Смысл Творения — помочь освобождению духа

Смысл Творения — посодействовать освобождению духа


Первоматерия (пракрити) так же реальна и вечна, как и дух (пуруша), но в отличие от пуруши, она оживленна и креативна. Эта предвечная субстанция — совсем однородная — обладает 3-мя "качествами бытия", гунами, позволяющими ей проявляться 3-мя различными методами: саттва (ясность и постижение), 2) раджас (движущая энергия и интеллектуальная активность, 3) тамас (отсутствие движения и психоментальная мгла). Гуны имеют двоякий нрав: с одной стороны, они беспристрастны, т. е. это феномены окружающего мира, с другой личны, потому что поддерживают, питают и обусловливают жизнь психоментального субстрата. Выходя из начального состояния Совершенного равновесия и принимая различные формы, пракрити Одномоментно перебегает в состояние энергии, махат, «великий». Увлекаемая импульсом «развития» (паринама), пракрити перебегает из состояния махат в состояние аханкара и становится единой осязаемой массой, еще не имеющей индивидуального опыта, но уже с зачатками «самосознания» (в слове аханкара 1-ый слог ахам значит "эго"). Подвинутый этой осязаемой массой "процесс развития" раздваивается на обратные ветки: одна ведет в мир беспристрастных проявлений, а другая — в мир личных феноменов (чувственных и психоментальных).



Как следует, Универсум — и беспристрастный, и личный есть только развивающаяся форма начального плана Природы, аханкары, где в первый раз в энергетическом сгустке растет предчувствие «эго». Раздвоившийся процесс аханкара делает дуальный универсум — наружный и внутренний, и эти два «мира» имеют общие точки соприкосновения. Так и человеческое тело, его физические функции, чувства, "состояния сознания" и даже его «интеллект» были созданы единой Субстанцией; она же сформировала физический мир и его структуры (см. § 75).

Тут уместно указать на то, что санкхья-йога — как и большая часть индийских религиозных систем — считает основополагающим принцип индивидуации методом понимания "себя". Генезис мира — квазипсихический акт. Конкретные и психофизиологические феномены имеют общую матрицу. их единственное решающее отличие — соотношение гун: в психоментальных парадоксах преобладает саттва, в психофизиологических — раджас (страсть, активность эмоций), а феномены телесного мира — атомы, животные и растительные организмы и т. д.) — формируются из более плотного и инертного тамаса .[136]Такое физиологическое обоснование позволяет осознать, почему санкхья-йога рассматривает хоть какой психологический опыт как обычной, развивающийся в сфере материи «процесс». Нравственность базирована на том же: доброта есть не качество духа, а «очищенная» узкая материя в форме сознания. Гунами пронизан весь универсум, и только они устанавливают органичную симпатическую связь меж человеком и Космосом. Настоящая разница меж человеком и Космосом — различие по уровню, но не на самом деле.

В непрерывном «развитии» (паринама) материя производила неисчислимые формы, все более сложные и разнящиеся друг от друга. Санкхья оставляет за своими пределами подтверждение и осмысление факта этого обширного творения, сотворения сложных форм и организмов. Можно разъяснить первичную пракрити — аморфную и бесформенную. Но перед нашими очами сложнейший мир из огромного количества структур и ясных форм. Морфологическая сложность Космоса возводится санкхьей в ранг метафизического аргумента. Здравый смысл дает подсказку нам: хоть какое сложное соединение создается для потребностей другого соединения. К примеру, совокупа нескольких деталей, кровать, служит за ранее обмысленным целям создавшего ее человека ("Санкхья-карика" 17).

Так санкхья-йога выявляет телеологический [137]характер Творения. По правде, если б предваряющим планом не было служение духу, Творение было бы абсурдно и глупо, Природа есть «соединение» частей, как следует, должен существовать и "верховный управитель", кто должен соединять и использовать эти соединения в собственных целях. Этот «управитель» — не инициативный разум и не состояния сознания (они сами по для себя являются составными частями пракрити). Уже то, что "одни вещи смешиваются для блага других вещей" сначала "служит подтверждением существования духа".[138]В то время, как настоящее Я (пуруша) пребывает под покровом майи и смутных понятий о галлактическом Творении, пракрити заряжается энергией "телеологического инстинкта" и полностью устремлена на освобождение пуруши. Ибо "от Брахмана до последней травинки Творение служит делу заслуги духом высшего познания" ("Санкхья-сутра" III 47).




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Смысл Творения — помочь освобождению духа:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Смысл Творения — помочь освобождению духа