Парфенон

Парфенон


ИСКУССТВО Старого МИРА

Quot;'Гп": "(з

Парфенон


АНТИЧНОСТЬ





в церковь (Санта-Мария Ротонда) и с VII в. нахо­дится во владении Папы Римского. Прямо до кон­ца XIX в. купол его оставался непревзойденным по собственной величине, а сам П. в течение веков служил прототипом строения, перекрытого куполом. Сейчас он является государственным мавзолеем, где погребены выдающиеся деятели итальянского ис­кусства (Рафаэль, Б. Перуцци). В честь П. в 1791 г. классицистическая церковь Св. Женевьевы, покро­вительницы Парижа, была переименована во Французский П. В подражание П. нередко строили подобные храмы в почти всех городках Европы.

Литература:

Соколов Г. И. Искусство Старого Рима. М., 1971.

ПАРФЕНОН(греч. РагШепоп, от рагШепоз — дева), храм богини Афины Парфенос (Девы) в Афи­нах, один из величайших памятников древнегре­ческого искусства. П. построен на месте разрушен­ного во время Персидской войны храма Афины (возможно, Гекатомпедона I). Величавый храм занимает центральное место в композиции афинс­кого Акрополя. Постройка началась в 447-438 гг. до н. э. по приказу Перикла, который провозгласил глав­ным зодчим наикрупнейшго конструктора Греции Ик-тина, а его ассистентом стал Калликрат. Скульп­турная отделка храма велась под управлением Фидия и была закончена в 432 г. до н. э.



П. представляет собой мраморный дорический периптер (длина — 69,54 м, ширина — 30,89 м) с 17 колоннами на продольной и 8 — на торцевых сторонах. Высота колонн — 10, 43 м. Иктин обога­тил архитектуру дорического храма многими эле­ментами ионического ордера: заместо обыденного ше-стиколонного портика на фасадах строения были поставлены прекрасные восьмиколонные порти­ки. Колонны стали более стройными, чем в дори­ческих храмах ранешних эпох. Не считая того, для укра­шения строения был применен ионический фриз, сплошной лентой проходящий за колоннами по сте­не храма. Он изображал шествие во время празд-


Парфенон. Вид. 432 г. до н. э.


Круг Фидия. Афинские наездники. Фриз Парфенона. Кусок. 432 г. до н. э.


План Парфенона


ника Панафиней. Основная точка зрения на Парфе­нон — с северо-запада, т. е. с угла строения.

В начальный П. можно было войти только с западной стороны. Снутри здание было разделе­но на две неравные части, как это принято в традиционном типе греческого периптера. В глав­ном помещении, окруженном с 3-х сторон двухъя­русной мраморной колоннадой, находилась знаме­нитая скульптура Афины-Девы, выполненная из зол< та





и слоновой кости (хрисоэлефантная). Она была со­здана Фидием в 447—438 гг. до н. э. Двенадцатимет­ровая скульптура богини высилась на низком по­стаменте, увенчанном рельефами. Афина была изображена с богиней победы Никой на правой руке, опорой которой служила колонна. Роскош­ный наряд, шлем, щит и эгида (нагрудник), укра­шенная в центре маской Медузы горгоны, прида­вали статуе невиданную торжественность. Лицо, руки и маска богини были выполнены из слоновой кости; одежка и орудие — из золота. В глаза были вставлены драгоценные камешки. Все части скульптуры украшены изображением мифологических сцен. Из­вестно, что в рельефе на щите Афины Фидий


изобразил себя в виде знаменитого конструктора и архитектора Дедала, а Перикла — в виде афинского героя Тесея. В V в. н. э. скульптура Афины была увезена в Константинополь, где спустя сто­летие погибла во время пожара.

С запада к святилищу примыкала сокровищни­ца, где хранилась казна Афинского морского союза и городской архив. Сразу это помещение служило комнатой жриц Афины, где девицы ткали священную одежку, которую обитатели городка приносили в дар богине. Все скульптурные укра­шения П., не считая скульптуры Афины, были выполнены учениками Фидия, но под управлением мастера. Имена неких из их сохранились в истории. Подразумевается, что сам Фидий сделал общую композицию ансамбля и, может быть, сделал рисун­ки, по которым работали мастера. Фриз фасада был украшен 92 метопами с изображениями битв греков с кентаврами, схватки афинских героев с амазонками, борьбы олимпийских богов и гиган­тов. Метопы также содержали отдельные сцены из Троянской войны и жизни Эрихтония, отпрыска бога Гефеста и знаменитого царя Афин. Тема восточно­го фронтона храма — миф о рождении Афины из головы громовержца Зевса; западного — спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой. По сей день сохранились только метопы южной стороны.


Загрузка...

В статуях П. воплощена эстетическая про­грамма Перикла: «Мы любим красоту, состоящую в простоте, и мудрость без изнеженности». Творе­ния Фидия воспитывали сознание греков в не наименьшей степени, чем катастрофический театр.

И отличался исключительной соразмерностью частей, органичным синтезом дорического и иони­ческого ордеров, величием и глубочайшей человечнос­тью строительных и скульптурных образов. Со­вершенные пропорции храма, четкий расчет его масштабов по отношению к холмику Акрополя дела­ют П. шедевром греческого зодчества. Все полосы храма представляются совершенно правильными. Но П. построен с учетом особенностей людского зрения. Ровная линия основания, на котором возве­ден храм, так же как линия архитрава, в действи­тельности немного изогнута, т. к. безупречная ровная линия производила бы оптическое воспоминание вогнутой. Потому подий и ступени, ведущие к основанию строения, строители сделали в центре выше на 10 см, чем по бокам. По тем же сообра­жениям угловые колонны П. более массивны и поближе подвинуты к примыкающим, чем центральные, по другому при дневном освещении они показались бы очень тонкими. Не считая того, колонны немного на­клонены к центру строения, хотя и кажутся строго вертикальными.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Парфенон:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Парфенон