Йога: концентрация на предмете

Йога: концентрация на предмете


1-ые ясные ссылки на йогические техники появились в брахманах и — более подробные — в упанишадах. Но уже в Ведах упоминались аскеты и фанатики экстаза, владевшие различными комплексами практической пара-йоги и управлявшие "магическими силами" (см. § 78). Давно термин «йога» обозначал всякую технику аскезы и хоть какой прием медитации; они практически везде практиковались в Индии — и адептами брахманизма, и буддистами, и джайнами. Вместе с этой — несистематизированной и «популярной» — йогой, равномерно утверждалось учение йога-даршана, традиционная йога, позже сведенная Патанджали в единую систему "Йога-сутры".[140]

Создатель признавал (ЙС I 1), что он только суммировал и записал философские и практические принципы йоги. О самом Патанджали не понятно даже, когда он жил: во II в. до н. э. либо позже — в III в. либо даже в V в. н. э. Из технических приемов йоги создатель сохранил только те, которые были накрепко испытаны временем. Что касается теоретических и метафизических обоснований, то творческий вклад создателя невелик: Патанджали воспринял только главные положения философии санкхья, приложив их к довольно-таки поверхностному теизму.



Традиционная йога начинается там, где кончается санкхья. Патанджали не считал, что метафизическое познание само по себе сумеет привести человека к освобождению. Познание, считал он, только готовит почву для завоевания свободы: последняя достигается методом практики аскезы и различных видов медитации. Патанджали так определял йогу: это "прекращение вихрей сознания" (ЙС I 2). Вихри сознания (читтавритти) бессчетны и делятся на три категории: 1) ошибки и иллюзии (сны, галлюцинации, ошибки восприятия, смешение понятий и т. д.); 2) совокупа обычного психического опыта (все, что лицезреет, чувствует либо задумывается человек, не практикующий йогу); 3) выработанный в процессе йогической практики парапсихологический опыт, доступный только неким посвященным. Задачка йоги Патанджали — свести на нет две 1-ые категории вихрей сознания (1-ая рождена логической ошибкой, а 2-ая — метафизической) и поменять их единым" опытом" — энстатическим, сверхсенсорным и внерациональным.

В отличие от санкхьи, йога преследует цель равномерно повредить группы, виды и разновидности "вихрей сознания" (читтавритти). Разрушение не состоится, если поначалу не узнать эмпирическим методом структуру, происхождение и крепкость того, что подлежит разрушению. "Эмпирическое познание" содержит в себе последующие понятия: способ, техника, практика. Нельзя ничего усвоить, не пройдя путь йогической практики: вот лейтмотив наставлений по йоге. 2-ая и 3-я книжки «Йога-сутры» практически стопроцентно посвящены практике йоги (очищения, телесные позы, техники дыхания и т. д.). Без практического освоения читтавритти не поддадутся управлению и конечному уничтожению; путь к свободе проходит через опыт.[141]

Элементы психоментального потока — вритти — порождаются незнанием (ЙС I 8). В йоге для ликвидирования вихрей сознания недостаточно убрать метафизическое невежество: к месту разрушенных одномоментных вихрей сознания тотчас же устремятся потоки других, несущие мириады укрытых, прятавшихся в подсознании, потенций (васана). Понятие васана — главное в психологии йоги. Препятствия, чинимые импульсами подсознания на пути к освобождению, имеют двойственную природу: с одной стороны, васаны без конца питают психоментальный поток, бесконечный ряд читтавритти, с другой стороны, из-за собственной специфичной (подсознательной) модальности васаны Не поддаются контролю и укрощению. Даже прошедший долгосрочную предварительную тренировку йогин рискует сбиться с пути под напором массивного тока ускоряемых васанами психоментальных «вихрей». Для удачного разрушения читтавритти нужно порвать связь «подсознание-сознание».

Предваряет медитацию в йоге экаграта, концентрация на одном предмете: физическом теле (кончике носа, блестящем шаре и т. п.), мысли (метафизической правде) либо Боге (Ишваре). Упражнение экаграта помогает держать под контролем две составляющие ментального потока: наружные чувства и подсознание. Концентрация на одном предмете не может, естественно, дать хотимый итог, если она не дополнена физическими упражнениями и особыми приемами. К примеру, экаграта будет малоэффективной, если тело утомилось либо воспринимает неловкую позу, если дыхание хаотично и неритмично. Вот почему техника йоги совершенствуется равномерно, методом ступенчатой (анга, "член, участник") тренировки тела и психики, методом духовных упражнений. Эти «члены», составляющие йоги — сразу и группа комплексов психологической тренировки, и этапы пути духовности и аскезы; конечным пт этого пути является «освобождение». «Йога-сутра» (II 29) предлагает последующие, традиционные этапы подготовки: 1) сдерживание, самоконтроль (яма), 2) соблюдение предписаний, повиновение (ньяма), 3) телесные позы (асаны), 4) упорядочивание дыхания(пранаяма), 5) освобождение органов эмоций от восприятия наружных объектов (пратьяхара), 6) концентрация (дхарана), 7) йогическая медитация (дхьяна), 8) стазис (самадхи).


Загрузка...




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Йога: концентрация на предмете:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Йога: концентрация на предмете