Ранняя веданта

Ранешняя веданта


История мыслях и хронология текстов

Кроме старых упанишад, религиозные и философские тексты Индии были сделаны уже после провозглашения доктрины Будды. В их выслеживается воздействие мыслях, не встречавшихся нигде, не считая буддизма. Некие труды первых веков христианства содержат внутри себя критику буддизма. По нашему воззрению, не следует гиперболизировать значение хронологии; в любом индийском труде по философии,[128]как правило, просто выявляются идеи, относящиеся к более преждевременному времени, чем дата сотворения трактата, и часто уходящие в глубокую древность. Присутствие в философском тексте новейшей интерпретации того либо другого философского понятия не значит, что о нем не упоминали до этого. И если время от времени все-же можно зафиксировать (вобщем, очень примерно) дату сотворения неких письменных трудов, — тех, что появились не ранее первых веков нашей эпохи, — то чуть ли может быть установить очередность во времени самих философских мыслях .[129]Суммируя произнесенное: тот факт, что религиозно-философская литература брахманизма сформировалась через несколько веков после Гаутамы Будды, не значит, что эти письменные монументы отражают концепции, сформировавшиеся в буддийскую эру.



В годы ученичества Гаутама встречался с адептами различных философских «школ» и от их познавал первоначала веданты (т. е. доктрины упанишад), санкхьи и йоги (§ 148). На данный момент в нашу задачку не заходит восстановление всех шагов развития ранешних — зафиксированных в упанишадах и трудах буддистов и джайнов — мировоззренческих мыслях прямо до их дизайна в традиционную систему. Довольно наметить главные эволюционные пути, приведшие к конструктивным отклонениям от начальной ориентации. Не следует при всем этом забывать, что после упанишад все способы и системы сотериологии использовали единый концептуально-терминологический каркас. Связка авидья-карма-сансара, тождество "существование-страдание", толкование незнания как сна, сновидения, опьянения, плена — все это созвездие концепций, образов и понятий было единогласно принято всеми школами. «Шатапатха-брахмана» провозглашала: человек рождается в Мир, сделанный им самим (VI 2.2,27). Можно сказать, что три солидарные даршаны брахманизма — веданта, санкхья и йога, а вместе с ними и буддизм, — содержат в себе эту теорему и ее толкования.

Термин веданта (практически "конец Вед") относится к упанишадам, которые вправду являлись заключительной частью ведических текстов.[130]В ранешней стадии веданта означала совокупа изложенных в упанишадах учений. Со временем — и достаточно поздно (1-ые века нашей эпохи) — этим словом стали именовать целую философскую «систему», таким методом отличая ее от других даршан, традиционных санкхьи и йоги. При анализе учения упанишад мы уже выявили главные идеи ранешней веданты. Что касается истории фактически ведической "философской системы", то ее происхождение непонятно. Самый ранешний из дошедших до нас трудов — «Брахма-сутра», ее создателем считается систематизатор учения упанишад, риши Бадараяна. Сначала новейшей эпохи этот труд был основательно переработан. Бадараяна, уместно сказать, не был первым систематизатором: он цитирует более ранешних создателей, собственных предшественников, и пересказывает их концепции. К примеру, обсуждая связи меж персональными атманами и Брахманом, Бадараяна останавливается на 3-х различных теориях и перечисляет имена их более узнаваемых сторонников. По первой теории, атман и Брахман схожи, по 2-ой — до «освобождения» атман и Брахман сущность различные и самостоятельные понятия; в конце концов, как считает 3-ий авторитет веданты, имеющие божественную суть атманы не тождественны Брахману ("Брахма-сутра" 1 3. 21).

Обсуждая эти ранешние теории, Бадараяна, скорее всего, ставил впереди себя задачку сконструировать доктрину о Брахмане как вещественной и физической причине всего сущего, с одной стороны, и как о предтече всех отдельных атманов, с другой. Он признавал, но, что эти освобожденные субстанции продолжают существовать вечно в качестве самостоятельных духовных начал. К огорчению, все 555 афоризмов «Брахма-сутры» малодоступны осознанию без специального комментария. Они разноплановы, допускают огромную свободу толкования и, по всей видимости, служили материалом для запоминания ученикам, изучавшим ведийскую традицию под управлением учителя. Самые 1-ые толкования сутр стали позже забываться, а к 800 г. н. э. были позабыты совсем после превосходного комментария Шанкары, затмившего все другие. До нас дошли только имена нескольких первых комментаторов, да ряд цитат.[131]


Загрузка...

Все же, в "Шветашватара- и Майтри-упанишадах", «Бхагавад-гите» и «Мокшадхарме» (книжка XXI "Махабхараты") мы находим достаточное число указаний на главные направления ведийской мысли до эры Шанкары. Главное значение посреди их имеет учение о майе, в особенности в той его части, где идет речь о связи Брахмана, творения, и майи. Старая мысль галлактического творения как манифестации несказанной силы (майя) Брахмана отступает перед ролью, какую играет майя в личном опыте человека, идущего по жизни втемную. Позже майя ассимилируется с незнанием (авидья) и сравнивается со сновидением. Разнообразные «реальности» окружающего мира так же призрачны, как и содержание сновидений. Тенденция (наметившаяся уже в «Ригведе» (Х 129) сводить всю действительность к Богу, т. е. Одному Всему, выливается во все более и поболее смелые формулы. Если

Сущее есть вечное Единое/Целое, то иллюзорен (майя) не только лишь Космос, т. е. обилие предметов, да и множественность отдельных духов. За два поколения до Шанкары ведийский учитель Гаудапада считал, что вера во огромное количество личных атманов порождается майей ("Мандукья-карика" 11, 12 и 19). По правде, есть только одно Сущее, Брахман, и когда мудрец — средством опыта йогической медитации — обретает собственный свой атман, он просыпается к свету и красе нескончаемого реального.

Как мы уже лицезрели (§ 81), тождество «брахман-атман» было самым основным открытием упанишад. Под напором буддийской критики ведийские учителя разработали свою онтологию — систематизированную и строгую: она включала теологию и космологию, в сумме оформившиеся в сотериологию. В деле нового осмысления наследства упанишад с трактовкой в определениях собственного времени Шанкаре нет равных. Но, невзирая на величие его труда и воздействие его мышления на всю индийскую духовность, Шанкара не исчерпал до конца магические и философские ресурсы веданты, и в течение веков после его ухода из жизни индийские учителя разрабатывали собственные, параллельные системы. Вобщем, веданта тем и отличается от других даршан, что сохранила собственный творческий потенциал в эру сутр и первых комментариев на их. Можно сказать, что если сущность "философских систем" санкхьи и йоги была выявлена меж IV и VIII вв., то веданта узнала собственный настоящий расцвет, начиная с Шанкары.[132]




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Ранняя веданта:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Ранняя веданта