Непостоянство вещей и доктрина анатты

Непостоянство вещей и доктрина анатты


Размышляя над 2-мя первыми "великодушными правдами" — страданием и предпосылкой мучения, — монах приходит к мысли о непостоянстве всего. Это и отсутствие субстанциональности (пали: анатта) вещей, и сразу не-субстанциональность его самого. Он (как и ведантисты, орфики и гностики) обнаруживает, что он не только лишь вещь посреди вещей, да и существует как вещь. Ибо галлактическая полнота и Психоментальная деятельность едины в единой Вселенной. Будда показал методом свирепого анализа, что все, имеющееся в мире, вписывается в 5 категорий — комплексов, либо «агрегатов» (скандх): 1) совокупа «очевидностей», либо всего чувственного (общность вещественных вещей, органы эмоций и предметы их внимания); 2) чувства (вызываемые воздействием на 5 органов эмоций); 3) восприятие и формирующиеся понятия (т. е. когнитивные явления); 4) психологические конструкции (санскара) — сознательная и безотчетная психологическая активность); 5) мысли (виджняна) — познания как итог сенсорного восприятия и, подчеркнем, активности разума (манас), пребывающего в сердечко и организующего сенсорный опыт. Только нирвана бесспорна, "ни из чего не состоит" и, как следует, не является «агрегатом».



Эти «агрегаты», либо «совокупности», суммарно очерчивают мир вещей и тварности человека. Еще одна именитая формула излагает сущность и оживленно иллюстрирует цепь вещей и эффектов, управляющих циклом жизней и перерождений. Эта формула, популярная под заглавием "взаимозависимое появление" [закон колеса перерождений], пратитьясамутпада (пали: патиччасамуппада), включает двенадцать причин ("членов"), и 1-ый из их — незнание. Оно порождает волевые деяния, а те в свою очередь рождают "психологические конструкции" (санскара) — условие психологических, ментальных и других действий, и заканчиваются желанием и — непосредственно — сексапильным влечением, ведущим к новенькому рождению, старости и погибели. По существу, незнание, желание и существование взаимозависимы и довольно внушительно разъясняют непрерывность цепи рождений, смертей и перерождений.

Этот анализ и систематизация были взяты Буддой из ранешней санкхьи и йоги. К тому же брахманы и yпанишады дифференцировали и систематизировали галлактическую полноту и психоментальную деятельность по элементам и категориям. С постведийской эры и желание, и невежество уже yпоминались как главные предпосылки мучения и перевоплощения, а упанишады и санкхья-йога признавали к тому же существование самостоятельного духовного принципа, от чего Будда, по-видимому, отмежевался; во всяком случае, он обходил это молчанием.

По правде, в неких текстах, передающих, как принято считать, настоящее слово Первоучителя, оспаривается подлинность людской личности (пудгала), актуального принципа (джива) , либо атмана. В одной из проповедей он именовал бессмыслицей утверждение о том, что "эта вселенная — атман; после погибели я стану тем, кто постоянен, кто живет, длится, не меняется; я буду существовать таким вечно".[175]Аскетический посыл и смысл этого отрицания понятны: медитация на ирреальности личности искореняет эгоизм.

С другой стороны, и отрицание перевоплощающегося, но не вставшего на путь освобождения и заслуги нирваны «Я», не проясняет вопроса. Потому в большинстве случаев Будда отрешался отвечать на вопросы о существовании либо не существовании атмана. К примеру, он промолчал, когда странствующий монах Ваччхаготта спросил его об этом и позже так растолковал Ананде смысл собственного молчания: ответив утвердительно на вопрос, существует ли «Я», он, Будда, солгал бы и, более того, Ваччхаготта записал бы Благословенного в проповедники "теории нескончаемой жизни", т. е. счел бы его «философом», каким нет числа. Если б Будда ответил: нет, «Я» не существует, Ваччхаготта принял бы его за последователя "теории аннигилизма". Более того, Будда ухудшил бы замешательство Ваччхаготты: "До этого у меня был атман, а сейчас его нет!" ("Самьютта-никайя" IV 400). Комментируя этот узнаваемый эпизод, Васубандху (V в. н. э.) делает последующее заключение: "Признавать существование «Я» — означает, впасть в ложь неизменности бытия, опровергать «Я» означает впасть в ложь факта погибели".[176]


Загрузка...

Отрицая действительность «Я», мы упираемся в последующий феномен: учение, превозносящее деяние и его «плод», заслугу за деяние, опровергает делателя, "едока плодов". Говоря словами ученого более позднего времени, Буддхагхоши, "существует только страдание, но нет того, кто мучается; есть действие, но нет делателя" ("Висуддхимагга", 16). Некие тексты заносят свои тонкости: "Тот, кто ест плоды деяний в той либо другой жизни, — не тот, кто совершал деяния в прошлой жизни, да и не кто-то другой" .[177]

Эти уклончивость и двусмысленность молвят о замешательстве учеников, порожденном нежеланием Будды решить спорные вопросы. Если Учитель отрешался от несводимого к другим понятиям неразделимого «Я», то делал так, так как знал: вера в атмана вовлекает людей в бесконечные метафизические споры и поощряет умствование, а в конечном итоге — уводит от пути к «пробуждению». Если ничто не отвлекает человека от мысли о «пробуждении», он повсевременно помнит о прекращении мучения и о труде во имя этой цели. Противоречия, порождаемые идеями о «Я» и "природе нирваны", разрешаются опытом пробуждения и неразрешимы в сфере мышления и на уровне выражения.

Казалось, Будда признавал нескончаемость существования той же самой «личности» (пудгала). В собственной проповеди о носильщике и его поклаже Учитель высказался так: "Груз — это 5 скандх: материя, чувства, Мысли, волевые деяния, познание. Носильщик — пудгала, к примеру, почетный верующий из такой-то семьи, такого-то рода и т. д." ("Самьютта" III 22). Но он отрешается присоединиться к полемике: Будда выбирает «срединную» позицию меж апологетами «личности» (пудгалавадинами) и сторонниками «агрегатов» (скандхавадинами) .[178]Тем более, вера в нескончаемость существования личности устойчива — и не только лишь в народной среде. Джатаки повествуют о прошедших существованиях Будды, членов его семьи и его соратников, повсевременно указывая на идентичность всех их перерождений. И как тогда осознать слова новорожденного Сиддхартхи — "Это мое последнее рождение!" (§ 146) — если не признавать нескончаемость существования "подлинной личности" (даже если остерегаться именовать ее «Я» либо пудгала)?




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Непостоянство вещей и доктрина анатты:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Непостоянство вещей и доктрина анатты