Культура України в умовах кризи Радянської системи.

Культура України в умовах кризи Радянської системи.


Условия развития литературы и искусства. Противоречия и трудности 60-80-х годов не могли не отразиться на состоянии литературы и искусства в Украине. Тоталитарная система нуждалась в художественном оправдании собственного курса на сворачивание демократизации, усиление централизма и денационализацию украинского населения. Система добивалась доказательства авторитетом искусства придуманных в партийных кабинетах легенд о "развитом социалистическом обществе как высшем типе людской цивилизации", "новейшей исторической общности людей - русском народе", "социалистической демократии как высшем типе демократии", "социалистическом стиле жизни" и его преимуществах над буржуазным и т.п. Заказы верхов подкреплялись высочайшими гонорарами, лауреатскими званиями, почестями и вещественным благополучием.

Официальным исполнителем воли партии были надлежащие публичные организации - союзы писателей, живописцев, композиторов и т.п. К примеру, численность Союза писателей превосходила 800 членов. Эти союзы и их партийные организации делали также и функции давления на "неуравновешенных" либо непослушливых. Партия пристально следила за настроениями людей искусства. Проявлением этого были бессчетные партийные постановления по вопросам литературы и искусства, съезды и пленумы творческих союзов. Как следствие в литературе и искусстве культивировались конъюнктурщина, рвение угодить высокому партийно-хозяйственному управлению, приспособление к слаборазвитым эстетическим вкусам большинства его представителей. Все это обосновывалось необходимостью придерживаться принципов партийности и народности в искусстве, творить в русле "социалистического реализма", ставить в центр творчества трудящихся, русского человека, его борьбу за построение социализма и коммунизма, воспевать подвиги трудящихся в годы штатской и Величавой Российскей войн, изображать дружбу народов, интернациональную солидарность трудящихся всего мира.



Утраты и приобретения Украинской литературы. Невзирая на "оттепель" 60-х годов, многие украинские писатели оставались на позициях официоза и "социалистического реализма". Посреди их были и патриархи русской литературы А.Корнейчук, М.Бажан, Ю.Смолич, в 1966г. удостоенные звания Героя Социалистического Труда. Их имена встречаем и посреди лауреатов учрежденной в 1962г. Шевченковской премии. Эти и многие другие писатели старшего поколения продолжали свою творческую деятельность в обычной манере, создавая яркие образы героев прошедших десятилетий и современности.

Примеру официально общепризнанных мастеров стремилась следовать бессчетная группа приспособленцев-эпигонов, работающих по заказу верхов. Рабочие, колхозники и служащие, которым посвящались их произведения, не узнавали себя, собственных отцов и дедов в искривленном "под идею", искаженном мире искусственных, дальних от актуальных реалий образов.

Но в Украине, как и в других регионах Русского Союза, было и другое искусство. Добросовестные, профессиональные писатели, поэты, живописцы остро чувствовали нарастание неблагополучия в обществе, деформацию отношений меж людьми, девальвацию таких нескончаемых общечеловеческих ценностей, как честь, благородство, порядочность, обязанность, сострадание, взаимопомощь. Их внимание больше завлекало катастрофическое ухудшение экологической обстановки в Украине, связанное с бесконтрольной деятельностью на ее местности центральных ведомств. Эта часть интеллигенции подымается до осознания обстоятельств упадка государственной культуры, сужения сферы внедрения украинского языка как следствия несправедливого, колониального положения Украины в составе Русского Союза, отсутствия ее реального суверенитета и права ее людей решать свою судьбу в согласовании с личными интересами.

Все эти чувства отыскали колоритное отражение в наилучших произведениях литературы и изобразительного искусства Украины 60-80-х годов. Эти произведения находили живой, заинтересованный отклик в широких кругах общественности. В то же время номенклатурная вершина Украины настороженно, а то и воинственно встречала их. В 1968г. по инициативе тогдашнего первого секретаря Днепропетровского обкома партии А.Ватченко была развернута кампания травли Олеся Гончара за его роман "Собор". Олесь Гончар одним из первых в украинской литературе обратился к художественному анализу глубинных деформаций в публичной жизни Украины в послевоенных критериях.Об этом в художественной литературе и в публицистике заговорили только спустя два десятилетия. А.Ватченко именовал "Собор" "идейно грешным" и "пасквильным". Эту несправедливую, тенденциозную критику чванливого партийного бонзы поддержал и П. Шелест -первый секретарь ЦК КП Украины.


Загрузка...

Был подвергнут критике и практически изъят из воззвания профессиональный роман Р.Иванчука "Мальвы", в каком за длительное время до возникновения известного произведения Чингиза Айтматова "И подольше века продолжается денек" с его новеллой о манкурте показан чисто украинский вариант ман-куртизма - янычарство. Роман исполнен мыслью неуничтожимости государственной культуры, сознания бессмертия украинского народа. В душноватой атмосфере 70- 80-х годов с вольнолюбивыми художественными произведениями стремились пробиться к украинскому читателю В.Дрозд ("Мертвая зона"), Е. Гуцало ("Южный комфорт"), Р.Федорив, И.Чендей, И.Билык и др.

Осуждение и фактическое воспрещение "Собора" знаменовали собой открытый переход к "закручиванию гаек" в идейной и культурной сферах. После устранения П. Шелеста от управления Компартией Украины и избрания на пост первого секретаря ЦК В.Щербицкого предвзятость и подозрительность в отношении к творческой интеллигенции Украины со стороны партруководства республики резко усилились. И.Дзюба, Н.Лукаш, В.Некрасов и ряд других были исключены из состава Союза писателей Украины.

Конец "оттепели" и пришествие брежневской "ползучей реакции" негативно сказались и на творчестве Лины Костенко. Только спустя 16 лет после публикации сборника "Путешествия сердца" (укр. "Мандрівки серця") вышел ее новый поэтический сборник "Над берегами вільної ріки".

6 лет обивало издательские пороги выдающееся произведение Лины Костенко "Маруся Чурай" - роман в стихах, вышедший из печати только в 1979г. и исключительно в 1987г. удостоенный Гос премииУССР.Были сняты с производства уже принятые к печати сборники писательницы "Зоряний інтеграл", "Княжа гора".

Творческие судьбы неких других представителей "шестидесятничества" в 70-80-е годы складывались более успешно. К числу высокохудожественных произведений, по воззрению критика В.Брюховецкого, следует отнести стихотворения И.Драча из книжки "Корінь і крона", лирический сборник "На срібному березі" М.Винграновского, "Розп'яття" П.Скунца, "Таємницю твого обличчя" Д.Павлычко, "Перевоплощение" (укр. "Перевтілення") В.Коротича.

Потерянные судьбы.По меткому выражению известного украинского кинорежиссера Ю.Ильенко, из 3-х категорий бойцов фронта искусств - тех, кто находился в окопах, кто боролся на передовой и кто умер, - в анналы истории сразу заходит 3-я.

В Украине это были те, кто стал жертвами судебных преследований, платил за свои эталоны лагерями, там и оказалась потерянной их судьба. Вся их "вина" состояла в том, что они не пошли на компромисс с совестью, не согласились на роль глашатаев ереси и фальши, приготовленную для их тоталитарной системой.

Стус пережил два ареста. В 1980г. В.Стус был осужден на 10 лет лишения свободы и на 5 лет ссылки. В 1985г. поэт погиб в одном из мордовских лагерей, прожив всего 40 семь лет. Решением Совета Министров УССР В.Стусу за поэтический сборник "Дорога болю" посмертно присуждена Муниципальная премия УССР в области литературы за 1990г. Конкретно таким, как В.Стус, украинская литература должна тем, что ей удалось сохраниться в душноватой и беспощадной атмосфере 70-80-х годов.

Один из наилучших литературных критиков 60-х годов И.Свитлычный в первый раз был арестован в 1965г., во 2-ой раз - в 1972г. В апреле 1982г. 6 сенаторов и 96 конгрессменов США направили письмо Л.Брежневу с призывом высвободить И.Свитлычного и позволить ему выехать в Америку на исцеление. Ответа не последовало. И исключительно в 1983г. полупарализованный И.Свитлычный возвратился из ссылки в Киев, продолжая при всем этом напряженно работать.

Искусство Украины. В критериях русификации много творческих обществ смогли сохранить государственный спектр и высочайший творческий потенциал.

Посреди их - заслуженный Муниципальный хор им. Г. Веревки, академическая хоровая капелла "Думка", заслуженный ансамбль танца УССР им. П.Вирского.

214 человек соединял воединыжды Альянс композиторов Украины, отделения которого имелись во Львове, Харькове, Донецке и т.д. Красивую, с ярко государственным колоритом серию песен сделал в то время П.Майборода, плодотворно работал прославленный композитор А.Билаш. Их песни звучали во всех уголках республики - от столицы до самого далекого села.

В 1979г. оборвалась жизнь известного в Украине и мире в свои 30 лет композитора-песенника, создателя популярнейших в то время песен "Червона рута" и "Водограй" В.Ивасюка.

В 1980-1982гг., в первый раз за долгие и длительные годы Муниципальный академический оперный театр Украины участвовал в именитом Вистбаденском фестивале. Мир был пленен элементами "незнакомой казацкой экзотики" в опере "Тарас Бульба" Н.Лысенко.

Удачно прославлял оперное искусство Киевский оперный театр. Всей Украине и далековато за ее пределами известны волшебные исполнители оперных партий Е.Мирошниченко, Г.Ципола, М.Стефьюк, Д.Гнатюк, А.Соловьяненко, А.Мокренко и др. Отлично зарекомендовала себя Львовская опера, имеющая исключительной красы театр. Заслуженной славой воспользовались оперные театры Одессы, Харькова, Днепропетровска.

В 70-80-е годы эпидемия русификаторства окутала и театральное искусство. Наименее 30% проф театров республики оставались украинскими. Театров, ставящих спектакли на языках других народов Украины (не считая, естественно, российского), вообщем не было.

2-ая половина 60-70-х годов стала периодом формирования неподражаемого направления киноискусства - украинского поэтического кино. Его базу составили вышедшие в это время художественные фильмы "Каменный крест" (режиссер Л.Осыка), "Источник для жаждущих" (режиссер Ю.Ильченко, сценарии И.Драча), "Белоснежная птица с темной отметиной", "Вавилон XX" (режиссер И.Миколайчук), "Тени позабытых протцов" (режиссер С.Параджанов).

Судьба этих выдающихся лент, вошедших в мировую сокровищницу киноискусства, была очень сложной. Кинофильм "Источник для жаждущих" вообщем не был выпущен на экраны. "Вечер намедни Ивана Купала" был выпущен маленьким количеством копий, и на экраны он фактически также не попал. Кинофильм "Тени позабытых протцов", вышедший на экраны в 1964г., в канун окончания "хрущевской оттепели", в течение 20 лет не упоминался ни единым словом.

Броско, что судьбу хоть какого кинофильма, как и других произведений искусства, решали не профессионализм режиссуры, исполнительское мастерство, художественные плюсы, а мировоззрение партийных функционеров.

Живописцы кино имели в собственном распоряжении благопристойную базу. Действовали три студии: Киевская им. А.Довженко, Одесская, Ялтинская. Но последняя практически была филиалом Столичной студии им. Горьковатого и в силу этого на украинский синематограф фактически не работала. Более действенной была работа Довженковской студии, имевшей неизменный штат актеров, режиссеров и т.п. Раз в год она работала над 7-12 кинофильмами.

Плодотворно работали также украинские архитекторы, в особенности монументалисты. Только за 60-70-е годы они построили 500 памятников В.Ленину. И это при том, что статуи В.Ленина, в полный рост либо в полфигуры, были в каждой школе, в каждом училище, техникуме, вузе, на каждом промышленном предприятии, в городках и селах. Тыщи и тыщи - им несть числа - выполненных профессионально специалистами и "халтурно", полукарикатурно, а то и карикатурно любителями-энтузиастами.

К немногим настоящим произведениям монументального искусства этого периода следует отнести монумент Лесе Украинке в Киеве и Тарасу Шевченко в Москве, также "Стенку скорби" на Байковом кладбище в Киеве, залитую бетоном в одну из ночей.

Тяжелыми были 60-80-е годы в жизни И.Гончара, известного украинского архитектора, создателя памятников М.Горькому в Ялте, Т.Шевченко в Яготине, народной художнице Е.Билокур в селе Богдановка на Киевщине. Так и не был открыт при жизни этого профессионального архитектора музей собранных им памятников украинского искусства, хотя он собрал колоссальный этнографический материал.

Плодотворную работу по приумножению государственного художественного искусства проводили мастера кисти. Многие из их откликнулись на призыв руководящих инстанций и отрисовывали портреты передовиков, новостройки и т.п. Но такая "живопись" не много кого завлекала, так как всем было ясно, что она выполнена по заказу верхов, в угоду им, а не как порыв души создателя. Большая часть же мастеров славили природу родного края, воспроизводили бытие человека в реалиях его естественного окружения, проявляя высочайший художественный вкус и умение. Люди с наслаждением и большим эстетическим удовольствием любовались полотнами М.Дерегуса, В.Чеканюка, Т.Яблонской, В.Шаталина (Киев), С.Серветника (Львов), А.Эрде-ли, Ф.Манойло, И.Кошая (Закарпатье), мастеров Харькова, Запорожья, Днепропетровска, Одессы. Высокоталантливые художественные полотна содействовали формированию эстетических вкусов народа, сохраняли в людях человечность.

Таким макаром, общий социально-экономический кризис в обществе и постхрущевская реакция оказали отрицательное воздействие на развитие культуры. В критериях неслыханной русификации, полного пришествия центра на национальную культуру вставал вопрос о существовании украинского народа. Наилучшие представители украинской литературы и искусства всеми силами (а время от времени и ценой своей жизни) отодвигали эту ужасающую перспективу.

Народное образование.Народное образование - подпочва культуры и духовности - находилось в 60-80-е гг. в состоянии неизменного экспериментирования, политизации, приспособления к потребностям "коммунистического строительства".

В 1966-1967гг. в школах республики начался переход на новые учебные программки, который планировалось окончить через 10 лет. Не считая новых дисциплин, еще не так давно нелегальных, - кибернетики, генетики, - были введены курсы философии и политэкономии социализма, объединенные в особый предмет - обществоведение. В направлении расширения истории коммунистической партии трансформировались курс истории СССР и курс истории. В восьмых классах был введен новый курс "Базы русского страны и права".

В 1972г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление "О окончании перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и предстоящем развитии общеобразовательной школы". Обозначенный документ, также принятые в 1973г. "Базы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании" обусловили особенности учебного процесса в следующие годы. Их принятие означало, что с этого момента задачей школ и приравненных к ним учебных заведений является обеспечение средним образованием каждого гражданина Украины, независимо от его желания и социальной необходимости. Положение о всеобщем неотклонимом среднем образовании молодежи было включено в Конституцию УССР 1978г.

Эти происшествия усложнили работу школ, принужденных делать муниципальный заказ без достаточного уровня материально-технического обеспечения, при неудовлетворительной дисциплине учащихся, не желающих продолжать учебу. В конце девятой пятилетки абсолютное большая часть выпускников восьмых классов продолжали обучение в средних школах либо в средних особых учебных заведениях.

Перевоплощение русских людей в "более образованный люд мира" было включено в народнохозяйственные планы, а означает подлежало бесспорному выполнению. В этих критериях начали опять практиковаться малоэффективные заочные и вечерние формы обучения, куда практически принудительно направляли обучаться всех, кто в возрасте до 45 лет не имел среднего образования. В профтехучилищах раскрывались особые группы для получения среднего образования.

Звучные заявления об охвате практически 100% молодежи средней школой оказали отрицательное воздействие на качество обучения.

Были введены жесткие аспекты оценки работы учебных заведений по их количественным показателям. Велась активная борьба с второгодничеством, за сохранение ученических контингентов. Обязательность среднего образования вела к обесцениванию познаний, "припискам" в их оценке. Особенные акценты в 60 - 70-е годы делались на трудовом воспитании ученической молодежи.

Обращалось внимание и на то, чтоб учащиеся психологически настраивались на работу на производстве конкретно после получения среднего образования. В особенности интенсивно эта работа велась в сельских и поселковых школах.

Антинародный нрав имела акция закрытия, в особенности в сельской местности, малокомплектных исходных и восьмилетних школ. За 60-е годы вследствие этого количество общеобразовательных школ сократилось на 3160 единиц, а в 1980г. в Украине их стало 20935, что практически на 9,3 тыс. меньше, чем в 1960г.

Русификация Украины.В 70-80-е годы в школах Украины резко сузилась сфера функционирования украинского языка. В ноябре 1978г. согласно решению высшего партийного управления Министерство образования УССР направило на места директиву под заглавием: "Улучшать исследование российского языка в общеобразовательных школах республики". "Улучшение" ознаменовало собой начало новейшей волны русификации заведений народного образования. В областных центрах республики и в ее столице украинские и смешанные русско-украинские школы в конце 70-х годов составляли только 28%, а российские - 72% полного количества школ. В Донецке, половина населения которого - украинцы, не осталось ни единой украинской школы. Всего же за 1960-1980гг. число украиноязычных школ в республике уменьшилось на 8,7 тыщи.

Но этого было не достаточно. Тоталитарный режим стремился к полной русификации Украины (и это было важное "соцобязательство" В.Щербицкого перед Москвой).

Управление республики, чутко улавливая настроения центра, стимулирующего процесс "слияния наций", изо всех сил стремилось проявить себя конкретно в области языковой политики, превратив при всем этом систему народного образования в орудие русификации подрастающего поколения. Стало обыденным явлением освобождение учащихся от исследования украинского языка и литературы, все еще остающихся в программках российских школ в Украине. Наряду со школой, родной язык еще решительнее теснили из высших учебных заведений, театров, хозяйственных, партийных, русских, комсомольских, профсоюзных органов. Сразу уменьшалось количество изданий на украинском языке, в том числе и для деток. Если в 60-е годы на украинском книжном рынке выше 69% книжной продукции было на украинском языке, то в июле 1990г. - наименее 20%.

Средняя особая и высшая школа.Тенденция в образовании, связанная с расширением проф подготовки молодежи, породила высочайшие темпы развития системы профессионально-технического образования. Она расширилась в 1959- 1980гг. в 1,3 раза, а ее контингент возрос более чем в два раза. Расширился список специальностей, по которым велась подготовка кадров. Посреди их были такие, которые связаны с эксплуатацией станков с программно-числовым управлением, автоматических систем, нефтегазопроводов, ремонтом новых типов машин и оборудования. В значимой степени расширилась сеть средних ПТУ, была организована мотивированная подготовка педагогических кадров для их в техникумах и профильном Харьковском институте.

Университеты были сориентированы на достижение приемущественно количественных характеристик, т.е. расширение численности подготавливаемых кадров с высшим образованием. Количество студентов в 1980г. возросло до 680тыс. В 1980г. в Украине, общая численность населения которой составляла 50,1 млн человек, работало 5,3млн профессионалов с высшим и средним образованием.

Основой учебно-воспитательного процесса в университетах оставалось формирование марксистско-ленинского миропонимания. В итоге университет часто выпускал не классного доктора, инженера, учителя, а запрограммированного исполнителя воли партии, политизированного спеца.

Состояние науки. Воздействие науки на развитие людской цивилизации в 60-80-е годы существенно возросло. В критериях научно-технической революции наука больше преобразовывалась в конкретную производительную силу. Не обошел этот процесс и СССР. Беря во внимание это, партийно-государственное управление стремилось обеспечить развитие ее важных направлений. На XXIV съезде КПСС в 1971г. была сформулирована задачка - "органически соединить заслуги научно-технической революции с преимуществами социализма". Но нарастание кризиса в обществе негативно сказалось и на состоянии науки в Украине.

Количество ученых в республике в 1980г. возросло до 200тыс. человек. В расчете на 1тыс. обитателей это было существенно меньше, чем в Русской Федерации: кроме неких исключений, центр стремился сохранить провинциальный нрав украинской науки.

Как и в других (включая РСФСР) республиках СССР, эффективность работы ученых в Украине была низкой. Промышленные предприятия, колхозы, совхозы не были заинтересованы в незамедлительном внедрении научных разработок в создание, потому что такая политика была им нерентабельна. Меж разработкой и внедрением был, обычно, так долгий просвет времени, что "нововведение" успевало устареть. При таких критериях ученые теряли энтузиазм к социально-экономическим результатам труда. Лишь на неких приоритетных направлениях - электросварке, электрошлаковой переплавке, обработке металлов под высочайшим давлением, материаловедении - украинские ученые выходили на мировой уровень.

Центром научных изысканий республики продолжала оставаться Академия УССР. К началу 80-х годов в ее учреждениях работало более 70тыс. человек. В 1962г. работу АН УССР возглавил узнаваемый спец в области электросварки Б.Патон.

Во 2-ой половине 60-80-х годов ученые республики достигнули определенных фурроров. В течение недлинного времени стал мировым фаворитом в области порошковой металлургии Институт заморочек материаловедения. В 1969г. в критериях галлактического вакуума и невесомости на корабле "Союз-6" благодаря ученым Института электросварки удалось в первый раз в мире выполнить сварку алюминия, титана и нержавеющей стали.

Определенные успехи были достигнуты в земельной науке. Так, коллектив Мироновского научно-исследовательского института под управлением академика В. Ремесло вывел новые сорта пшеницы, которыми в СССР засевались 8 млн га. В Украине были также выведены сорта сладкой свеклы с одноростковыми семенами, дающие сбор на 50-55ц выше, чем свекла с многоростковыми семенами,, также ряд высокоурожайных гибридных видов кукурузы, подсолнечника.

Приметным явлением в публичных науках стало окончание издания 26-томной "Истории городов и сед Украины", в подготовке которой участвовали более 100 тыс. человек. За этот уникальный труд его создатели в 1976г. были удостоены Гос премии СССР. Принципиальным результатом исторического осмысления реальности, хотя и не лишенного "белоснежных пятен" и идейных клише, стало окончание в 1979г. Институтом истории АН УССР многотомной "Истории Украинской ССР".

Невзирая на определенные успехи, в украинской науке 60-80-х годов с каждым годом все отчетливее, проявлялись признаки застоя - имунность к новенькому, нетерпимость к инакомыслию, диктат монополистов, разбухание штата научных работников с одновременным падением результативности исследовательских работ, карьеризм, "свояченичество" и т.п.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Культура України в умовах кризи Радянської системи.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Культура України в умовах кризи Радянської системи.