Становление культурологии как науки

Становление культурологии как науки


Исторический путь, пройденный населением земли от древности по сей день, сложен и противоречив. На этом пути часто соединялись прогрессивные и регрессивные явления — рвение к новенькому и приверженность к обычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошедшего. Чем старше делалось население земли, тем труднее и масштабнее становились задачи его существования, и в поисках методов их разрешения главную роль всегда игралась культура, которая адаптировала человека к повсевременно меняющимся условиям жизни, помогала ему отыскать ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке.

Слово «культура» — одно из более употребительных сейчас, как в научном, так и в практическом обиходе. Мы используем его просто, практически не задумываясь о его содержании. Меж тем это одно из более сложных понятий, применяемых человеком, так как оно имеет огромное количество смыслов. Разные нюансы развития культуры достаточно издавна завлекли внимание философов, историков, психологов, социологов, этнологов, археологов, лингвистиков. Но исключительно в XX в. ученые осознанали потребность в особом межпредметном исследовании культуры. Это и послужило основой для появления самостоятельной научной дисциплины о культуре, получившей заглавие культурология.



Выделению культурологии в самостоятельную область познания предшествовали долгое развитие других наук о человеке и скопление бессчетных фактов о его духовной жизни. Таким макаром, культурология как наука о культуре появилась посреди XX в. в ответ на потребность сконцентрировать и классифицировать гигантскую и различную информацию об истории различных народов, отношениях соц групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Начало недолгой истории попыток дать научное разъяснение парадоксу культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и германским правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в 2-ух состояниях естественном (природном) и культурном. Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, так как оно творчески пассивно, а культурное состояние рассматривалось как более высочайшая ступень развития человека, так как оно творчески продуктивно.

Значимые успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII—XIX вв. в трудах германского просветителя И.Г. Гердера. Он стал рассматривать культуру в историческом нюансе. Развитие культуры, по его воззрению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура открывает сущностные силы человека, при этом у различных народов они существенно различаются, и потому в реальной жизни мы можем следить разные стадии и эры в развитии культуры. В это время утвердилось мировоззрение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные возможности.

Происхождение термина «культурология» принято связывать с именованием южноамериканского культурного антрополога Лесли Алвина Уайта, предложившего заглавие для новейшей науки о культуре. Конкретно он в собственных работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) доказал необходимость выделения этой области познания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические базы. Настаивая на необходимости науки о культуре, Уайт предпринял попытку вычленить предмет ее исследования, отграничив его от предметов смежных с нею наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, как утверждал Уайт, изучает психическую реакцию организма человека на наружные причины, а социология — закономерности отношений индивидума и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление связи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он прочил культурологии огромное будущее, считая, что она представляет собой новейшую, отменно более высшую ступень в постижении человека и мира

Невзирая на то что культурология равномерно заняла свое место посреди других соц и гуманитарных наук, споры о ее научном статусе длятся до сего времени. Даже на Западе термин «культурология» был принят не сходу, и культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как соц и культурная антропология, социология, психология, лингвистика и др. В нашей стране этот термин утвердился только с начала 1990-х гг., когда культурология заменила устраненные из учебных программ исторический материализм и научный коммунизм. Тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учеб-


Загрузка...

ной дисциплиной в университетах, были сделаны надлежащие кафедры и факультеты. Но процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины все еще не завершен. Культурологическая наука находится сейчас в процессе становления, ее содержание и структура пока не обрели точных научных границ, исследования в ее рамках разноречивы, существует много методологических подходов к определению предмета этой науки. И в наше время довольно обширно всераспространена точка зрения, что собственного предмета исследования у культурологии нет, он «растекается» по другим научным дисциплинам — истории, психологии, социологии, антропологии, искусствоведению и т.д. Исключительно в одном из немногих пт непременно согласны все — предметом культурологии является культура Споры вокруг предмета культурологии происходят на наших очах, в борьбе разных воззрений и точек зрения.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Становление культурологии как науки:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Становление культурологии как науки