Пальметта

Пальметта


ИСКУССТВО Старого МИРА

Ордера греческие


АНТИЧНОСТЬ



Макетом дорического ордера были постройки с плоским перекрытием из балок и двускатной крышей, скрытой камышовой (позже — черепич­ной) кровлей. Ранешний предвестник ионического ор­дера — строения с плоской крышей-настилом из брусьев. Более серьезный по нраву, испол­ненный грозной мощи дорический ордер, сло­жившийся совсем сначала VI в. до н. э., со­стоит, как и другие О. г., из 3-х главных частей — основания, колонны и несомой части — антаблемента.

Каменное основание дорического храма — сте­реобат — обычно состояло из 3-х мощных сту­пеней; своей базы дорическая колонна не имела. Колонна обычно производилась с желобками-каннелюрами по всей длине и имела равномерное \-толщение на высоте одной трети от общей вели­чины — энтазис, которое визуально присваивало ей упругость и избавляло оптическую иллюзию вог­нутости ее ствола. Высшая часть колонны состояла из капители, включающей в себя круглую камен­ную подушку — эхин — и квадратную плиту-абак.



Высшая часть строения, лежащая на колоннах, — антаблемент — включала в себя также три обяза­тельных элемента: архитрав, фриз и карниз. Ин­терпретация этих 3-х частей, в каждом типе ордера разная, определяла, вместе с формами колонны и капители, своеобразие той либо другой 'Рдерной системы. Особенностью дорического ор­дера является гладкая поверхность архитрава и фриз, состоящий из чередующихся квадратных ллит (метопы) и вертикально вытянутых прямоу­гольников (триглифы). Карниз в дорическом ордере состоит из выносной плиты, декоративно укра­шенной снизу, и венчающей здание симы (желоб _ водосливами, часто в виде львиных голов) либо антефиксов. Метопы, как и фронтоны дорического храма, образованные его двускатной крышей, были украшены статуей.

Ионический ордер отличала большая легкость и изящество: он более декоративен и детализирован. Стройная колонна имела специальную круглую -"азу сложного профиля; каннелюры делились дорожками, а капитель имела два круглых завит­ка — волюты. Ионическая колонна меньше, чем до­рическая, суживалась наверх. Абак колонны был эолее узким, прямоугольным в плане. Ионичес­кий антаблемент подразумевал разделение архи­трава на три горизонтальные полосы — фасции — п карниз с зубцами (дентикулы) под выносной плитой. Фриз сплошной лентой, без членений, шел здоль всего строения.

Позже, ок. 525 г. до н. э., появляется аттический зариант ионического ордера, * сочетающий элемен­ты обоих главных — дорического и ранешнего


Капитель колонны ионического ордера. V в. до н. э.

ионического. Не считая -..того, заместо зубчиков | в нем применяется скульптурный либо увенчанный рель­ефом сплошной фриз.) 1-ые примеры аттическо­го варианта ионического ордера — сокровищницы, построенные ионийскими зодчими в Дельфах; по­зднее он применялся в Афинах (храм Нике Апте-рос, северный портик Эрехтейона). С IV в. до н. э. элементы дорического и обоих вариантов ионичес­кого ордеров стали применяться в свободном соче­тании, так как издавна была утрачена их связь с конструкциями старых зданий-прототипов. Ко­ринфский ордер отличается от ионического только капителью, напоминающей по форме колокол и покрытой стилизованными листьями аканфа, также несколько более вытянутыми пропорциями колонн. К середине V в. до н. э. система О. г. стала главным языком архитектуры. Шаг перехода










Капитель колонны коринфского ордера. IV в. до н. э.


Дорические колонны храма Геры II (т. н. храм Посейдона) в Пестуме. 475-460 гг. до н. э.



к традиционной культуре, сохраняя принципиаль­ное значение О. г., не привел к их догматизации. Часто мельчайшие конфигурации соотношений меж частями ордера позволяли создавать неповтори­мую особенность всего сооружения. Не считая того, О. г. могли применяться и как система стиле­вых символов, к примеру при оформлении стенки либо интерьера. Все это разъясняет повсеместное по­зднейшее применение системы О. г. в разные исторические эры.


Загрузка...

На базе дорического в Старом Риме сложи­лись тосканский и композитный ордера. Тосканский ордер представляет собой облегченный вариант до­рического; композитный соединяет ионические волю­ты и коринфские капители. Коринфский ордер в архитектуре Старого Рима отличался усложнен­ностью антаблемента; колонны часто ставились на квадратные в плане пьедесталы. В искусстве Старого Рима позже получили распространение и многоярусные ордерные композиции; ордерное деление стенки с применением полуколонн либо пи­лястр; внедрение О. г. либо их частей в соче­тании со сводчатыми и арочными конструкциями


(см. Колизей). Уже античность являет 1-ые при­меры теоретического осмысления О. г. (см Витрувий). Но подлинной энциклопедией ордерной системы ста­новятся потом труды живописцев и ученых эры Возрождения (Л. Б. Альберти).

Литература:

Альберти Л. Б. 10 книжек о зодчестве: В 10 т. М., 1937. Т. 1-2.

Витрувий. 10 книжек об архитектуре: В 10 т. М.. 1936. Т. 1.

Всеобщая история архитектуры: В 5 т. М., 1973. Т. 2.

Михайловский И. Б. Теория традиционных архитектур­ных форм. М., 1944.

ПАЛЬМЕТТА,орнаментальный мотив, распро­страненный в древнем искусстве. Представляет собой изображение цветочной чашечки с радиаль-но расположенными веерообразными лепестками. П. изображались в виде гирлянд, соединенных меж собой тонкими декоративными линиями («усиками»). Орнамент из П. стал обыденным для гре­ческого искусства в VII в. до н. э. под воздействием культуры Востока. П. были очень всераспространены в искусстве Рима. Древние П. представляют собой




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Пальметта:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Пальметта