Техники йоги

Техники йоги


Неважно какая система йоги непременно начинается с 2-ух комплексов ямы и ниямы. Яма, «воздержание», включает 5 предписаний: ахимса ("не убивать"), астейя ("не воровать"), сатья ("не врать), брахмачарья ("половое воздержание"), апариграха ("не быть скупым") — см. ЙС II 30. «Воздержание» не делает ученика йогином, быстрее это шаг очищения, после которого он выходит из профанного состояния. Параллельно выполняемый комплекс нияма — предписания для очищения тела и сознания. По Патанджали, это — "чистота, удовлетворенность, аскеза (тапас), постижение метафизики йоги и упование на Бога как вдохновителя всех предписаний" (ЙС II 32).[142]

Фактически йогическая практика начинается на стадии асан. Асана в йоге значит ту либо иную позицию тела, которую «Йога-сутра» (II 46) определяет как "недвижную и комфортную" Эта хорошая от всех других, фактически йогическая практика индийской аскезы упоминалась в упанишадах и даже ранее — в ведийской литературе: Очень принципиально задерживать тело в одном положении без усилия, так как только непосредственная асана даст нужное сосредоточение. "Безупречное положение тела — когда отсутствует какое-либо усилие для его поддержания", — пишет Вьяса (комментарий на «Йога-сутру» II 47).[143]"Выполняющий асану йогин должен снять естественное телесное напряжение" (Вачаспати, там же).



Асана — это 1-ый шаг на пути преодоления людской обусловленности. По отношению к физическому телу асана — это экаграта, сосредоточение на одном предмете: тело «сосредоточено» на собственном положении. Как экаграта утишает колебания и рассеяние "вихрей сознания", так и асана прекращает всякие движения тела, наполняя его пониманием себя самого, сводя различные его позиции к единой позе — непоколебимой и священной. Эта целенаправленность и полное владение телом и сознанием характерны всем видам йогической практики: их цель — преодоление (либо прекращение) людской ограниченности через неподчинение его своим животным склонностям.

Если асана учит отказу от бесконтрольных движений тела, то пранаяма, упорядоченность дыхания, есть «отказ» от принятого, т. е. неупорядоченного дыхания, которое у профанного человека изменяется зависимо от событий либо его психоментального состояния.

Неупорядоченное, неритмичное дыхание порождает у человека страшную психологическую подвижность и, как следствие, его рассеянность и невнимательность. Приложив усилие, он может сосредоточить внимание, но, по йоге, схожее усилие — это "уступка наружной форме". Средством пранаямы йогин подавляет дыхательное усилие: ритмическое дыхание становится автоматизмом, и практикующий это упражнение запамятывает о нем.

Поздний комментатор «Йога-сутры», Бходжа, отмечал, что "существует ровная связь меж дыханием человека и состоянием его мысли" (ЙС I 34). Это очень принципиальное наблюдение, и йогины, непременно, уже в древности сообразили на опыте связь ритма дыхания с состояниями сознания. Очень возможно, что эта связь служила для их средством «единения» сознания. Сообщая дыханию тот либо другой ритм и равномерно замедляя его, йогин мог «проникать» в некие труднодоступные при бодрствовании «состояния» сознания, в особенности в состояния, обычные для сна, по другому говоря, он мог опробовать их при полной ясности разума. Ритм дыхания спящего человека медлительнее, чем у бодрствующего. Усваивая при помощи пранаямы этот ритм, ученик мог просачиваться — не теряя ясности мозга — в открывающиеся только во сне области сознания.

Индийская психология знала четыре состояния сознания: бодрствование, сон без сновидений, сон со сновидениями и "каталептическое сознание", транс (турия). Каждому из состояний соответствует собственный ритм дыхания. Увеличивая при помощи пранаямы продолжительность вдохов и выдохов — а целью этой практики является достижение как можно огромных интервалов меж этими моментами дыхания,[144]— йогин может, не выходя из бодрствования, достигнуть 3-х следующих состояний.


Загрузка...

Сколько бы ни продолжалось упражнение, асана, пранаяма и экаграта ориентированы на отрешение ученика от обусловленности обыденного человека. Неподвижный, ритмично дышащий йогин, фиксирующий взор и внимание на одной точке, концентрируется, «собирается». Он может проверить качество собственной концентрации при помощи пратьяхары, этот термин обычно переводят как «абстракция», "отвлечение органов эмоций от воздействия предметов окружающего мира". Заместо того, чтоб отвлекаться на эти предметы, считал Бходжа, "чувства замирают сами по для себя" (ЙС II 54). Пратьяхару можно рассматривать как оканчивающий шаг психофизиологической аскезы: с этого момента ничто — чувства, память и т. п. — не сумеет «отвлечь» либо «побеспокоить» йогина.

Независимость от стимулов окружающего мира и от динамики подсознания позволяет адепту практиковать «концентрацию» и «медитацию». Дхарана (от корня dhr, "прочно задерживать") — это фиксация мысли на одной точке. Целью данного упражнения является уяснение понятий и удержание их в памяти. Говоря о йогической медитации, дхьяне, Патанджали определяет ее как "течение объединенной мысли" (ЙС III 2), а Вьяса делает последующее уточнение: "это сфокусированность ничем не обремененного сознания на созерцаемом объекте".

Нет смысла еще раз припоминать, что йогическая медитация в корне отличается от раздумий обыденного человека. Дхьяна позволяет «проникать» в предметы, магически заходить в их. В особенности тяжело разъяснить конкретно это действие — проникновение в сущность созерцаемого предмета: это не поэтическое вдохновение и не интуиция бергсонианского толка. Йогическую медитацию отличает ее неделимость, сопутствующее ей и не позволяющее никуда отклоняться состояние ясности сознания. "Континуум сознания" контролируется волей йогина.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Техники йоги:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Техники йоги