З. Учения и практики джайнизма

З. Учения и практики джайнизма


О личности Махавиры практически ничего непонятно: легенды о его рождении и неких эпизодах его деятельности, как и легенды вокруг имени Будды, соответствуют индийской мифотворческой традиции. Канонические книжки джайнизма были написаны в IV–IП вв. до н. э., но некие куски имеют более раннюю датировку и, может быть, в их включены подлинные выражения основателя джайнизма. Создается воспоминание, что для исходного образования Махавиры характерен энтузиазм к миру природы и пристрастие к систематизации понятий и нумерологии. Его системой, можно было бы сказать, управляла цифра (Шубриг). И вправду, его учение повествует о 3-х примерах сознания и 5 видах настоящего познания, 7 принципах либо категориях, 5 видах тела человека, 6 колерах либо цветах (лешья) — показателях совершенства либо несовершенства души, о восьми типах "кармической материи", 14-ти стадиях духовных свойств и т. д. С другой стороны, Махавира прославился — в отличие от Паршвы и от Будды — жестким аскетизмом, требовавшим от его адептов отказа от ношения одежки во всех случаях жизни и других бессчетных запретов.



Махавира опровергал существование Бога — но не божеств. Последние наделялись святостью — но не бессмертием. Космос и бытие не имеют, по Махавире, начала и не будут иметь конца; галлактические циклы нескончаемо повторяются. Также нескончаемо число душ. Всем на свете — не считая освободившейся души — управляет карма. Панпсихизм — соответствующая особенность философии джайнизма с его ярко выраженной архаической структурой. Все на свете одушевлено — не только лишь животные, да и растения, камешки, капли воды — вот 1-ая и основная заповедь джайнизма. Вера в панпсихизм порождает огромное количество проблем в жизни джайнов. Так, монах-джайн всегда подметает метелкой землю на собственном пути, и ему строжайше запрещено выходить на улицу после захода солнца: он рискует раздавить козявку.

Тяжело осознать, почему в учении, постулирующем панпсихизм и призывающем уважать всякое проявление жизни, людская жизнь кажется стопроцентно обесцененной, а суицид джайна рассматривается как наивысшее деяние. Почему почтение жизни, т. е. всего сущего в 3-х королевствах мира, не строит в святость человеческое существование либо, по последней мере, не присваивает ему некоторый религиозный смысл? Принимая заповеданные упанишадами пессимизм и добровольческий отказ от жизни, джайнизм ценит только духовное и транскосмическое блаженство (но: см. ниже, § 190). Вправду, освобожденная от "кармической материи" душа стрелой устремляется к верхушке Вселенной, там, как в эмпиреях, встречается и разговаривает с для себя схожими, присоединяясь к чисто духовной, даже божественной, общности. О таком же внекосмическом пессимизме и «спиритуализме», похоже, молвят гностики неких школ (§ 228) и — с маленькими отличиями — традиционные йога и санкхья (§ 139 и дальше).

Карма играет в джайнизме решающую роль: она делает кармическую материю, род психотелесного организма, сопряженного с душой и вынуждающего ее трансмигрировать. Освобождение (мокша) заканчивается полным отчуждением души от материи, т. е. отвержением ранее скопленной кармы и остановкой нового кармического притока. Можно представить, что это освобождение достигается комплексом медитаций и концентрации йогического типа, которые сущность конечное достижение аскезы и уединенного размышления.[169]Разумеется, только монахи и монахини могут возлагать на освобождение. На монашеский путь разрешается вступить уже в восьмилетнем возрасте при условии крепкого здоровья малыша. Через пару лет учебы новичок проходит инициацию под наблюдением учителя и дает 5 зароков: заботливо относиться ко всему живому, гласить только правду, не иметь принадлежности и ничего не получать, оставаться девственным. Потом новичок получает чашечку для сбора подаяния; маленькую метелку, чтоб сметать насекомых со собственного пути; лоскуток муслина — прикрывать им рот при разговоре (может быть, чтоб не проглотить насекомое). Странническая жизнь монахов в течение всего года, не считая 4 месяцев муссонных дождиков, во всем припоминает жизнь Махавиры.


Загрузка...

Согласно преданиям, к моменту погибели Махавиры у него было — не считая большой мирской общины — 14 тыщ монахов и 36 тыщ монахинь. Числа, может быть, гиперболизированы, но более необычным кажется доминирование дам посреди адептов джайнизма, в монастырях и в миру. Это тем паче удивительно, что, по свидетельству неких учителей-джайнов, монахиням не дано достигнуть освобождения: им не разрешается практиковать монашеское обнажение. Но настолько большая численность дам, монахинь и мирян, может быть, разъясняется глубинной архаической традицией: считается, что Махавира проповедовал в большей степени равным для себя, военной и светской знати, и можно представить, что дамы этого круга находили в учении Махавиры — учении, уходившем корнями в архаическую индийскую духовность, — тот религиозный путь, в каком им отказывал ортодоксальный брахманизм.

§ 154. Адживики и всемогyщество "судьбы"

Своим самым суровым оппонентом Будда считал Машкарина (Макхали) Госалу. Ученик и в течение пары лет ассистент Махавиры, Госала практиковал аскезу, завладел волшебными возможностями и возглавил школу адживиков. Некие штришки биографии Госалы, выявленные в буддийских и джайнских текстах, отрисовывают его как могущественного колдуна. Своим «магическим» огнем он умертвил 1-го из собственных учеников: после состязания с Махавирой в волшебных умениях злосчастный был проклят им и погиб (это случилось, возможно, в 485 либо 484 г. до н. э.).

Этимология термина адживика до сего времени остается неясной. Подвергшиеся нападкам буддистов и джайнов, учение и практики адживиков с трудом поддаются восстановлению, и, кроме нескольких цитат в трудах врагов адживикизма, их канонические тексты до нас не дошли. Понятно только, что это было очень древнее, на несколько поколений предшествовавшее буддизму и джайнизму учение.

Отличие Госалы от всех его современников — его непоколебимый фатализм. "Старания человека никчемны" — вот сущность этого вероучения со стержневым словом ньяти ("предопределение", "судьба"). В одном буддийском источнике приводятся последующие слова Госалы: "Нет ни предпосылки, ни повода аморального поведения. Люди предаются пороку без предпосылки и повода, незапятнанные чисты без предпосылки и повода, ни одно "я" само по себе не действует. У человека нет собственных силы[…], энергии […], устремления […] и отваги […]. Все существа, индивиды, все твари, все живое не имеет собственной воли, собственной силы, собственной энергии. Они эволюционируют согласно предназначенному, исходя из событий и своей природы…" (Саманнапхаласутта, 54). Другими словами, Госала отторгает общее для индийских вероучений понятие кармы: хоть какое существо, по Госале, проходит собственный свой цикл длиной в 8 400 тыщ эонов (махакальпа) и в один момент, без усилия получает освобождение. Будда же считал криминальным схожий беспрекословный детерминизм и потому критиковал Госалу еще почаще других собственных оппонентов. «Фатализм» (ньяти), по Будде, был самым небезопасным заблуждением.

Но Макхали Госала, непременно, занимает самое оригинальное место в истории индийской мысли: детерминистская концепция привела его к исследованию природных явлений и законов жизни.[170]Адживики отторгали ношеное одежки — обычай, показавшийся за длительное время до Махавиры и Макхали Госалы; питались подаянием подобно всем странствующим аскетам и придерживались серьезных правил питания, часто изнурительными обетами доводя себя до голодной погибели. Вступлению в общину предшествовал старый обряд: неофит был должен непременно получить ожог, взяв в руки раскаленный предмет. Его также закапывали по шейку в землю и потом вырывали на голове волос за волосом. До сего времени остаются потаенной спиритуальные техники адживиков. У их очевидно существовали традиции аскезы и собственные способы медитации. Нам известны только непонятные ссылки на нирвану адживиков — разновидность высшего Неба других магических школ.[171]




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: З. Учения и практики джайнизма:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: З. Учения и практики джайнизма