Мозаика античная

Мозаика древная


ИСКУССТВО Старого МИРА

АНТИЧНОСТЬ



сочков камешков. В М. а. преобладал прямой метод набора; после окончания узор шлифовался, в ре­зультате чего возникал соответствующий для М. а. ровненький сияние поверхности. Особого разнообра­зия и совершенства искусство М. а. достигнуло в ху­дожественной культуре римского периода, став одним из главных видов декора.

Искусство М. а. подчинено архитектуре и в зна­чительной мере находится в зависимости от живописи, т. к. основой для сюжетной мозаичной картины служило, обычно, живописное произведение. Именитые картины греческих живописцев IV—I вв. до н. э., пе­ревезенные римлянами в Италию, очень скоро стали предметом огромного количества копий и подражаний, выполненных в различной технике. В Риме и его провинциях существовали мастерские по изготов­лению мозаик, где трудилось огромное количество художни­ков, ремесленников и подсобных рабочих, занятых созданием смальтовых тессер (кубиков). Судя но всему, у древних мозаичистов имелись альбо­мы образцов. Об этом свидетельствует сходство мо­заик Рима, Галлии, Египта, Сирии, североафрикан­ских провинций. Многие работы величавых живописцев античности использовались как устойчивая компо­зиционная схема, интерпретируемая каждым мас­тером по-разному (такая судьба утраченной много­фигурной композиции «Посейдон и Амфитрита» зеликого греческого архитектора Скопаса, которая стала типичным трафаретом для огромного количества мо­заичных работ).



Нрав мозаичной композиции непосредствен­но зависел от помещения, в каком она находи­лась. В коридорах, вестибюлях набирались обычно

рнаментальные М. а.; в парадных комнатах (табли-нуме, триклинии, атриуме), центральном зале — •кусе, перистильном дворе, огромных залах терм : кладывали, обычно, сюжетные картины. Ма-:теру поручалось не только лишь техническое выполне­ние заказа, да и композиционное решение, при-

нособление избранного сюжета конкретно к данному : 1мещению. Зависимо от этого в римском ис-■: .'сстве различаются несколько типов мозаичной

лшозиции: фризообразная (для узеньких помещений, имеющих вход с широкой стороны), покартинная повествовательная (для таких же помещений, но со -ходом с торца) и единая композиция-картина, ак-: -нтированная в широком прямоугольном помеще-п:п маленькой центральной композицией-картиной

пи символом. Во всех случаях мозаику окружала

прокая полоса орнаментального бордюра. Сюжеты фигурных композиций нескончаемо разно-■"разны и в большинстве собственном связаны с древней

пфологией и любимыми римлянами аллего-

нческими фигурами и символическими персонифи-

.-. деньками. Орнамент строился на сочетании акантовых







Сельские работы. Деталь мозаики из Цезареи. III в. н. э.


Философ. Муза. Мозаика в Тревироруме. Галлия. III в. н. э.






Медуза. Деталь мозаики из Тины. III в. н. э.


Голова Ветра. Деталь мозаики «Нептун и Ветры» из Маскулы. IV в. н. э.



листьев, лавровых гирлянд и венков, геометричес­ких орнаментов. Мастера М. а. обладали техникой передачи светотени, многообещающего построения, достоверной передачи пропорций и объемов людской фигу­ры Воспоминание целостности картины, схожей красочной, достигалось укладкой кусочков смаль-


ты очень малой величины (схожая техника была перенята североафриканскими мастерами М. а., об­разцы искусства которых сохранились в большенном количестве).

М. а. позднего периода более графична, контуры выделены темными линиями, употребляется смаль-




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Мозаика античная:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Мозаика античная