французским историком Ж. Флакком, предложившим осознавать феодализм как систему личных связей. Абсолютизируя роль этих связей в феодальном обществе, Флакк считал, что источником его появления и подлинной его основой были не поземельные, а личные дела «верности» и «покровительства» меж сеньорами и вассалами. Эти личные дела, по воззрению Флакка, появлялись вне всякой связи с земляными пожалованиями, но в силу присущих людям потребностей в защите и чувства любви к близким — семье, товарищам, сеньору и ненависти к чужакам. К одной сфере «личных связей» Флакк относил и вассальные связи меж феодалами, и крестьянско-сеньориальные дела. Только позже, по его воззрению, эти личные связи стали дополняться поземельными, которые равномерно, в XII—XIII вв., стали определяющими в феодальном обществе. Такая социально-психологическая трактовка феодализма была ориентирована против экономического детерминизма в подходе к истории, подчеркивая роль в ней людского фактора. Но Флакк впадал в другую крайность, недооценивая роль вещественных, экономических интересов в развитии феодального строя.

В современной немарксистской медиевистике нет одного осознания сути феодализма. Существенное число ученых держится классической политико-юридической трактовки этого термина. Часть из их глядит на феодализм очень узко, как на вассально-ленную систему либо даже только специфическую военную компанию, появление и функционирование которой разъясняется только потребностями военной защиты и не связано с развитием вотчины и даже страны. Более типичны в этом плане взоры Ф. Гансхофа (Бельгия), Ф. Стентона (Великобритания), К. Стефенсона, Р. С. Хойта, К. В. Холлистера (США). Феодализм они считают специфично западноевропейским явлением. Другая группа историков, видящих в феодализме политико-правовой институт, хотя также считает вассально-ленные связи главной соответствующей чертой феодального общества, но трактует феодализм в духе «критического направления», как форму страны. По воззрению этих ученых, такая форма управления появлялась в различное время у различных народов в итоге военного завоевания либо захвата власти узенькой публичной группой в переходные периоды распада старенькых политических и экономических систем.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Понятие «феодализм» и его интерпретация в исторической науке.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Понятие «феодализм» и его интерпретация в исторической науке.