Физиологические механизмы стресса

Физиологические механизмы стресса


Стресс и фрустрация

Теории чувств

Чувственные процессы

План

Лекция. Чувственные процессы и управление чувствами

Познавая реальность, человек так либо по другому относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к собственной личности. Одни явления реальности веселят его, другие — печалят, третьи — возмущают и т. д. Удовлетворенность, печаль, восхищение, возмущение, гнев, ужас и др. — все это разные виды личного дела человека к реальности. В психологии чувствами именуют процессы, отражающие личную значимость и оценку наружных и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения личного дела человека ксамому для себя и- к окружающему его миру.

Эмоции — особенный класс личных психических состояний, отражающих в форме конкретных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на ублажение его животрепещущих потребностей. Так как все то, что делает человек, в конечном счете служит цели ублажения его различных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются чувственными переживаниями.



Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, появились в процессе эволюции как средство, с помощью которого живы существа устанавливают значимость тех либо других критерий для ублажения животрепещущих для их потребностей.

Чувственные чувства на биологическом уровне в процессе эволюции закрепились как типичный метод поддержания актуального процесса в его хороших границах и предупреждают о разрушающем нраве недочета либо излишка каких-то причин.

Самая древняя по происхождению, простая и более всераспространенная у живых созданий форма чувственных переживаний — это наслаждение,получаемое от ублажения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невыполнимостью это сделать при обострении соответственной потребности.

Разнообразные проявления чувственной жизни человека делятся на аффекты, фактически эмоции, чувства, настроения и стресс.

Более мощная чувственная реакция — аффект — сильное, бурное и относительно краткосрочное эмоциональное переживание, стопроцентно захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (иногда эта реакция ивоздействующие раздражители осознаются недостаточно — и это одна из обстоятельств практической неуправляемости этим состоянием).

Развитие аффекта подчиняется последующему закону: чем более сильным является начальный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтоб его воплотить, чем меньше результат, приобретенный в итоге всего этого, тем посильнее возникающий аффект. В отличие от чувств и эмоций аффекты протекают бурно, стремительно, сопровождаются резко выраженными органическими переменами и двигательными реакциями.

Аффекты, обычно, препятствуют обычной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в длительной памяти. В отличие от аффектов работа чувств и эмоций связана по преимуществу с краткосрочной и оперативной памятью. Чувственная напряженность, накапливаемая в итоге появления аффектогенных ситуаций, может скапливаться и, если ей во-время не дать выхода, привести к сильной и бурной чувственной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, нередко сопровождается чувством вялости, подавленности, депрессией.

Фактически эмоции, вотличие от аффектов, — более долгие состояния. Они — реакция не только лишь на действия совершившиеся, но ина возможные либо вспоминаемые. Если аффекты появляются к концу деяния и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу деяния и предвосхищают итог. Они носят опережающий нрав, отражая действия в форме обобщенной личной оценки личностью определенной ситуации, связанной с ублажение потребностей человека.


Загрузка...

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на ублажение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека исходя из убеждений животрепещущей на этот момент потребности, значения для ее ублажения грядущего деяния либо деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства— высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства— еще больше, чем эмоции, устойчивые психологические состояния, имеющие верно выраженный предметный нрав: они выражают устойчивое отношение к любым объектам (реальным либо воображаемым). Человек не может переживать чувство вообщем, безотносительно, а только к кому-нибудь либо чему-нибудь. К примеру, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Зависимо от направленности чувства делятся на моральные(переживание человеком его дела к другим людям), умственные(чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические(чувства красы при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека)".

Чувства делают в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтоб подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо либо к кому-либо именуется страстью. Устойчивые чувства умеренной либо слабенькой силы, действующие в течение долгого времени, называются настроениями.

Настроение— самое долгое эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Чувственные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут увеличивать либо понижать жизнедеятельность человека. 1-ые именуются стеническими, 2-ые — астеническими. Появление и проявление чувств, эмоций связано со сложной всеохватывающей работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесноватая связь чувств и эмоций с деятельностью сердца, дыхания, с переменами в деятельности скелетных мускул (пантомимика) и лицевых мускул (мимика). Особые опыты нашли в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и негативных эмоций, получивших заглавие центров «наслаждения, рая» и «страдания, ада».

Страсть— очередной вид сложных, отменно типичных и встречающихся только у человека чувственных состояний. Страсть представляет собой сплав чувств, мотивов и эмоций, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности либо предмета (человека).

С. Л. Рубинштейн считал, что в чувственных проявлениях личностиможно выделить три сферы:

- ее органическую жизнь;

- ее интересы вещественного порядка;

- ее духовные, нравственные потребности.

Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.

К аффективно-эмоциональнойчувствительности относятся, по его воззрению, простые наслаждения и неудовольствия, в большей степени связанные с ублажение органических потребностей.

Предметные чувствасвязаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам разделяются на вещественные, умственные и эстетические. Они появляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в омерзении к другим.

Мировоззренческие чувствасвязаны с моралью и отношениями человека к миру, соц событиям, нравственным категориям и ценностям.

2. В первый раз чувственные выразительные движения стали предметом исследования Ч. Дарвина. На базе сравнительных исследовательских работ чувственных движений млекопитающих Дарвин сделал биологическую концепцию чувств,согласно которой выразительные чувственные движения рассматривались как рудимент целесообразных подсознательных действий, сохраняющих в некий степени собственный био смысл и вкупе с тем выступающих в качестве на биологическом уровне важных сигналов для особей не только лишь собственного, да и других видов.

Результатом глубочайшей теоретической мысли является био теория чувств П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

Рассмотрение чувств с био точки зрения (П. К. Анохин) позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий актуальные процессы в хороших границах ипредупреждающий разрушительный нрав недочета либо излишка каких-то причин жизни данного организма. Положительные эмоции появляются, когда реальный итог совершенного поведенческого акта совпадает либо превосходит ожидаемый нужный итог, и напротив, недочет реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к негативным эмоциям.

Эмоция выступает как типичный инструмент, оптимизирующий актуальный процесс и тем содействующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Многократное ублажение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, содействует обучению соответственной деятельности, а повторные беды в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более удачных методов заслуги цели.

Хотя наличие потребности — непременное условие появления эмоции, оно навряд ли является единственным и достаточным. Это положение было отправной точкой для построения П. В. Симоновым информационной теории чувств. Согласно П. В. Симонову, эмоция есть отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее ублажения на этот момент.

П. В. Симоновым сформулировано правило, согласно которому отношение меж эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически нужной для организации действий по ублажению данной потребности (Н), и наличной информацией, которая может быть применена для целенаправленного поведения (С), выражается формулой Э = П (Н — С).

Из данной формулы следует, что:

1) эмоция невозникает, если потребность отсутствует либо удовлетворена, а при наличии потребности — если система полностью информирована;

2) при недостатке наличной инфы возникает отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия инфы;

3) положительная эмоция появляется, когда наличная информация превосходит информацию, прогностически нужную для ублажения данной потребности.

Таким макаром, формула чувств отражает количественную зависимость интенсивности чувственной реакции от силы потребности и размеров недостатка либо прироста прагматической инфы, нужной для заслуги цели (ублажения потребности).

П. В. Симонов показал, что эмоции появляются при рассогласованиимежду актуальной потребностью и возможностью ее ублажения,т. е. при недочете либо излишке животрепещущих сведений, нужных для заслуги цели, а степень чувственного напряжения определяется потребностью и недостатком инфы, нужной для ублажения этой потребности. Таким макаром, в ряде всевозможных случаев познания, информированность личности снимают эмоции, изменяют чувственный настрой и поведение личности.

Эмоцияможет рассматриваться как обобщенная оценка ситуации.Так, эмоция ужаса развивается при недочете сведений, нужных для защиты, как ожидание и пророчество беды при совершении деяния, которое должно быть выполнено в данных критериях. Очень нередко ужас, возникающий в ситуациях внезапных и неведомых, добивается таковой силы, что человек гибнет. Осознание того, что ужас может быть следствием недочета инфы, позволяет его преодолеть. Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму ужаса, которая пропорциональна разнице меж предвидимой и практически приобретенной дозой инфы. При удивлении внимание сосредоточивается на причинах необыкновенного, а при ужасе — на предвосхищении опасности. Осознание родства удивления и ужаса позволяет преодолеть ужас, если перенести акцент с результатов действия на анализ его обстоятельств.

Согласно теории южноамериканского психолога Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными переменами в деятельности внутренних органов, в состоянии мускул (мимика), позволяет представить, что эмоции представляютсобой суммутолько органических чувств,вызываемых этими переменами. Согласно этой теории, человеку обидно, так как он рыдает, а никак не напротив. Если человек воспримет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то скоро у него появится и чувство неуверенности, подавленности, печалься. И напротив, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, ухмылкой на губках скоро вызовет и чувство убежденности, бодрости, не плохое настроение. Отчасти эти наблюдения справедливы, но все таки физиологические проявления не исчерпывают существа чувств. Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции производят энергетическую мобилизацию организма,так, к примеру, удовлетворенность сопровождается усилением иннервации в мышцах, при всем этом маленькие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение упрощает питание тканей испособствует улучшению физиологических процессов. Удовлетворенность молодит, т. к. создаются рациональные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мускулы, движения в итоге неспешные ислабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, возникает озноб, недочет воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, так как они сопровождаются переменами кожи, волос, ногтей, зубов ипр.

Итак, если вы желаете дольше сохранить юность, то не выходите из душевного спокойствия по пустякам, почаще радуйтесь и стремитесь удержать не плохое настроение.

Таким макаром, Джеймс инезависимо от него Ланге предложили «периферическую» теорию чувств, согласно которой эмоция является вторичным явлением — пониманием приходящих в мозг сигналов об конфигурациях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а оборотная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Сущность собственной теории Джеймс выразил финоменом: «Мы ощущаем печаль, так как плачем, мы боимся, так как дрожим».

В данном нюансе представляет энтузиазм концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (к примеру, опасности) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в разных телесных конфигурациях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс гласил «мы боимся, так как мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся поэтому, что решили, как будто нам грозят.

Теория Джеймса—Ланге сыграла положительную роль, указав на связь 3-х событий: наружного раздражителя, поведенческого акта и чувственного переживания. Ее уязвимым местом остается сведение чувств только к пониманию чувств, возникающих в итоге периферических реакций. Чувство выступает тут как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.

Далибор Биндра после критичного анализа имеющихся теорий чувств сделал вывод, что нельзя провести жесткое разграничение меж эмоцией и мотивацией, меж надлежащими приемлимо видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами наружной среды, а мотивации — только переменами внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-нибудь одного специфичного церебрального процесса в качестве «эмоционального процесса», постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть на сто процентов разделена от других явлений — чувства, восприятия, мотивации и т. п. Она не является также «промежуточной переменной», связывающей отдельные составляющие поведенческой реакции в целостный акт.

Биндра выдвигает свою концепцию о «центральном мотивационном состоянии» — комплексе нервных процессов, возникающем в итоге деяния композиции побудительных стимулов определенного типа. Развитие «центрального мотивационного состояния» делает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса приемлимо видовых действий.

3. Одним из более всераспространенных в наши деньки видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезвычайно сильного и долгого психического напряжения, которое появляется у человека, когда его нервная система получает чувственную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает обычный ход его поведения. Стрессы, в особенности если они часты и долгосрочны, оказывают отрицательное воздействие не только лишь на психологическое состояние, да и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких болезней, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с британского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический(т. е. один и тот же на разные воздействия) ответ организма на хоть какое предъявленное ему требование,который помогает ему приспособиться к появившейся трудности, совладать с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает обычное течение жизни, может быть предпосылкой стресса. При всем этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, мила либо неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение только интенсивность потребности в перестройкеили в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мама, которой сказали о смерти в бою ее единственного отпрыска, испытывает ужасное духовное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было неверным и отпрыск внезапно войдет в комнату целым и невредимым, она ощутит наисильнейшую удовлетворенность.

Специальные результаты 2-ух событий — горе и удовлетворенность — совсем различны, даже обратны, но их стрессовое действие — неспецифическое требование приспособления к новейшей ситуации — может быть схожим.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной либо противной. Хоть какое событие, факт либо сообщение может вызвать стресс, т. е. стать стрессором.При всем этом, выступит та либо другая ситуация предпосылкой стресса либо нет, зависит не только лишь от самой ситуации, да и от личности, ее опыта, ожиданий, убежденности внутри себя и т. д. В особенности огромное значение имеет, естественно, оценка опасности, ожидание небезопасных последствий, которую содержит внутри себя ситуация.

Означает, само появление и переживание стресса зависит не столько от беспристрастных, сколько от личных причин, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сравнения собственных сил и возможностей стем, что от него требуется, и т. д.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского значит обман, напрасное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые обхватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с внезапными помехами, которые мешают ублажению потребности.

Фрустрация делает, таким макаром, вместе с начальной мотивацией новейшую, защитную мотивацию, направленную на преодоление появившегося препятствия. Прежняя и новенькая мотивация реализуются в чувственных реакциях.

Самой всераспространенной реакцией на фрустрацию является появление генерализованной злости, направленной в большинстве случаев на препятствия. Адекватная реакция на препятствие заключается в том, чтоб преодолеть либо обойти его, если это может быть; злость, стремительно переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека (щипать, лупить, толкать) либо объект (сломать его).

Отступление иуход. В неких случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (к примеру, выходит из комнаты), сопровождаемый злостью, которая не проявляется открыто.

Фрустрация тянет за собой чувственные нарушения только тогда, когда появляется препятствие для сильной мотивации.Если у малыша, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, но в конце сосания — никаких чувственных проявлений.

4. Допустим, произошла ссора либо какое-то противное событие: человек возбужден, не может отыскать для себя места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не смог себя верно повести, не отыскал слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но опять и опять перед очами встают сцены происшедшего; и снова накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизмаподобного стресса.

Во-1-х, в коре мозга сформировался насыщенный стойкий очаг возбуждения, так именуемая доминанта, которая подчиняет для себя всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Означает, для успокоения нужно устранить, разрядить эту доминанту либо же сделать новейшую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие возлюбленным делом) практически ориентированы на формирование конкурирующей доминанты. Чем интереснее дело, на которое пробует переключиться расстроенный человек, тем ему легче сделать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным чувствам.

Во-2-х, прямо за возникновением доминанты развивается особенная цепная реакция — возбуждается одна из глубинных структур мозга — гипоталамус, который принуждает окрестную необыкновенную железу — гипофиз — выделить в кровь огромную порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под воздействием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердечко начинает сокращаться почаще и посильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при ужасе, волнении, гневе), давление крови увеличивается (вот почему может разболеться голова, появиться сердечный приступ, становится почаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для насыщенной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, прямо за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, потому у него в крови еще длительно циркулируют на биологическом уровне активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Нужно нейтрализовать гормоны стресса, и наилучший ассистент тут — физическая культура, насыщенная мышечная нагрузка.

В-3-х, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, по другому не было бы негативных эмоций), в кору мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Как следует, нужно понизить себе значимость этого несбывшегося желания либо же найти путь для его реализации. Лучший метод избавления от затянувшегося стресса — вполне разрешить конфликт, убрать разногласия, помириться. Если сделать это нереально, следует логически переоценить значимость конфликта, к примеру, выискать оправдания для собственного обидчика. Можно выделить разные методы понижения значимости конфликта. 1-ый из их можно охарактеризовать словом «зато». Сущность его — суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из беды. 2-ой прием успокоения — обосновать для себя, что «могло быть и хуже». Сопоставление собственных невзгод с чужим еще огромным горем («а другому еще хуже») позволяет стойко и расслабленно отреагировать на беду. Увлекательный метод успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать для себя, что «то, к чему только-только неудачно стремился, не так отлично, как казалось, и поэтому этого мне не надо».

Один из наилучших методов успокоения — это общение с близким человеком, когда можно, во-1-х, как молвят, «излить душу», т. е. разрядить очаг возбуждения; во-2-х, переключиться на увлекательную тему; в-3-х, вместе найти путь к благополучному разрешению конфликта либо хотя бы к понижению его значимости.

Время от времени в один прекрасный момент пережитый сильный ужас в какой-нибудь ситуации закрепляется, становится приобретенным, назойливым — появляется фобия на определенный круг ситуаций либо объектов. Для устранения фобий разработаны особые психические приемы (в рамках нейролингвистического программирования).

Чувственно окрашенное отношение к делу содействует его результативности, но при очень сильной заинтригованности в результатах человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, противные вегетативные реакции. Для заслуги рационального эффекта в деятельности и для исключения неблагоприятных последствий перевозбуждения лучше снять чувственную напряженность на базе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе обстоятельств, технических деталях задания и тактических приемах.

Для сотворения рационального чувственного состояния необходимы:

1) верная оценка значимости действия;

2) достаточная информированность (неоднозначная) по данному вопросу, событию;

3) запасные отступные стратегии — это понижает излишнее возбуждение, уменьшает ужас получить неблагоприятное решение, делает лучший фон для решения задачи. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень и хотелось». Снижение личной значимости действия помогает отступить на заблаговременно приготовленные позиции и готовиться к последующему штурму без значимых утрат здоровья. Не случаем в глубочайшей древности на Востоке люди просили в собственной молитве: «Господи, дай мне мужество, чтоб совладать с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтоб смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтоб отличить одно от другого».

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает никчемно, лучше посодействовать ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

Когда человек выговорится, его возбуждение понижается, и в этот момент возникает возможность объяснить ему что-либо, успокоить, навести его. Потребность разрядить чувственную напряженность в движении время от времени проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтоб резвее восстановить свое состояние после проблем, полезно дать для себя усиленную физическую нагрузку. Для критического снижения уровня напряжения может быть применено общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с чувством беспокойства. Способы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда необходимо стремительно, за 5—10 минут, привести себя в спокойное не плохое состояние. Чувствами можно управлять и методом регуляции наружного их проявления: если желаете легче переносись боль, пытайтесь ее не показывать.

Принципиальный метод снятия психологического напряжения — это активизация чувства юмора. Как считал С. Л. - Рубинштейн, сущность чувства юмора не в том, чтоб созидать и ощущать смешное там, где оно есть, а в том, чтоб принимать как смешное то, что претендует быть суровым, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как малозначащему и недостойному сурового внимания, суметь улыбнуться либо рассмеяться в трудной ситуации. Спех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мускулы наименее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По собственной многофункциональной значимости хохот так могущественен, что Франк называл его даже «стационарным бегом трусцой».




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Физиологические механизмы стресса:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Физиологические механизмы стресса