Пантеон

Пантеон


ИСКУССТВО Старого МИРА

АНТИЧНОСТЬ

Пантеон




вроде бы концентрированную природную форму. Узо­ры из П. обширно применялись в римских росписях т. н. помпейских стилей.

ПАНТЕОН(лат. РапШеоп, букв. — храм всех бо­гов), выдающийся монумент древнеримской архи­тектуры, большой храм, посвященный всем основ­ным богам (т. е. фактически пантеону), построенный в Риме ок 125-120 г. до н. э. П. сооружен в эру правителя Адриана на месте одноименного хра­ма, построенного Агриппой (об этом сохранилась надпись), но в 110 г. до н. э. уничтоженного ударом молнии.

П. — один из памятников, являющихся наглядны­ми вехами римской истории; он создавался в эпо­ху, когда Рим достигнул верхушки собственного могущества. П. представляет собой совсем новый тип хра­мовой постройки, и само его предназначение предо­пределило поиски в особенности монументального архи­тектурного вида. В римском зодчестве ранее властвовали разные варианты храма — пе­риптера. Некие исследователи считают, что




в постройке П. учавствовал (либо даже оы~_ основным архитектором храма) величавый зодчий и архитектор Аполлодор из Дамаска, создатель фо­рума правителя Траяна. Допущение полностью обосно­ванное, ибо и стилевые черты, и нрав плана П. почти во всем близки великодушной и величавой торжественности ансамбля форума и неких его отдельных частей. В П. с особенной силой проявилось техническое мастерство и художественная вырази­тельность римской архитектуры.

Сооружение купола, уникального по конструк­ции, масштабам и художественным плюсам, было также и наикрупнейшим достижением антично­го инженерного искусства.

Композиция П. преднамеренно ординарна и лаконична, что еще больше подчеркивает воспоминание вели­чия, не нуждающегося в украшении. П. представля­ет собой ротонду, перекрытую огромным полу­круглым куполом поперечником ок. 43 м. Круглая стенка шириной в 6,2 м стоит на мощном фунда­менте. И фундамент, и опорная стенка выполнены в кирпично-бетонной технике. Снутри стенки остав-


Пантеон. Внешнийвид строения со стороны портика. Ок. 125-120 г. до н. э.





елены пустоты — для облегчения ее веса. Купол поддерживают восемь массивных опор — пилонов, соединенных меж собой строго обмысленной сис­темой кирпичных арок. Как и несущая стенка, купол выполнен из горизонтальных слоев бетона. Но кирпичного каркаса, вопреки тому, что писали ученые XIX в., в куполе нет. Числилось также, что для прочности конструкции внешняя стенка П. построена на один ярус выше внутренней, на кото­рую опирается купол. Но, как проявили рес­таврационные работы, неописуемая точность ин­женерных расчетов позволила строителям П. уложить его купол конкретно на верх бара­бана ротонды. Массив стенки как снаружи, так и снутри строения умело укрыт плитами облицовки. Внешняя часть строения П. была покрыта белоснежной штукатуркой, а купол — золотой бронзой.

В П. в первый раз поставлена и решена новенькая архи­тектурная задачка — создание храма, в образной структуре которого главную роль должно играть пространное внутреннее место. До его появ­ления внешний вид храма имел несоизмеримо более принципиальное значение, чем его интерьер. Вход в П. подчеркнут серьезным портиком с двускатной


крышей. Он состоит из шестнадцати гладких коринф­ских колонн из цельных глыб красноватого гранита (8 колонн по первому ряду, другие в глубине). Фронтон портика когда-то декорировали бронзовые статуи. Внешний вид П., отличающийся на­рочитой простотой (не считая портика, всю окруж­ность ротонды составляет глухая стенка), вроде бы предсказывает невиданную значительность архитек­турного вида храмового интерьера.

С редчайшим чувством гармонической целостности и серьезным художественным вкусом решена неувязка внутреннего места в П. Это достигнуто благодаря продуманности и ясности строительной идеи и точно отысканной соразмерности пропорций строения. В интерьере П. достигнуто безупречное рав­новесие меж высотой (42,7 м) и поперечником со­оружения. Поперечник строения равен его высоте, а высота стенки, несущей купол, составляет полови­ну всей высоты П. Изнутри купол, представляю­щий собой полусферу и доминирующий в про­странстве, разбит пятью рядами кессонов, что делает иллюзию невесомости его каменного мас­сива. Не подавляя зрителя собственной тяжестью, купол П. возвышается над его головой, подобно небосклону. Эта образная и композиционная мысль призвана вопло­тить главный план П. — дома не 1-го, но всех божеств. Перспективно уменьшающиеся кес­соны купола, отсутствие какого-нибудь наполнения широкого зала делают чувство необыкновен­ной высоты и единства внутреннего места. При всем этом место интерьера П. не изолиро­вано от окружающего мира. В центре купола имеется отверстие поперечником ок. 9 м, через которое про­никают солнечные лучи. Световой столб переме­щается в высочайшем и глубочайшем пространстве П. прямо за движением солнца. Тектоническое реше­ние храма необыкновенно ясно и разумно. Круглая мощная стенка, поддерживающая купол, снаружи разбита на три яруса. Два нижних из их соответ­ствуют делению стенки в интерьере. Снутри храма стенка состоит из 2-ух ярусов, нижний из которых разбит семью высочайшими нишами, 6 из кото­рых поддерживают коринфские колонны. Некогда в этих нишах стояли изваяния богов. Колонны и пи­лястры являются опорой для антаблемента, отде­ляющего нижний ярус от верхнего. Он также вклю­чает в себя маленькие пилястры и ниши в виде глухих окон, что делает дополнительное впечат­ление легкости и невесомости при движении взора зрителя ввысь.


Загрузка...

Восхитительной ясностью, строительной логикой и цельностью вида П. оказал большущее воздействие на римское зодчество и искусство следующего времени. В средние века П., не один раз подвер­гавшийся частичным переделкам, был преобразован




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Пантеон:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Пантеон