СССР и ведущие мировые державы в условиях Второй мировой войны.

СССР и ведущие мировые державы в критериях 2-ой мировой войны.


Вопрос 1.

2-ая глобальная война: предпосылки и предпосылки, главные действия первого шага войны (сентябрь 1939 – июнь 1941 гг.)

Вопрос 2.

Роль СССР во 2-ой мировой войне: Величавая Российская война, стоимость победы.

Вопрос 3.

Проекты послевоенного переустройства мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции).

Вопрос 1

При рассмотрении данного вопроса студенту следует знать главные предпосылки и предпосылки 2-ой мировой войны, уметь их охарактеризовывать и подтверждать примерами в согласовании с нижеприведенным списком предпосылок и обстоятельств:

- роль Версальской системы в нарастании противоречий, приведших ко 2-ой мировой войны;

- кризис капиталистической системы;

- политика умиротворения;

- темпы и уровень милитаризации общества, страны и экономики

- неэффективность работы интернациональных координирующих органов (Лига Наций);

- идейный фактор.

Студенту нужно уметь охарактеризовывать главные действия 2-ой мировой войны в период 1939 – 1941 гг., знать их результаты и воздействие на изменение геополитического положения СССР (нападение Германии на Польшу – 1 сентября 1939 г., «странная война» – осень 1939 – весна 1940 г., занятие русской армией восточных польских земель – территорий Западной Украины и Белоруссии – 17 сентября 1939 г.; подписание советско-германского контракта О дружбе и границе – 28 сентября 1939 г., советско-финская война ноябрь 1939 – февраль 1940 гг., исключение СССР из Лиги Наций – декабрь 1939 г., вход русских войск на местность Румынии – 28 июня 1940 г., германо-турецкий контракт о дружбе – 18 июня 1941 г., разгром Франции Германией и контракт о перемирии – 22 июня 1940 г., присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР – август 1940 г., пакт о нейтралитете, заключенный меж СССР и Японией – 13 апреля 1941 г.).



Студент должен осознавать, что расширение территорий СССР за счет присоединения приграничных стран вывело его на положение единственной европейской державы, сравнимой с Германией по совокупы собственных военно-политических способностей. Все же, росли противоречия меж Москвой и Берлином, что подтверждало непрочность советско-германского блока.

Но студенту следует учесть, что русская дипломатия не решала активных попыток по налаживанию контактов со своими возможными партнерами (Британией, США), а русское управление не смогло полностью пользоваться мирной передышкой, приобретенной за счет подписания пакта о ненападении с Германией. В конечном итоге, на исходном шаге Величавой Российскей войны, это привело к чертовским последствиям для СССР.

Вопрос 2.

При рассмотрении данного вопроса студенту следует узнать главные предпосылки начала Величавой Российскей Войны, знать периодизацию, соотношение сил, главных союзников и военные планы Германии и СССР. Чтоб оценить масштабы надвигавшейся на СССР опасности, следует дать оценку планам германского управления в отношении русских территорий и населения.

Студенту нужно уметь охарактеризовывать происшествия начала Величавой Российскей войны. Невзирая на то, что СССР готовился к военным действиям, начало войны для русского страны было внезапным: 1-ые деньки военных действий для Русского Союза были трагическими. Студенту нужно выделить главные конкретные (более 4-х) и личные (более 4-х) предпосылки неудач СССР на исходном шаге ВОВ.

Студент должен знать, что, невзирая на тяжелое для СССР начало войны, с ее первых дней русские войска проявляли мужество и стойкость. Студенту нужно уметь охарактеризовывать примеры их героизма в 1-ые месяцы войны: оборона Брестской крепости (22 июня по 20 июля 1941 г.)., геройская оборона Лиепаи (23—29 июня 1941 г.), защита Киева (7 июля — 24 сентября 1941 г.), Одессы (5 августа — 16 октября 1941 г.), Таллина (5—28 августа 1941 г.), Моонзундских островов (6 сентября — 22 октября 1941 г.), Севастополя (30 октября 1941 г. — 4 июля 1942 г.), также Смоленское схватка (10 июля — 10 сентября 1941 г.). Все же, за 4 месяца немцы вышли к Москве и Ленинграду, оккупировали местность в 1,5 млн. кв. км с популяцией 74,5 млн. человек.


Загрузка...

Студент должен знать, какие меры решало русское управление по организации отпора противнику, и уметь их охарактеризовывать по последующим фронтам:

- организация политического управления государством в критериях ведения войны (сверхцентрализация управления);

- создание централизованной системы координирования действий на фронтах (ГКО, Ставка Верховного командования);

- организация эвакуации населения и индустрии;

- полная мобилизация трудящихся в тылу (круглосуточная работа, систематическое внедрение дамского и детского труда);

- усилия партийного управления по идейной борьбе и антифашистской пропаганде (лозунги, плакаты, синематограф, военная песня, приказы и распоряжения, направленные на укрепление военной дисциплины в русской армии).

Студенту нужно уметь давать характеристику главных военных операций ВОВ, оценивать их значение и воздействие на предстоящий ход военных действий:

1) битва за Москву (30 сентября 1941 г. – 8 января 1942 г.), которая стала первым большим поражением германцев с начала 2-ой мировой войны;

2) Сталинградская битва (17 июля – 2 февраля 1943 г.), ставшая началом коренного перелома в процессе ВОВ и в целом 2-ой мировой войны;

3) Курская битва (5 июля – 23 августа 1943 г.), после которой стратегическая инициатива совсем перебежала в руки русских вооруженных сил. Студент должен знать, что конкретно в итоге освобождения Белгорода и Сокола (5 августа) в первый раз с начала ВОВ в Москве был дан салют;

4) Ленинградско-Новгородская операция (январь—февраль 1944 г.) основным результатом которой было снятие 900-дневной блокады Ленинграда;

5) Военные операции по освобождению территорий русских республик и Крыма;

6) Военные операции русской армии по освобождению государств Европы от фашизма;

7) Берлинская операция (16 апреля – 8 мая 1945 г.), в итоге которой немецкая армия капитулировала;

Заключительной военной кампанией в рамках 2-ой мировой войны стала советско-японская война (8 августа – 2 сентября 1945 г.).

Студент должен уметь охарактеризовывать деяния русского населения, направленные на содействие скорейшему разгрому немецко-фашистских сил в годы ВОВ. Студент должен уметь подтверждать определенными примерами тезис о вправду народном нраве ВОВ. Студенту нужно уметь охарактеризовывать деятельность партизанских отрядов и подполья, вклад тружеников тыла в победу над Германией, усилия русских ученых по разработке научно-технических новшеств для оснащения русской армии.

Студент должен знать примеры героизма и самопожертвования русских воинов на фронтах ВОВ: подвиг И.А. Иванова, Н.Ф. Гастелло, А.Н. Матросова, А.Н. Маресьева и др. Студент должен знать главных русских полководцев, внесших значимый вклад в победу над фашизмом: Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, А.М. Василевский, Р.Я. Малиновский, Н.Ф. Ватутин, К.А. Мерецков. Ф.И. Толбухин, Л.А. Говоров, И.Д. Черняховский, И.X. Баграмян.

В конечном итоге семинарского занятия студент должен знать, что благодаря колоссальным усилиям СССР была обеспечена победа над немецко-фашистским блоком. Стоимость победы была большой: колоссальные человеческие утраты, утрата трети государственного богатства, тыщи разрушенных населенных пт, перенапряжение сил русского народа и т.д.

Студент должен сделать вывод, что доминирование в русской системе восточных черт государственности намедни ВОВ (сверхцентрализация власти, отсутствие личной свободы и угнетение инициативы людей, большие природные и человеческие ресурсы, милитаризация общества, наличие харизматичного вождя, пользующегося доверием подавляющего большинства русских людей) позволило очень мобилизовать все ресурсы страны и усилия народа на борьбу с фашизмом. Победа в ВОВ станет решающим аргументом для консервации в СССР тоталитарного режима в период после войны.

Вопрос 3.

При освоении данного вопроса студенту нужно вспомнить, что СССР в 1941 г. принял основной удар фашистской Германии, не имея реальных союзников. Студент должен осознавать, что основной целью русской наружной политики в период Величавой Российскей войны было создание лучших критерий на интернациональной арене для победы над противником. Исходя из этой цели, вытекали последующие задачки русской наружной политики, которые студенту нужно уметь пояснять:

· усилия по созданию антигитлеровской коалиции;

· предотвращение опасности нападения Стране восходящего солнца и втягивания в войну на стороне фашистских агрессоров нейтральных стран;

· содействие освобождению государств от фашистской оккупации;

· борьба за полную ликвидацию фашистских режимов и заключение мира, исключающего возможность повторения злости.

Студент должен уметь охарактеризовывать главные действия, связанные со складыванием антигитлеровской коалиции:

- подписание в Москве 12 июля 1941 г. «Соглашения меж правительствами СССР и Англии о совместных действиях в войне против Германии»;

- обмен нотками 2 августа меж СССР и США о продлении на год советско-американского торгового соглашения и об экономическом содействии со стороны США Русскому Союзу;

- Столичная конференция министров зарубежных дел 3-х держав (29 сентября — 1 октября 1941 г.), основным результатом которой было предоставление беспроцентного кредита Русскому Союзу на сумму в 1 миллиардов. долл. и договоренность о поставках по ленд-лизу.

- присоединение СССР к «Атлантической хартии» 24 сентября 1941 г.;

- подписание 1 января 1942 г. в Вашингтоне 26 государствами антифашистской коалиции, в том числе СССР, США, Великобритания и Китай, подписали декларацию, по которой обязались использовать все свои военные и экономические ресурсы для борьбы против фашистского блока. Эти страны стали называться Декларации Объединенных наций;

- подписание в мае 1942 г. контракта меж СССР и Англией о союзе в войне и послевоенном сотрудничестве;

- июнь 1942 г. – соглашение с США о принципах, применимых к взаимопомощи в ведении войны против злости, и о сотрудничестве в послевоенное время.

В итоге сложилась антигитлеровская коалиция, основными участниками которой были СССР, США и Британия. Основным вопросом снутри коалиции был вопрос об открытии второго фронта в Европе.

Студенту следует знать – почему союзники не спешили с открытием второго фронта в Европе в 1942 году и уметь разъяснять, почему к 1944 году позиция главных союзников СССР по вопросу об открытии второго фронта в Европе кардинально поменялась. При всем этом студенту следует учесть, что позиции английского и южноамериканского управления соединяло воединыжды рвение использовать обоюдное истощение сил Германии и Русского Союза (в войне друг против друга) для занятия в перспективе Британией и США доминирующих позиций в интернациональных отношениях.

Студент должен знать время работы и главные вопросы, рассматривавшиеся на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской интернациональных конференциях; уметь оценивать итоги работы этих конференций; осознавать, в чем заключались главные противоречия меж ведущими державами в антигитлеровской коалиции. Студенту следует учесть, что от конференции к конференции противоречия меж союзниками усиливались.

Студенту следует знать происшествия появления Организации Объединенных Наций – органа, который был должен поддерживать мир, обеспечивать безопасность и развитие сотрудничества меж народами и государствами.

Студент должен осознавать, что наружняя политика СССР в критериях ведения тяжелейшей войны была ориентирована, сначала, на поиск союзников. При всем этом любая из держав-союзниц вожделела за счет сотворения антигитлеровского блока упрочить сначала свои геополитические позиции. В конечном итоге сложившаяся антигитлеровская коалиция была нестабильным образованием, появившимся только на период существования «общего врага» – фашизма. После коренного перелома противоречия меж союзниками, обусловленные рвением упрочить свои геополитические позиции, обострились, что подтверждают дискуссии на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференции.

Невозможность отыскать компромиссное решение, которое устроило бы все ведущие мировые державы, после окончания войны привела к расколу снутри антигитлеровского блока. В конечном итоге, бывшие союзники вступили в затяжную конфронтацию за зоны геополитического воздействия уже меж собой. Началась «холодная война».

Тема 9. Экономическое и социально-политическое развитие государств Западной Европы, США и СССР во 2-ой половине ХХ века. (8 часов)

Занятие 1

Вопрос 1

Экономическое развитие государств Западной Европы и США (2-ая половина 40-х – нач. 90-х гг. XX в.)

Вопрос 2

Экономика СССР во 2-ой половине 40-х – середине 60-х гг.: главные тенденции.

Вопрос 3

Экономическое развитие сер. 60-х – сер. 80-х гг.: застойные явления в русской экономике и пробы ее реформирования.

Вопрос 4

Курс на экономическое преобразование СССР во 2-ой половине 80-х гг.: перестройка.

Занятие 2

Вопрос 1

Социально-политическое развитие СССР во 2-ой половине 40-х – 60-х гг. ХХ в.

Вопрос 2

Главные тенденции политического развития СССР середины 60-х – начала 90-х гг. ХХ века.

Занятие 3

Вопрос 1

Социально-экономические и политические конфигурации в Рф в 90-е годы.

Вопрос 2

Международные дела и наружняя политика РФ в 90-е гг.

Вопрос 1

При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студент должен вспомнить главные последствия 2-ой мировой войны для государств Западной Европы. Студент должен осознавать, что одной из основных задач, стоявших перед этими государствами, была стабилизация экономического положения: восстановление индустрии и сельского хозяйства, укрепление денежной системы, перевод экономики на выпуск продукции мирного времени.

Студенту следует представлять, что ведущие мировые державы пострадали во 2-ой мировой войне в разной степени. Посреди их наметился экономический фаворит – США (на местности которых не было военных действий). Студент должен уметь охарактеризовывать главные причины роста могущества США в глобальных делах:

- темпы развития индустрии;

- поставки по ленд-лизу в период 2-ой мировой войны;

- финансовое приемущество (создание Интернационального денежного фонда, Интернационального банка реконструкции и развития, Бреттон-Вудской валютно-финансовой системы);

- возможность занять рынки сбыта, обычно принадлежавшие Великобритании, Франции, Германии, Стране восходящего солнца.

Студент должен осознать, что побудило США предложить после окончания 2-ой мировой войны европейским странам экономическую помощь (план Маршалла). Студент должен знать главные условия реализации плана Маршалла для государств Западной Европы: экономические, политические, идейные. Студент должен разобраться, почему план Маршалла не распространялся на Русский Альянс, в то время как по нему оказывалась помощь Германии и Италии.

Студент должен узнать, какие предпосылки определили активное вмешательство страны в экономику в странах Западной Европы в послевоенное время, в чем оно проявлялось и каковы его последствия. Студент должен уметь давать определение понятию государственно-регулируемый капитализм.

Студент должен осознавать, что в 1-ые послевоенные годы главным источником восстановления экономик государств Западной Европы являлась финансовая помощь США. С начала 50-х гг. происходит корректировка экономической стратегии – обеспечение размеренного экономического роста европейских государств за счет внутренних муниципальных ресурсов. Студент должен знать главные причины экономического роста государств Западной Европы в этот период и уметь охарактеризовывать их:

- научно-техническая революция (главные направления и проявления НТР, роль страны во внедрении достижений НТР в экономику, последствия НТР);

- тенденции интеграции (создание Евро экономического общества – 1957 г.);

- глобализация экономикии создание межнациональных компаний;

- распад колониальной системы;

- муниципальная поддержка личного бизнеса, в особенности прогрессивных технологий.

Студент должен осознавать, что все обозначенные меры позволили европейским странам аккумулировать муниципальные средства для переориентации собственной экономики на социальную сферу и обеспечение размеренного экономического развития в течение последующего десятилетия.

Студент должен знать главные особенности экономического развития государств Западной Европы и США в конце 50-х – начале 70-х гг. и уметь охарактеризовывать их по последующим фронтам:

- степень вмешательства страны в экономику

- главные направления муниципального инвестирования

- расходы на военную сферу

- внимание страны к социальной сфере

Студент должен сделать вывод, что уже в 60-е годы ХХ века меры, предпринятые европейскими правительствами в экономической сфере, также сложившаяся геополитическая ситуация («холодная война»), привели к тому, что различия в экономическом развитии государств Западной Европы и США становились всё более явны. Но период размеренного экономического роста был прерван экономическим кризисом 1970-х гг.

Студент должен знать предпосылки экономического кризиса 70-х гг. ХХ века, уметь пояснять какое воздействие он оказал на экономическое развитие ведущих государств Западной Европы и США. Студент должен знать главные проявления экономического кризиса 70-х гг. и уметь их охарактеризовывать:

- стагфляция

- удорожание производства продукции

- сокращение объемов производства

- энергетический и сырьевой кризис

- кризис Бреттон-Вудской денежной системы.

Студент должен знать главные последствия экономического кризиса 70-х годов ХХ века и уметь давать им оценку. Студенту следует учесть, что зависимость европейских государств от сырьевых поставок из государств третьего мира, падение доверия к баксу свидетельствовали о неэффективности либеральной модели в борьбе с безработицей, инфляцией и общей стагнацией европейских экономик. Вследствие этого произошел всплеск энтузиазма к неоконсервативной модели экономического развития. Броский пример – деяния республиканской администрации Р. Рейгана («рейганомика») и ограниченного кабинета М. Тэтчер («тетчеризм»).

Студент должен уметь рассматривать главные особенности экономического неоконсерватизма и подтверждать примерами:

- понижение налогов на прибыли компаний, на компании и лиц с высочайшими доходами

- увеличение косвенных налогов

- жесткий контроль над валютным воззванием

- приватизация гос принадлежности и поощрение личного предпринимательства

- приоритетное внимание к развитию свободного рынка и конкуренции

- либерализация интернациональной торговли

- свертывание (сокращение) расходов на социальные программки.

Студент должен уметь оценивать итоги реализации экономической политики неоконсерватизма и осознавать, что, невзирая на ряд положительных результатов (понижение уровня инфляции, решение заморочек муниципального долга и экономного недостатка; активизация вкладывательного рынка, стабилизация уровня занятости), пострадали те слои населения, которые привыкли к системе муниципальных гарантий, к размеренному росту уровня жизни. В конечном итоге, под воздействием публичных настроений в первой половине 90-х гг. XX века неоконсерватизм сменился более равновесной экономической стратегией.

Студент должен осознавать, что сырьевой кризис и стагфляция 70-х гг. привели к резкому сокращению спроса на ресурсоемкие виды продуктов и услуг, что повлекло разработку и внедрение ресурсосберегающей модели экономического развития (80-е гг. ХХ в.). Реализации этого направления содействовал новый шаг НТР, создавший условия для формирования нового постиндустриального общества, развитие которого определяют не природные ресурсы, а научное познание, информация и новые технологии.

Вопрос 2

При освоении материала к данному вопросу семинарского занятия, студенту нужно вспомнить, что СССР в годы ВОВ принял на себя основной удар фашистской Германии, в процессе войны неприятельскими войсками были захвачены принципиальные в хозяйственном и промышленном плане местности (Белоруссия, Украина, Ленинград), основная промышленная база была эвакуирована на восток, вся экономика была подчинена решению военных задач. Студент должен знать главные последствия победы СССР во 2-ой мировой войне: социальные, экономические, политические, культурные, демографические, психические.

Студенту нужно уметь выделять главные задачки, стоявшие перед русской экономической системой после окончания ВОВ.

Студент должен знать главные источники восстановления русской экономики в послевоенные годы и уметь сопоставлять их с источниками восстановления ведущих западноевропейских экономик.

Студенту следует вспомнить особенности мобилизационного типа экономики довоенного времени, его сильные и слабенькие стороны и разобраться в причинах, которые побудили русское управление сохранить главные принципы довоенной экономической модели.

Студенту нужно уметь охарактеризовывать ценности экономического развития СССР, сформировавшиеся под воздействием «холодной войны» и имеющейся командно-административной системы:

- преимущественное развитие тяжеленной индустрии

- выделение значимых средств на усовершенствование ВПК

- финансовая помощь странам соц. лагеря

- предстоящее упрочение роли страны в экономике страны

- усиление административно-политического нажима на деревню

-стабилизация денежной системы

Студент должен осознавать, что выбор таких ценностей содействовал скорейшему восстановлению военно-промышленного сектора (во вред легкой индустрии и сельскому хозяйству) и, сразу, усилению диспропорции в развитии экономики СССР. Все же, Русскому Союзу удалось в кратчайшие сроки вернуть довоенный уровень промышленного развития, сначала, за счет земельного сектора экономики.

Студент должен разобраться в комплексе обстоятельств кризисного состояния русского сельского хозяйства в период после войны. Знать главные меры, предпринятые русским управлением для восстановления деревни, и их результаты.

Студент должен осознавать, что к началу 50-х гг. ХХ в. русская командно-административная модель управления экономикой еще более укрепилась. В критериях полного контроля над всеми экономическими сферами и отсутствия рыночных отношений, жесткого использования рабочей силы достигались высочайшие темпы экономического роста.

Студент должен знать, что в критериях внутрипартийной борьбы после погибели И.В. Сталина начался поиск новых путей совершенствования русской экономики. Студент должен уметь оценивать программки экономического развития СССР, предлагавшиеся политическими оппонентами Н.С. Хрущева – Л.П. Берией и Г.М. Маленковым и держать в голове, что будущий глава СССР Н.С. Хрущев не имел верно обмысленной экономической программки.

Студент должен уметь охарактеризовывать и приводить примеры по главным фронтам экономического развития СССР.

В индустрии:

- перестройка управления экономикой с отраслевого на территориальный принцип;

- децентрализация управления индустрией;

- сокращение объемов отчетной документации компаний;

- большое государственное субсидирование государственно-значимых отраслей индустрии (хим, галлактическая, военная и т.д.).

В сельскохозяйственной сфере:

- освоение целинных земель;

- ликвидация МТС и продажа сельхоз. техники колхозам;

- увеличение закупочных цен на мясо, молоко, масло, зерновые;

- попытка ликвидации личных подсобных крестьянских хозяйств;

- кукурузная кампания.

Студент должен осознавать, что воплощение превосходных хозяйственных проектов добивалось значимых денежных вложений. Студент должен знать главные мероприятия проведенной в 1961 году валютной реформы и уметь оценивать степень их эффективности для оздоровления русской экономики.

В итоге освоения материала к данному вопросу студенту нужно осознавать, что мобилизационные способности командно-административной экономики после окончания 2-ой мировой войны дали возможность Русскому Союзу к началу 50-х годов ХХ века занять сопоставимый с западноевропейскими странами уровень экономического развития. Предпринимавшиеся посреди 50-х – начале 60-х гг. пробы усовершенствования управления экономикой привели только к временному эффекту. В итоге темпы роста русской экономики стали понижаться и, невзирая на успехи в передовых отраслях (томная индустрия), состояние земельного сектора ухудшалось: с 1963 года начались закупки зерна за границей.

Финансовая модель, избранная Русским государством в 50-е – середине 60-х годов, из-за необмысленных попыток преобразований и преимущественного использования экстенсивных способов существенно уступала по эффективности экономикам ведущих европейских государств и США этого периода.

Вопрос 3

После отстранения Н.С. Хрущева в СССР продолжились поиски путей и пробы реформирования экономики.

Студенту следует знать, что в экономическом развитии СССР середины 60-х – начале 80-х гг. выделяют, обычно, два главных шага: 1-ый – связан с попытками реформирования экономики; 2-ой – характеризовавшийся стагнацией экономического развития.

Студент должен знать, что к первому шагу относится, сначала, реформирование русской экономической системы А.Н. Косыгина. Студент должен знать главные положения этой реформы и уметь оценивать итоги ее реализации в русской индустрии и сельском хозяйстве. Студент должен разобраться в причинах свертывания реформы А.Н. Косыгина.

Студенту нужно охарактеризовать 2-ой шаг экономического развития СССР – застой 70-х гг. ХХ в. Студент должен уметь пояснять (с приведением определенных примеров) главные особенности, присущие русской экономике периода застоя:

- способности использования большущего потенциала природных ресурсов;

- экстенсивный нрав;

- диспропорции в развитии экономики;

- последствия роли СССР в гонке вооружений;

- имунность экономики к новенькому витку НТР;

Студент должен осознавать, что последствия застойных явлений в русской экономике проявились, сначала, в социально-экономической сфере: в связи со слабеньким развитием легкой индустрии и сельского хозяйства нашелся недостаток товаров и продуктов широкого употребления. Нехватка продуктов на внутреннем рынке привела к необходимости их импорта, также к появлению такового явления как «теневая экономика».

В конечном итоге освоения материала к данному вопросу семинарского занятия студент должен сделать вывод, что ставка на экстенсивный путь развития экономики, имунность социалистической экономики к структурным преобразованиям, отсутствие у русских людей вещественных стимулов к труду, благоденствие «теневой экономики» привели к стадиальному отставанию СССР от ведущих государств Запада.

Значимым оказалось отставание СССР в технологическом плане: ведущие экономики Западной Европы и США уже переходили к постиндустриальному шагу, а СССР как и раньше развивался в рамках промышленного общества, делая упор на классические отрасли. Попытка скооперировать административно-командную систему с вещественным стимулированием выявила неэффективность плановой, безрыночной экономики. Масштабный экспорт нефти, газа и импорт из-за этого зерна, оборудования, потребительских продуктов только маскировал кризисные проявления в русской экономике.

Вопрос 4

При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студенту следует вспомнить и охарактеризовать главные трудности экономического развития СССР, проявившиеся на прошлом шаге и выделить главные задачки, стоявшие перед русским управлением в 80-е годы ХХ в.

Студент должен осознавать, что экономический потенциал СССР уже не соответствовал его статусу величавой державы, что в перспективе могло привести к проигрышу Русского Союза в «холодной войне». Для преодоления экономического отставания СССР от ведущих государств Западной Европы и США М.С. Горбачевым была инициирована еще одна попытка совершенствования экономической системы СССР, получившая заглавие перестройка.

Студент должен знать и уметь охарактеризовывать главные этапы перестройки. Для наилучшего освоения материала студенту предлагается сопоставить мероприятия, проводившиеся русским управлением во 2-ой половине 80-х – начале 90-х гг. с предложенными направлениями усовершенствования русской экономической системы.

Направления:

1) увеличение темпов экономического роста;

2) реструктуризация в управлении русской экономикой;

3) внедрение достижений НТР;

4) стимулирование заинтригованности людей в результатах собственного труда;

5) переход от административных к экономическим способам управления;

6) оздоровление денежной системы.

Главные мероприятия: антиалкогольная кампания (май 1985 г.); проведение аттестации рабочих мест (сентябрь 1985 г.); организация Головного управления по созданию и использованию галлактической техники для народного хозяйства и исследований (октябрь 1985 г.); создание Госагропрома (ноябрь 1985 г.); постановление «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» (май 1985 г.); закон «Об персональной трудовой деятельности» (ноябрь 1986 г.); обеспечение притока западных кредитов (1986 г.); создание Муниципального комитета по вычистелительной технике и информатике (март 1986 г.); решение о разработке межотраслевых научно-технических комплексов (январь 1986 г.); закон о муниципальном предприятии (объединении) (июнь 1987 г.); введение госприемки (январь 1987 г.); закон о кооперации (май 1988 г.); сокращение численности русской армии и вывод войск из восточноевропейских государств (конец 80-х гг.); постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» (июнь 1990 г.); финансовая реформа В.С Павлова (1991 г.); увеличение в пару раз цен на продукты (апрель 1991 г.).

Студент должен уметь рассматривать причины, осложнявшие проведение экономических реформ в СССР:

- падение глобальных цен на энергоэлементы;

- трагедия на Чернобыльской АЭС и ликвидация ее последствий;

- обострение государственных противоречий снутри СССР и постепенная децентрализация Русского страны.

Попытка проведения модернизации по западному эталону (с частичной либерализацией экономики) при сохранении командных высот в руках страны привела к углублению кризисных явлений в экономике Русского Союза. «Особая» финансовая модель в СССР к концу 80-х гг. ХХ в. себя исчерпала и уже не могла соперничать с экономиками ведущих государств Западной Европы и США, вступивших в стадию постиндустриального развития.

Занятие 2

Вопрос 1

При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студенту следует вспомнить, что после окончания Величавой российскей войны обострилось противоборство меж СССР и странами-участницами антигитлеровской коалиции, приведшее к «холодной войне».

В критериях новейшей наружной опасности и необходимости резвого восстановления разрушенного войной хозяйства у русского управления был выбор: начать реформировать политическую систему СССР по западному пути (проведение демократических реформ) либо продолжать консервацию существовавшего «особого» политического режима. Русская политическая элита склонилась всё же к реализации второго варианта. Студенту нужно узнать предпосылки такового выбора и проследить конфигурации, происходившие в социально-политической жизни в СССР 2-ой половины 40-х – 60-х гг. ХХ в.Для этого студенту предлагается заполнить таблицу по предложенным аспектам и уметь комментировать внесенные в таблицу положения.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: СССР и ведущие мировые державы в условиях Второй мировой войны.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: СССР и ведущие мировые державы в условиях Второй мировой войны.