Тунисский музей Бардо

Тунисский музей Бардо


50 тыщ пеших воинов, девять тыщ всадников, 37 боевых слонов. Во главе этой большой армии карфагенский военачальник Ганнибал прошел по землям современных Италии, Испании, Франции. Перевалив через Пиренеи и Альпы, всюду сея ужас и оставляя за собой пепелища, он в конце пути встал лагерем практически у самых ворот Нескончаемого городка. Такового Рим не забывал и не прощал «Карфаген должен быть разрушен'» — повторял в конце каждого собственного выступления в римском сенате Марк Порций Катон.

И Карфаген был разрушен. Как ни отчаянно сопротивлялись обитатели городка, они не смогли преградить путь римским легионам. Город был взят штурмом, отдан на разграбление, а позже снесен с лица земли. Томные римские плуги вспахали то, что осталось от его улиц и площадей. В землю была брошена соль, чтоб не плодоносили больше карфагенские поля и сады. Говорят, что Сципион Эмилиан, чьи войска взяли приступом город, рыдал, смотря на то, как погибает Карфаген — столица известной и старой державы.

Фавориты забрали золото, серебро, драгоценности, изделия из слоновой кости, ковры — все, что скапливалось веками в святилищах, храмах, дворцах, домах. Погибли практически все пунические книжки и хроники. Известную библиотеку Карфагена римляне передали своим союзникам — нумидийским князьям. С того времени она пропала безо всяких следов. Сохранился только трактат карфагенянина Магона по сельскому хозяйству.



Но величавый город не пропал безо всяких следов, хотя на данный момент на его месте — тихий пригород Туниса. Начиная с 1953 года тут в течение 10 лет велись раскопки, и выяснилось, что под слоем золы от пожара 146 года до н. э. сохранился целый квартал старенького Карфагена.

Бессчетные иноземцы во время собственных посещений Туниса непременно соприкасаются со многими шедеврами искусства, оставленными на этой старой земле разными цивилизациями. Более 100 лет ценнейшие археологические находки по частицам собирались в тунисском музее Бардо. В их, как в зеркале, отразилась соц, финансовая и культурная жизнь, искусство и верования римлян, греков, турок, арабов, берберов.

Величавый пригородный дворец был построен для тунисских беев еще в XIV веке, а его сегодняшнее здание, в каком разместился Музей, выстроено в 1882 году. Отыскать Музей в столице Туниса не представляет никакой трудности: указатели с надписью «Бардо» встречаются всюду.

Чувство торжественности и в то же время таинственности появляется у гостей уже при входе на живописную местность Музея. Оно нисколечко не исчезает при виде будничных сценок: тут под высочайшими пальмами шумно перекликаются торговцы сувенирами, на поляне чуток поодаль гоняют мяч мальчишки…

Праздничное открытие музея Бардо состоялось в 1888 году, и сейчас это самый большой археологический музей в Северной Африке. Его экспонаты выставлены в 35 залах, и даже беглое знакомство с ними востребует не один час. В уникальных экспонатах Музея отражены доисторический, пунический, традиционный, христианский и арабо-мусульманский периоды в истории Туниса.

В коллекциях Музея представлены терракотовые, бронзовые и мраморные статуэтки; маски, передающие самые разные цвета духовного состояния людей. Экспонаты собраны во всех уголках тунисской земли, и по ним можно прочесть рвение народа пронести через века величие и красоту собственного духа.

Гордостью музея Бардо является богатейшая в мире коллекция римской мозаики. В ней представлены изумительные по красе напольные и стенные мозаичные картины на сюжеты римской и греческой мифологии (к примеру, «Похищение Европы Юпитером», «Триумф Нептуна» и многие другие). Представлены на их и сцены из будничной жизни охотников, фермеров и рыбаков. Очень почти все смогли выразить древнейшие мастера при помощи разноцветных кусочков оникса, агата, яшмы и других камешков.

В Арабо-мусульманском зале расположился бассейн из белоснежного мрамора, обнесенный увенчанной фаянсом колоннадой. На стенках этого Зала висят неповторимые гравюры, запечатлевшие различные моменты в истории Туниса. В главном же в Арабо-мусульманском зале выставлены предметы декоративно-прикладного искусства: глиняние, медные, стеклянные, гончарные и бронзовые изделия XI–XVI веков, золотые и серебряные декорации, музыкальные инструменты и вкрапленная мебель, ковры и орудие, вышивка и узоры.


Загрузка...

Вот, к примеру, перед посетителями выставлена одна приметная коллекция. Приблизительно в 81 году до н. э. греческое судно, груженное сокровищами, попало в шторм и затонуло в 5 километрах от берега, где размещался тунисский портовый город Махдия. С течением времени древесное судно сгнило, а ценности длительно покоились на 40-метровой глубине моря.

В 1907 году их нашел один местный рыбак. Делались многократные пробы поднять сокровища, но только через восемь лет они увенчались фуррором. Ученые считают, что эти богатства могли принадлежать какому-нибудь греческому богачу либо нумидийскому царевичу из Северной Африки. Сейчас эти неоценимые изделия из золота, бронзовые и мраморные изваяния, древнее орудие, практически не подвергшиеся разрушению, выставлены в залах музея Бардо.

Представления об изобразительном искусстве Карфагена гость может получить, основываясь на выставленных в Музее экспонатах раскопок, которые проводились в некрополях, опоясывавших город. Археологи отыскали саркофаги, статуэтки, ювелирные изделия, керамику, различные предметы из металла и цветного стекла. Не считая того, в погребениях нередко встречались художественные изделия, привезенные из Египта, Греции и Этрурии. Эти изделия ценились очень высоко, и местные мастера стремились им подражать.

В древних погребениях Карфагена были обнаружены и глиняные маски VII–V веков до н. э. Карфагеняне не клали маски на лица усопших, как это делалось в Египте либо Микенах. Многие из их для этого очень малы, ну и предназначение у их было другое. В науке эти маски вызывали самые различные толкования, но на данный момент принято считать, что некие из их предназначались для устрашения злых духов, маски-протомы охраняли покой погибших, Другие использовались во время ритуальных плясок и жертвоприношений.

Посреди «гримасничающих» изображений в музее Бардо есть одно, по-видимому, самое древнее Ученые условно окрестили его «негроидным». Эта маска кажется большой и громоздкой, даже монументальной, хотя по размеру она совершенно невелика — всего 19 см. На ней верно обозначены выступающие скулы, запавшая переносица, широкий перебитый нос, виски и щеки. Поперек лба на этой маске размещены налепы в виде концентрических кругов, центральный из которых вписан в финикийский полумесяц. Невзирая на преувеличенно уродливые, вроде бы смещенные черты лица, выражение маски с обширно расставленными очами и открытым, перекошенным ртом кажется не устрашающим, а быстрее немощным.

Представлены в масках и дамские образы. К примеру, в музее Бардо выделяется одна такая маска (VI век до н. э.), которая была открыта на холмике Дуимес. Некие ученые именуют ее изображением пунической богини Танит. В 1923–1929 годах эта маска воспроизводилась на почтовой марке Туниса, потому что посреди других глиняных слепков она — «самая живая».

И вправду, черты лица, гиперболизированные и непропорциональные, приведены на ней в ритмическое единство. Где-то сохранились следы голубой и красноватой раскраски. Узкий и незапятнанный овал лица, длинноватые глаза, дуги бровей, переходящие в линию носа с кольцом в левой ноздре, узенький подбородок с малеханькой треугольной выемкой — все вроде бы очерчивается одной линией. Ухмылка присваивает лицу мягкое, робкое выражение. Но если повернуть маску на три четверти, усиливаются угловатость и резкость черт: выступают мощный нос, большие уши, и богиня кажется «дурнушкой». Если рассматривать маску в профиль, то все снова приходит в равновесие: создается серьезное, даже неповторимое лицо зрелой дамы. Таким макаром, свойственное для архаической статуи несоответствие фаса и профиля заносит присущие маске черты изменчивости, иллюзорности, многозначности.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Тунисский музей Бардо:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Тунисский музей Бардо