Концепции пространства и времени в философии и физике

Концепции места и времени в философии и физике


Мир, будучи единым, выступает как неистощимое обилие вещественных систем, он представляет собой единство в обилии. Обилие материи есть не только лишь итог ее движения, да и итог ее пространственной и временной определенности. Это обилие выражается в атрибутах места и времени.

Согласно современной материалистической философии, место как атрибут материи охарактеризовывает ее обилие со стороны сосуществования, рядоположенности и выступает как форма статического обилия.

Время охарактеризовывает обилие мира со стороны следования и продолжительности и выступает как форма динамического обилия.

Будучи атрибутами, методами существования материи, место и время обладает специфичными качествами. К главным свойствам места относятся протяжённость, изотропность и трехмерность. Время характеризуется продолжительностью, одномерностью и необратимостью. К более соответствующим свойствам места относится его трехмерность, которая выражается в том, что положение хоть какого объекта может быть определено при помощи 3-х независящих величин. Тут время одномерно, ибо для фиксации действия во времени довольно одной величины. Одномерность времени связано с его однонаправленностью и необратимостью, оно течет исключительно в одном направлении от прошедшего к истинному и будущему. Место же, в отличие от времени, изотропно, другими словами все направления в пространстве сами по для себя равноценны, схожи.



Согласно геометрии Евклида место всюду одно и то же. Геометрия Евклида исходила из 5 постулатов. Многих математиков не удовлетворял 5-ый постулат, который говорил, что из точки на плоскости можно провести только одну прямую, которая не будет пересекаться с данной, сколько бы ее не продолжали. Этот постулат не очевиден, потому что никто не мог бы его экспериментально подтвердить даже в воображении – нельзя же линию продолжить в бесконечность.

Ряд узнаваемых математиков пробовали обосновать, что постулат по сути является теорией, другими словами его можно вывести из 4 других. Но все их пробы оказались плохими. И только К. Гаусс поставил под колебание возможность такового подтверждения, другими словами признал, что постулат является теоремой и, как следует, его можно поменять другими теоремами, построив новейшую геометрию.

Отбросив 5-ый постулат и заменив его на другие, Н.И. Лобачевский в Рф, Б. Риман в Германии и Я. Больяй в Венгрии выстроили новые геометрии. Риман поменял его на теорему, что через точку, лежащую вне данной прямой на плоскости, нельзя провести ни одной параллельной прямой, они все будут пересекаться с данной. Лобачевский и Больяй допустили, что существует огромное количество прямых, которые не пересекаются с данной. Евклидова геометрия реализуется на плоскости, геометрия Римана – на поверхности сферы. Геометрия Лобачевского осуществляется на так именуемой псевдосфере. Потому что место имеет три измерения, то для каждой геометрии вводится понятие кривизны места. В евклидовой геометрии кривизна нулевая, у Римана – положительная, у Лобачевского – Больяйя – отрицательная.

Так как постулат параллельности эквивалентен положению о сумме углов треугольника, то различие этих геометрий наглядно изображается на рисунке. В геометрии Евклида сумма углов треугольника равна 180º , у Римана – она больше, у Лобачевского – меньше.


Риман потом показал единство и непротиворечивость всех неевклидовых геометрий, личным случаем которых является геометрия Евклида. Риман и Лобачевский считали, что только физические опыты могут показать нам, какова геометрия нашего мира.

Принципное значение для раскрытия природы места и времени имеет ответ на вопрос об отношении места и времени к материи. По этому вопросу в истории философии и естествознания существовали две точки зрения: субстанциальная и реляционная. Согласно субстанциальной концепции, место и время рассматриваются как самостоятельные сути, имеющиеся вместе с материей и независимо от нее. Родоначальником этой концепции является Демокрит, который считал, что «в реальности есть только атомы и пустота», другими словами место у него наделялось самостоятельностью и мыслилось имеющимся вместе с атомами. Свое всестороннее развитие и окончание субстанциальная концепция места и времени отыскала в теории Ньютона. «Пространство, - по Ньютону, - это безграничная пустота, протяженность, в какой расположена передвигающаяся материя, а время – продолжительность, равномерное течение, независящее от вещественных процессов, которые в нем происходят».


Загрузка...

Реляционная концепция места и времени сложилась в философии. Согласно этой концепции, место и время не особенные субстанциальные сути, а формы существования вещественных объектов. Соответственно в рамках этой концепции предполагалась и зависимость места и времени от нрава взаимодействия вещественных систем. Зачатки этой концепции можно найти уже у Аристотеля, но более верно реляционная концепция была сформулирована у Лейбница. Он считал, что место и время есть внутренний порядок, соотношение тел вместе. Место – это порядок сосуществования, а время – порядок последовательностей. По Лейбницу выходит, что место и время вне вещей и процессов не есть.

Выше 200 лет в науке безраздельно властвовала традиционная механика Ньютона и связанные с ней представления об абсолютности места и времени. В то же время в философии развивалась реляционная концепция, рассматривающая место и время как формы существования материи. Но признание зависимости места и времени от параметров материи при всем этом, обычно, сопровождалось постулированием их личного нрава. К примеру, время рассматривалось как метод мышления (И. Кант), как проявление возможностей субъекта (Э. Мах) либо как проявление абсолютной идеи (Г. Гегель). Видимо из–за этого реляционная концепция не воспользовалась популярностью у естествоиспытателей. Но идеи реляционной концепции пробивались и там, к примеру, в рамках неевклидовых геометрий Лобачевского и Римана.

Ф. Энгельс в период безраздельного господства в науке ньютоновских представлений о пространстве и времени, за 50 лет до сотворения теории относительности, которая коренным образом изменила эти взоры, писал, что «пространство и время являются основными формами всякого бытия, что бытие вне времени есть такая же величайшая абракадабра, как и бытие вне пространства». Эти положения реляционной концепции получили блестящее естественно-научное доказательство в специальной и общей теории относительности А. Эйнштейна.





Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Концепции пространства и времени в философии и физике:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Концепции пространства и времени в философии и физике