ПОСЛАНИЕ БУДДЫ: ОТ СТРАХА ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ К БЛАЖЕНСТВУ НЕСКАЗАННОГО

ПОСЛАНИЕ БУДДЫ: От испуга Нескончаемого ВОЗВРАЩЕНИЯ К БЛАЖЕНСТВУ НЕСКАЗАННОГО


Глава ХIХ

§ 155. Человек, пронзенный отравленной стрелой…

Будда никогда не считал свое учение жесткой системой. Он не только лишь отрешался рассуждать о философских вопросах, но хранил молчание и по значимым пт собственной доктрины, к примеру, об стиле жизни святого, ушедшего в нирвану. Это молчание Будды позволило сосуществовать совсем обратным истолкованиям постулатов его доктрины с начала ее появления и породило разные школы и секты. Устные проповеди Благословенного и каноническая литература не дают нам решений всех возникающих вопросов, и тяжело надежды, что исчерпающие ответы будут найдены и в дальнейшем. Но — раз уж нереально вполне вернуть "подлинное слово" Будды — навряд ли можно делать вывод и о том, что уже в самых ранешних текстах его доктрина была конструктивно искажена.

С самого начала буддийская община (сангха) была организована по монастырскому уставу (виная), и это гарантировало ее единство. Буддийские монахи делили основополагающие идеи учения — перевоплощение, воздаяние за содеянное, практику медитации, ведущей в нирвану, "состояние Будды". Не считая того, еще при жизни Благословенного многие миряне, не отошедшие от светской жизни, соболезновали его учению. их любовь к Будде и щедрые подношения сангхе давали им «гарантии» посмертной жизни в «райских» местах, а потом — и более подходящее перевоплощение: этот тип набожности характерен для "народного буддизма". В религиозной жизни Азии он распространился очень обширно и обрел необъятную мифологию, систему ритуалов, содействовал развитию литературы и искусства.



Можно считать, что Будда не воспринимал ни космогонических и философских теорий брахманов и шраманов, с одной стороны, ни разных техник доклассической санкхьи и йоги, с другой. Что касается космологии и антропогонии, о чем он отрешался гласить, то ясно, почему он пришел к убеждению, что мир не был сотворен ни богом, ни демиургом, ни злым духом (как считали гностики и манихеи; см. § 229 и дальше), но существовал всегда, т. е. повсевременно сотворялся злыми либо хорошими действиями людей. Вправду, по мере скопления невежества и грехов, сокращается не только лишь людская жизнь — сама Вселенная тоже приходит в упадок (эта мысль свойственна для индийского мировоззрения, но она проистекает из архаических концепций прогрессирующего упадка в мире, из-за чего он нуждается в повторяющемся пересотворении).

Будда воспринимает и развивает аналитические начала санкхьи и практику созерцания йогинов, но вполне отрешается от их философских построений и, сначала, от идеи Себя, (пуруши). Он решительно отрешается от различного рода полемики, что наглядно подтверждается его известным диалогом с Малункьяпуттой. Этот монах пенял, что Благословенный, дескать, не ответил на принципиальные вопросы: вечна Вселенная либо не вечна; конечна либо нескончаема; схожи ли душа и тело либо это различные вещи; существует ли Татхагата после погибели либо не существует; и т. д. Малункьяпутта просит Учителя или дать определенный ответ, или признаться: мол, не знаю. В ответ Будда ведает ему такую историю. Человек ранен отравленной стрелой. Друзья и родные ведут его к доктору, а бедолага всю дорогу орет: "Не дам вытащить стрелу! Скажите до этого, чья эта стрела? Кшатрия либо брахмана? […] Велика ли его семья? И сам он — высочайший, среднего роста либо приземистый? Из какого он городка? Либо он из деревни? Не прикасайтесь к ране, пока не узнаю, из какого лука выстрелили. […] Какая была тетива? […] Что за оперение на стреле? […] Чем ее заострили?" Раненый погиб, так и не узнав всего этого, продолжал Благословенный. То же предначертано и тому, кто будет философствовать, а не идти методом святости. Почему Будда отказался от дискуссии? "Так как не имеет смысла все, что не связано с духовной жизнью, что не помогает отвратиться от мира, отрешиться от него, изжить желания, обрести покой и, достигнув все осознания, уйти в нирвану!" Будда гласит Малункьяпутте: я не учу ничему, не считая 4 великодушных истин ("Маджхима-никая" I 426).


Загрузка...

§ 156. Четыре "великодушные правды" и "срединный путь"

Сердцевина учения Будды — четыре "великодушные правды". Он поведал их миру в собственной первой проповеди 5 верным ученикам в Бенаресе, спустя некое время после собственного «просветления» (§ 149).

1-ая правда касается мучения либо скорби (на языке пали: дуккха). Для Будды — как и для большинства индийских мыслителей и верующих после эры упанишад — есть все страдание. "Рождение есть страдание, утрата — страдание, болезнь — страдание, погибель — страдание. Быть связанным с тем, что не любишь — страдание. Быть разбитым с тем, что любишь — страдание […] Не иметь того, что желаешь — страдание. Короче говоря, хоть какое соприкосновение с хоть какой из 5 скандх порождает страдание" ("Маджхима-никая" I 141). Уточним, что термин дуккха — его переводят в большинстве случаев как «скорбь», «страдание» — имеет более широкий смысл и содержит в себе разные формы добра и даже некие духовные состояния, обретенные в итоге медитации. Воздавая подабающее духовному блаженству этих йогических состояний, Будда добавляет, что "они, дуккха, неизменны и подвержены изменениям" ("Маджхима-никая" I 90). Поэтому они и дуккха, что мимолетны, преходящи.[172]Ниже мы убедимся в том, что Будда сводит "я" к сочетанию 5 категорий, «агрегатов» (скандх) физических и психологических сил и уточняет, что дуккха — все 5 категорий.[173]

2-ая "великодушная правда" разъясняет причину мучения (дуккха) желанием, аппетитом либо «жаждой» (танха), которые определяют реинкарнации. «Жажда» повсевременно отыскивает новых удовольствий: чувственных наслаждений, нескончаемой жизни либо желания не жить (самоуничтожения). Заметим, что последнее желание осуждается вместе с иными проявлениями «жажды»: будучи разновидностью «аппетита», желание пропасть — а оно может привести к самоубийству — не является избавлением, ибо не прерывает вечную цепь перевоплощений.

3-я "великодушная правда" провозглашает: освобождение от мучения (дуккха) — это прекращение, отсутствие желания (танха). Оно подобно нирване: по правде, одно из заглавий нирваны — "прекращение жажды" (танхаккхайя).

И в конце концов, 4-ая «истина» указывает пути к прекращению страданий.

Формулируя "четыре правды", Будда вроде бы следует правилу индийской медицины: сначала определяется болезнь, позже выясняется ее причина, потом принимается решение о методе устранения предпосылки и, в конце концов, прописываются адекватные меры избавления от недуга. Врачевание Будды — "4-ая правда" — это лечущее средство от зла. Этот способ получил заглавие "срединного пути", минующего две крайности: достижение счастья методом чувственных наслаждений и нахождение духовного блаженства в строжайшей аскезе и самоистязании. "Срединный путь" именуют также "восьмеричным методом". Он предписывает: 1) правильное постижение, 2) правильное мышление, либо правильное намерение, 3) правильную речь, 4) правильное действие, 5) правильную жизнь, 6) правильное усилие, 7) правильное внимание, 8) правильную концентрацию.

Опять и опять Будда обращается к положениям "восьмеричного пути", всякий раз толкуя их на другой манер, зависимо от слушателей. Эти восемь положений время от времени систематизировали по их цели. Один из текстов «Маджхима-никайи» (I 301) определяет буддийское учение как: 1) моральный кодекс (шила), 2) дисциплину разума (самадхи), 3) мудрость (паннья; санскрит: праджня). Высоконравственное поведение на базе любви ко всем и всему включает обязательное выполнение 3-х заповедей (со 2-ой по четвертую) "восьмеричного пути": верно мыслить, верно гласить, верно действовать. Многие тексты объясняют, что имеется в виду под дисциплиной разума (самадхи).[174]Она подразумевает практику 3-х заключительных правил "восьмеричного пути" (с шестого по восьмое): правильное усилие, внимание, концентрация, и речь тут идет о выполнении упражнений из комплексов йоги; о их мы непременно скажем, так как они составляют фундамент буддийской мысли. Что касается мудрости (праджня), это итог овладения 2-мя первыми правилами: правильным постижением и правильным намерением.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: ПОСЛАНИЕ БУДДЫ: ОТ СТРАХА ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ К БЛАЖЕНСТВУ НЕСКАЗАННОГО:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ПОСЛАНИЕ БУДДЫ: ОТ СТРАХА ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ К БЛАЖЕНСТВУ НЕСКАЗАННОГО