Иконоборческое движение в VIII — IX вв.

Иконоборческое движение в VIII — IX вв.


В конце VII—начале VIII в. Византия переживала период политической анархии, вызванной острой борьбой разных группировок господствующего класса за престол. За 22 года после свержения в 695 г. Юстиниана II на византийском престоле сменилось 6 царей. Внешнеполитическое положение Византии в это время резко усугубилось, и она потерпела ряд томных поражений от собственного самого небезопасного и сильного неприятеля на востоке — арабов. В 693—698 гг. византийские владения в Африке совсем перебежали под власть Халифата. Арабские войска совершали опустошительные набеги на Малую Азию и Армению. С севера империи грозили болгары. Тяжёлое положение Византии ещё больше усилило в ней политическое значение военной феодализирующейся знати. В 717 г. престол был захвачен её ставленником — Львом III Исавром (717— Начало правления Льва III Исавра ознаменовалось нападением большой армии арабов на столицу империи. В течение года (август 717 — август 718 г.) арабы осаждали Константинополь с суши и с моря. Но, хотя суровый напор арабов на столицу империи был отбит, византийские войска смогли положить конец их опустошительным набегам на Византию исключительно в битве при Акроине в 740 г. Отпрыск и преемник Льва III — Константин V (741—775) перешёл даже в пришествие против Халифата. В 746 г. он вторгся в Сирию и вернул империи полуостров Кипр, а потом совершал походы прямо до берегов Евфрата и границ Армении. Угроза арабского завоевания Византии была таким макаром предотвращена.



В связи с тяжёлым внешнеполитическим положением империи правительство очень нуждалось в увеличении войска. Но у правительства не хватало земель для раздачи военному сословию, и оно было заинтересовано в секуляризации части церковных земель. С другой стороны, усиление церковно-монастырского землевладения задевало коренные экономические интересы военно-служилой феодальной знати, старавшейся в свою очередь прибрать к рукам земли в Малой Азии и в других областях империи. Вследствие этого снутри самого господствующего класса развернулась напряжённая борьба за землю и за право взимания феодальной ренты с фермеров. Эта борьба отыскала своё выражение в так именуемом иконоборческом движении, длившемся в протяжении VIII и IX веков, и в столкновении 2-ух партий — иконоборцев и их врагов — иконопочитателей.

В 726 г. правитель Лев III издал эдикт против почитания икон, положивший начало иконоборческому движению. К иконоборческому движению присоединились и некие представители духовенства, в особенности белоснежного, обеспокоенного усилением монашества и боявшегося утратить своё воздействие на народные массы. Посреди части последних было очень воздействие павликиан, также призывавших к борьбе против почитания икон. Императоры-иконоборцы и их опора — военно-служилая знать составляли умеренное крыло в иконоборческом движении, народные же массы, сочувствовавшие павликианам и желавшие полного ликвидирования общественного неравенства и господствующей церкви, представляли его революционное крыло. Агрессивное отношение к культу икон было в особенности очень всераспространено в азиатских владениях империи.

Соц состав партии иконопочитателей был также очень сложен. Против иконоборческих реформ, за сохранение полностью власти и богатства церкви выступали монашество и большая часть высшего духовенства Византийской империи во главе с константинопольским патриархом Германом, который в 729 г. по приказу правителя был лишён патриаршего сана и заменён ставленником иконоборческой партии. Всемерную поддержку иконопочитатели получали от римского папы Григория III, который стремился использовать в собственных политических интересах борьбу иконоборцев и иконопочитателей и ослабить воздействие грекоправославной церкви в итальянских областях, ещё находившихся под властью Византии. В 731 г. он кинул иконоборцев анафеме и желал использовать против Византии войска лангобардов. Против иконоборческих мероприятий выступила также часть народных масс в европейских областях империи, недовольная политикой правительства и ростом воздействия феодальной знати.


Загрузка...

С особенной силой борьба против церковно-монастырского землевладения развернулась в правление правителя Константина V при котором началась секуляризация церковно-монастырских земель. Монастырские строения обращались в казармы, монахов заставляли вступать в брак, монастырские же земли подвергались конфискации. В Фракисийской феме в Малой Азии по приказанию правителя все монастыри, мужские и дамские, были проданы совместно с утварью, а вырученные средства высланы в Константинополь.

В 753 г. Константин V созвал в Иерии церковный собор, осудивший иконопочитание. Иконоборческая политика исаврийских царей, ограничившая церковно-монастырское землевладение, содействовала укреплению экономического и политического воздействия военно-служилой знати и способствовала внешнеполитическим успехам Византии в борьбе с арабами.

741), основоположником новейшей, так именуемой Исаврийской, династии, вышедшей из Малой Азии.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Иконоборческое движение в VIII — IX вв.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Иконоборческое движение в VIII — IX вв.