Декабристы. Западники и славянофилы.

Декабристы. Западники и славянофилы.


21.1. Идейная база декабристского движения.

21.2. Декабристские организации.

21.3. Программные документы декабристов: «Русская правда» П.И. Пестеля и Конституция Н.М. Муравьёва.

21.4. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

21.5. Западничество и славянофильство – либеральное направление российской публичной мысли середины XIX века.

21.1. Идеологической основой декабристского движения стала теория «естественного права», сформулированная в XVIII веке французскими просветителями, принципами которого были: неприкосновенность личности, гарантия штатских и политических свобод, личной принадлежности, ликвидация сословных льгот и равенство людей перед законом, введение презентабельного типа правления, основанного на принципе разделения властей.

21.2. Декабристскими организациями являлись «Союз спасения» (1816 - 1818), «Союз благоденствия» (1818 - 1821) и возникшие на его базе Северное и Южное общества (1821 - 1825). Основными задачками собственной деятельности декабристы считали установление в Рф конституционного типа правления и ликвидацию крепостничества. На исходном шаге – в период деятельности «Союза спасения» - решение намеченных целей планировалось через насилие – оковём организации цареубийства; на втором шаге («Союз благоденствия») – оковём планомерной просветительской деятельности в массах в целях подготовки передового «общественного мнения». В период существования Северного и Южного обществ вновь был избран насильный вариант смены имеющегося строя – оковём военного переворота без роли народных масс.



Видными участниками декабристского движения являлись П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьёв, С.И. Муравьёв-Апостол, С.П. Бестужев-Рюмин.

21.3. «Русская правда» П. Пестеля и Конституция Н. Муравьёва - итоговые программные документы декабризма. Их сходство: подмена абсолютной монархии конституционным типом правления; ликвидирование крепостного права и сословного строя; введение штатских и политических свобод, демократического судопроизводства; сохранение личной принадлежности на землю. Их различие: форма правления по Пестелю – республика, по Муравьёву – конституционная монархия; государственное устройство по Пестелю – унитарное, по Муравьёву – федеративное; нужным условием наделения лица политическими правами по Пестелю являлись только половой и возрастной ценз, по Муравьёву – дополнительно материальный.

21.4. Декабристы решили пользоваться ситуацией междуцарствия, сложившегося в процессе передачи престола после погибели Александра I его брату Николаю I, вывести войска на Сенатскую площадь и вынудить Сенат объявить о внедрении конституционного правления. Слабенькая организация восстания, безынициативность его вождей позволили правительству стянуть к Сенатской площади верные войска и подавить бунт 14 декабря 1825 г.

21.5. Западничество и славянофильство – либерально-оппозиционные течения российской публичной мысли 30 – 70-х гг. XIX века, теоретической базой которых явилась германская традиционная философия.

Западничество сложилось к началу 1840-х гг. и было представлено писателями и публицистами А.И. Герценом, Н.П. Огарёвым, В.Г. Белинским, И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, Н.А. Некрасовым, историками Т.Н. Грановским, С.М. Соловьёвым и др. В базе взглядов западников лежала мысль необходимости развития Рф по пути европейской цивилизации с её буржуазно-демократической моделью политической системы. Западники выступали за установление в Рф конституционной монархии, отмену крепостного права, введение штатских и политических свобод, гласного судопроизводства. Большущее значение западники присваивали деятельности Петра I, поставившего, по их воззрению, Россию на единственно верный европейский путь развития.


Славянофильство, как идеологическое течение, сложилось сразу с западничеством. Наикрупнейшими представителями этого направления являлись А.С. Хомячков, И.В. и П.В. Киреевские, С.Т., К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. В отличие от западников, славянофилы отстаивали идею самобытности российской цивилизации, основой которой, по их воззрению, являлись самодержавие, православие и фермерская община. Одной из базисных мыслях славянофилов являлась мысль невмешательства народа в муниципальные дела, а страны, в свою очередь, в дела общины. Они утверждали наличие в Рф патриархальных отношений меж властью (самодержавием) и обществом, признавая за последним право на свободу воззрений, отсюда – их тезисы о необходимости возрождения совещательных Земских соборов, внедрении свободы слова и печати. Либерализм славянофилов заключался также в неприятии ими крепостного строя и имеющейся административно-судебной системы. В отличие от западников, славянофилы разносторонне принимали петровские преобразования, полагая неточность избранной им европейской политической и культурной модели, ведущей к падению характеров и соц катаклизмам.


Загрузка...




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Декабристы. Западники и славянофилы.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Декабристы. Западники и славянофилы.