О полит. реформировании

О полит. реформировании


О правлении

Вопрос №21. Государственно-политическое реформирование Рф при Петре I

Эра правления Петра I была периодом укрепления и развития абсолютной монархии. Вывести страну на путь модернизации и европеизации при ограниченных вещественных ресурсах страны мог только абсолютизм. Это потребовало реформирования и предельной централизации всей системы муниципального управлении, его высших, центральных и местных органов. Монарх являлся источником всей исполнительной власти и главой всех муниципальных учреждений, верховным арбитром, главнокомандующим армии. Конкретно в петровскую эру монарх стал также юридическим главой церкви. В Сенат 1721 г. назначил Петра I царем, что означало предстоящее усиление его власти.

О демократизации при Петре уместно гласить только в плане сотворения более точной системы муниципального управления (что содействовало регламентации прав и обязательств, снижая степень произвола чиновников) и о смягчении сословных перегородок (продвижение наверх выходцам из незнатных слоев населения было облегчено).



В 1711 г. заместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Три сенатора в прошедшем были выходцами из старенькой титулованной знати. Другие – из наименее авторитетных родов. К компетенции Сената относились:

§ судебная и административно-судебная деятельность,

§ денежный и налоговый контроль,

§ контроль деятельности администрации,

§ внешнеторговые и кредитные возможности.

Организационная структура Сената включала присутствие, где выносились решения, и канцелярию во главе с обер-секретарем, которая производила делопроизводство. Решения принимались коллегиально и только единодушно. Сенат был законосовещательным органом. В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной инстанции. В 1718 г. в состав Сената, не считая назначенных царем членов, вошли все президенты вновь создаваемых учреждений - коллегий.

Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была утверждена должность генерал-ревизора, которого несколько позднее сменил обер-секретарь Сената. Для усиления контроля со сторон правителя при Сенате утверждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях

С 1722 г. 3-мя указами Петра I Сенат был реформирован. Был изменен состав Сената: в него могли заходить высшие сановники (по «Табели о рангах» – действительные потаенные и потаенные советники), не являвшиеся руководителями определенных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав, и Сенат преобразовывался в надведомственный контрольный орган. Управление работой сенаторов было доверено в 1722 г. генерал-прокурору. Указом «О должности Сената» это учреждение получило право издавать собственные указы.

При Сенате был учрежден орган для надзора за законностью деятельности администрации – прокуратура. Генерал-прокурор сразу управлял заседаниями Сената и производил контроль его деятельности. Генерал-прокурор и обер-прокурор были бы назначены и отстранены только царем.

Фактически сразу с Сенатом Петр I основал новый контрольно-ревизионный институт так именуемых фискалов. Их главной обязанностью должно было стать выявление действий, наносящих вред государству. Во главе фискалов стоял обер-фискал при Сенате (с 1723 г. генерал-фискал). У него в руководстве было 4 фискала: два от купечества и два от дворянства. При губернских правлениях было также по 4 фискала, в городках – 1-2 фискала. Главные принципы деятельности фискалов – потаенна и безнаказанность. Фискал не нес ответственности за неверные доносы. Фискалы не получали жалования от страны, в заслугу им полагалось в 1-ые годы половина, а позже третья часть от всего конфискованного имущества. Все свои наблюдения они направляли в Расправную палату, а оттуда дела поступали в Сенат. Над самим Сенатом в 1715 г. надзирал генерал-ревизор, а с 1721 г. контроль вели помесячно штаб-офицеры армии.


Загрузка...

В 1718-1721 гг. была преобразована массивная и противоречивая система приказного управления государством. Заместо полусотни приказов, чьи функции нередко совпадали и не имели точных границ, было учреждено 11 коллегий. Любая коллегия ведала строго определенной отраслью управления. Коллегия зарубежных дел – наружными сношениями, военная – сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская – флотом, Камер-коллегия – сбором доходов, Штатс-коллегия – расходами страны, Вотчинная – дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – индустрией (не считая металлургической, которой ведала Берг-коллегия). Практически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городками. Не считая того, существовал Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: О полит. реформировании:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: О полит. реформировании