Земледелец

Землепашец


Удачный скотопромышленник

Ажыкай жил и работал в центре Улуг-Хемской котловины, в местах с плодороднейшими каштановыми почвами, тучными пастбищами, в богатой пушниной и дичью таежной зоне и красивыми естественными ресурсами, как минеральными, так и растительными. Все эти природные ресурсы, при опытном использовании и вложении труда приносили огромные доходы. Как и хоть какой кочевник, сначала он занимался натуральным хозяйством. Главной отраслью хозяйства было животноводство, равномерно он стал заниматься торговлей и поставкой сельскохозяйственных товаров на рынок, как снутри страны, так и за границу. В его хозяйственной деятельности немаловажное значение имела природная находчивость и предприимчивость Ажыкая.

Тува - родина скотоводов. Из века в век они тут жили, передавая свои познания, умения и опыт по выращиванию скота своим потомкам. Хозяйственная деятельность, весь уклад и стиль жизни строго подчинялись содержанию и уходу за животными. Земледелие имело подсобный нрав, им занимались меж делом, выращивали на поливных землях только зерновые культуры. Скот являлся гордостью тувинцев и был основой богатой жизни. Исходя из этих суждений Ажыкай нойон, как настоящий кочевник, разводил скот, при этом в очень большенном количестве. По различным источникам и умеренным подсчетам у нойона имелось около 6 тыс. лошадок, 4 тыс. скотин, 10 тыс. овец и коз, выше 200 верблюдов.



Ажыкай нойон, даже став большим скотопромышленником, не вел оседлую жизнь, построив себе по подобию российских переселенцев избу из дерева. Он, как и все араты-кочевники, менял место стоянки по сезонам года. Этому содействовали, вероятнее всего, народные традиции и склад ума, которые сыграли огромную роль, чем вещественные и денежные составляющие. Огромное стадо скота нойона пасли специально нанятые для этого работники, из числа родственников и особо доверенных людей. По сообщениям А. Ермолаева, краеведа из Минусинска, «у Ажыкай нойона было 72 юрты, которые он предоставлял своим пастухам. Пастушьи и табунные юрты вели самостоятельную жизнь и скитались по сезонам года, меняя свое размещение зависимо от состояния пастбищ, водопоев, состояния и упитанности скота». Как и в любом товарном производстве Ажыкай платил своим работникам за проделанную работу, за выпас скота рассчитывался натурой либо продуктами. Пастухи за то, что пасли и ухаживали за скотом, потребляли молоко и мясо животных. Через определенное время за свою работу получали молодняк и взрослый скот от нойона. Пастухи должны были сдавать Ажыкаю всю шерсть, конский волос, шкурки животных для предстоящей переработки и реализации.

Для проверки состояния и сохранности скота, поощрения наилучших работников и расчета за проделанную работу, нойон назначал и высылал доверенных лиц из собственного близкого окружения. При безосновательном, неподтвержденном падеже скота, не считая случаев нападения волков и массовых заболеваний, он строго наказывал виноватых. За возмещение утерянной овцы взимал 2 ягненка, за быка 2 скотины и т.д. Поголовье скота росло не только лишь от естественного прироста, он получал скот и за возмещение цены проданного продукта. К примеру, Дорбетский хан Сорукту за приобретенный продукт у Ажыкая задолжал много сотен голов скота.

Проживая в богатейших и плодороднейших землях Тандынского предгорья, Ажыкай не мог не заниматься земледелием, этим извечно старым занятием протцов. Для этого он нанимал собственных земляков и родственников на работу и оплачивал их труд в натуральной форме, потому что сам хозяйственный уклад аратов был натуральным хозяйством.

По историческим сведениям, араты брали у богачей семечки на посев, быков и соху для вспашки полей, а позже пахали, сеяли, поливали и собирали сбор. После обмолота богач давал наемному рабочему плату за труд, зависимо от размера вспашки и убранного урожая, приблизительно 5-10 пудов зерна на каждого. На таких критериях Ажыкай сам создавал много зерна. Не считая собственного зерна, он закупал хлеб у других производителей либо брал зерно у собственных арендаторов, получивших от него рабочий скот, быков и лошадок. За использование рабочим скотом, выдаваемым малоимущим землякам либо переселенцам из Рф, Ажыкай брал: за использование дойной коровой – 1 кусочек плиточного чая либо 10 килограмм топленого масла, за использование тягловой силой - 1 пуд зерна либо 1 пуд муки, за лошадка все это увеличивалось в 2 раза за сезон полевых работ. Цены были приспособлены для каждого, арендатор сам мог избрать один из вариантов оплаты, который его устраивал, и которым он реально мог рассчитаться по своим способностям. Некие арендаторы брали по несколько животных. Кроме собственных земляков-тувинцев, Ажыкай давал скот, на тех же критериях, русским крестьянам из близкорасположенных сел: Чал-Кежиг, Суг-Бажы (Кочетово), Доора-Хадын (Березовка), Кара-Булун (Успенка), Ооргайлыг (Арголик), Дурген (Сосновка), Бай-Хаак, Балгазын.


Загрузка...

Ажыкай, как обеспеченный торговец, не замкнулся лишь на накопительстве, он хлопотал и о благополучии собственных земляков: закупал хлеб и ссужал его в кредит бедным аратам, а частью вывозил его за границу, к дербетам.

Возникновение на продуктовом рынке большого товаропроизводителя-земледельца сыграла огромную роль в жизни тувинских аратов и в целом социально-экономической жизни Тувы сначала 20-го века.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Земледелец:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Земледелец