ОТ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ КАТОЛИКОВ

ОТ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ КАТОЛИКОВ


ПОЧЕМУ ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ ТАК ОТЛИЧАЮТСЯ

В решениях VII Вселенского собора 787 года говорилось, что художники-иконописцы должны строго следовать иконографическим канонам при написании вида. Это разъясняется тем, что иконам был (45) придан статус носителей и хранителей церковного исторического пре­дания. Потому нарушение иконографического канона было чревато его искажением, другими словами впадением в ложь, и строго наказывалось.

Понятие канона содержит в себе канон пропорций, цветовой и ком­позиционный каноны. С помощью их довольно агрессивно закреплялись в сознании символические значения икон, что освобождало художника от необходимости их разрабатывать и сосредотачивало его творческую энергию на выразительности изобразительной формы.

Церковь не допускала писать иконы по воображению художника либо с живой модели, потому что это означало бы сознательный и пол­ный отрыв от макета. Имя, написанное на иконе, уже не соот­ветствовало бы изображаемому лицу, и было бы очевидной ложью. «Ико­ны должны быть написаны по существу и подобию, а не по гипотезам и самомышлению».



«Будто живые» на иконах писать нельзя к тому же поэтому, что свя­тые пребывают в мире ином, в вечности, а не живут земной бренной жизнью, измеримой временем. Это разъясняет и то, почему иконопись не полностью уместно именовать живописью.

Во имя незыблемости священного предания в его изобразительном изложении стали создаваться и передаваться из мастерской в мастер­скую так именуемые иконописные подлинники — образцы-эталоны, с которых очень нередко воссоздавались образы.

Собрание всех канонических икон призвано было представлять собой всю полноту православного учения. «Если к для тебя придет язычник, говоря: "Покажи мне твою веру", то отведешь его в цер­ковь и поставишь перед различными видами святых изображений».

Решения VII Вселенского собора были адресованы всему христи­анскому миру. Но франкский повелитель Карл (будущий правитель Карл Величавый), домогавшийся политического и территориального укрепле­ния и расширения собственной власти, не принял решений этого собора, что было продолжением и следствием противоборства Запада Востоку.

В ответ на решения этого собора по инициативе Карла в 790 — 794 гг. были составлены так именуемые Каролингские книжки, в ко­торых провозглашалось, что иконы не могут быть приравнены (46) Священному Писанию и по собственному значению даже не сравнимы с ним. Они могут создаваться и употребляться только как декорации хра­мов, для вдохновления верующих и для просветительских целей. В согласовании с этим канонизация иконографии образов не призна­валась животрепещущей. (47)

Таким макаром, в Западной Церкви иконографических схем не было, и живописцы Западной Европы были в значимой степени вольны давать свою художественную интерпретацию ветхозаветным и христианским сюжетам. Равномерно такая религиозная живопись все далее отходила от фактически иконописи и создавала то, что назы­вается картинами на религиозные темы. Были открыты линейная пер­спектива, методы изображения движения и передачи параметров воздуш­ной среды и почти все другое. От религиозной живописи Западной Европы потом отпочковалось, окрепло и обрело самостоятель­ную жизнь светское искусство, равномерно оттеснившее религиозное искусство на 2-ой план.

В Византии же и в других православных странах ситуация в изо­бразительном искусстве сложилась совершенно другая. Совокупа кано­низированных иконографических принципов и догматы православной веры образовали систему жестких ориентиров (собственного рода «систему координат»), накрепко указывающих человеку единственно верный путь в прозаическом море. И богомазу не нужен был поиск новых средств изображения — адекватные вере методы сотворения образов уже были даны, апробированы и завещаны отцами.

Канонизация иконографии игралась двойственную роль: она, естественно, за­частую ограничивала творческую свободу богомаза, но в то же время она обретала силу благодатной традиции, другими словами была вопло­щением обеспеченного опыта иконописания — плода духовных и интеллек­туальных усилий прошедших поколений.


Загрузка...

Невзирая на строгость обычных форм, икона с несравнен­ной силой выражает жизнь духовную. Во власти богомаза оста­вался взор святого, выражение его глаз, другими словами самое главное, что составляет высшее средоточие духовной жизни людского лица.

В отличие от многих византийских образов, часто тяжеловесных, напряженных, российские иконы засверкали колоритными красками, которые в купе с тонкими, но полными сил и движения линиями делают особенный праздничный и торжественный ритм. Икона — воззвание к Богу языком линий и красок — стала на Руси молитвой.(48)

Создатели большинства старых российских икон неопознаны. Иконы, как и молитвы, — продукт соборного творчества, они редактирова­лись многими поколениями с тщательностью, с которой делается огранка драгоценных камешков. Числилось, что изограф, пишущий ико­ну, делает только еще одно проигрывание подлинника, восходяще­го к Первообразу, к тому же он творит произведение не ради него са­мого, а ради идеи, заложенной в нем. Успешно написанные образы числились написанными не богомазом, а Богом (от Его лица — ангелом), к тому же потому казалось неприемлимым именовать имя человека, чьими руками Бог «воспользовался». С другой стороны, иконописание было заветным общением с миром другим, и именовать себя было не надо: ведь Бог сам знает того, кто творит образ (а поточнее, молитвенно и смиренно пробует воспроизвести Первообраз).




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: ОТ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ КАТОЛИКОВ:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ОТ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ КАТОЛИКОВ