Реформы 60-70-х гг. в области образования, суда, местного самоуправления, печати и военного дела

Реформы 60-70-х гг. в области образования, суда, местного самоуправления, печати и военного дела


Фермерская реформа 1861 г. и ее историческое значение

Публичное движение на рубеже 50 - 60 гг. XIX в.

Особенностью российского общественно-политического движения в период подготовки “величавых реформ” явилось единое требование отмены крепостного права представителями разных идеологических течений. В 1853 г. в Лондоне А. И. Герцен и Н. П. Огарев сделали “Свободную русскую типографию”, издания которой — альманах “Полярная звезда” и газета “Колокол” (с 1857 г.) — разрабатывали теорию народнического общинного социализма. Отмена крепостного права была первым требованием “Колокола”. Другими необходимыми реформами издатели “Колокола” считали введение гласности и отмену цензуры, преобразование судебной системы, введение суда присяжных, изменение порядка местного самоуправления, отмену рекрутчины в армии. Получив весть об отмене крепостного права, издатели “Колокола” приветствовали этот акт и окрестили Александра II “Освободителем”.

В “Современнике” Н. Г. Чернышевского публиковались записки и статьи с обоснованием необходимости освобождения фермеров с землей за малый выкуп. Ценности свободы личности, свободы совести и слова отстаивала славянофильская периодика, хотя идеологами славянофильства проповедовалась незыблемость самодержавной власти. После отмены крепостного права публичное движение утратило некую общность позиций, в нем углубился раскол меж приверженцами социалистической идеи (демократами), сторонниками постепенных реформ в Рф “сверху” (либералами) и консерваторами, поддерживавшими только те преобразования, которые помогали сохранить самодержавие.



5 марта 1861 г. в Рф были обнародованы подписанные Александром II 19 февраля 1861 г. документы, провозгласившие отмену крепостного права, — “Манифест” и “Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

Новое крестьянское законодательство объявляло освобождение личности крестьянина, который сейчас мог от собственного имени заниматься торгово-промышленной деятельностью, вести судебные дела, распоряжаться неподвижным имуществом. Помещик терял право вмешиваться в семейные дела фермеров, даровать, продавать, закладывать их.

Реформа закрепила общинную собственность на землю и самоуправление с выборными должностями сельского старосты, а на уровне волости — волостного старшины. Общинное начальство становилось сейчас заместо помещика ответственным за сбор с фермеров податей и иных сборов.

Помещики, жившие расточительно, привыкшие паразитировать на подначальном труде крепостных, оказались неспособны правильно перестроить свое хозяйство.

Вроде бы ни была ограничена (малоземелье фермеров, отягощение их повинностями и выкупными платежами), реформа все таки явилась величавым актом освобождения личности, создавала предпосылки для образования рынка свободного труда и капиталов, перевоплощения Рф из феодально-крепостнической в буржуазную страну.

В 1863 г. Александр II подписал новый Институтский утомившись. Высшей школе ворачивались права автономии, которых она лишилась за годы николаевского царствования. Администрация в лице министра просвещения и попечителя учебного окрестность на могла вмешиваться в учебную деятельность. В институт принимались юноши, достигшие 18 лет и удачно сдавшие вступительные экзамены. Сословная принадлежность теряла значение. В 1864 г. появилось положение о народной младшей школе, учреждаемой на средства казны. Допускалось открытие личных учебных заведений.

Освящение всеславной народной школы в 1880 г. в присутствии цесаревича Александра Александровича (отпрыска Александра II, с 1881 г. правитель Александр III)

Судебная реформа 1864 г. создавала принципно новый трибунал. Суд организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения). Заседания проходили гласно. Для уголовных дел был принят трибунал с ролью присяжных заседателей. Судьи назначались на всю жизнь и поэтому были независимы от администрации. Трибунал стал бессословным.


Загрузка...

Более ограниченной была цензурная реформа. Новый закон (6 апреля 1865 г.) устанавливал право министра внутренних дел выносить предостережения, приостанавливать издания за “вредное направление”. Некую “льготу” столичная печать все таки получила: суровые научные книжки и дорогостоящие повторяющиеся издания были бы отпечатаны без цензуры. В случае обнаружения в их “вредного” направления, виноватые (создатель, издатель, переводчик либо редактор) преследовались трибуналом.

Военная реформа была проведена в 1874 г. Заместо рекрутчины вводилась всеобщая воинская повинность “без различия состояний” и сословий. Служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из реальной (6—7 лет) и в припасе (3—9 лет). Семейное положение (единственный отпрыск) и публичное (священнослужители, ученые), также образование давало льготы на освобождение от военной службы либо сокращение ее срока.

Проведенные сверху, реформы 60—70 гг. XIX в. делали условия для развития публичной деятельности на принципах сословного равенства, гласности и законности. В этом заключалась их прогрессивная историческая роль. Но самодержавие не вожделело каких-то перемен в системе власти, не отрешалось от репрессивно-полицейского нрава собственной политики, что являлось источником следующего углубления конфликтов в стране.

Развитие пореформенной экономики Рф сдерживалось пережитками крепостничества. Вкупе с тем освобождение личности фермеров меняло нрав труда - подначальный, а поэтому малопроизводительный, труд был заменен свободным трудом наемных рабочих. Сняты главные препятствия для скопления капиталов и их свободного использования. Наша родина встала на путь индустриализации.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Реформы 60-70-х гг. в области образования, суда, местного самоуправления, печати и военного дела:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Реформы 60-70-х гг. в области образования, суда, местного самоуправления, печати и военного дела