Ксанофонт. Экономика. книга IV.

Ксанофонт. Экономика. книжка IV.


Жрец бога Мадрука вавилонянин Беросс около 290 г. до н. э. Написал на греческом языке труд в 3-х книжках по истории и культуре Вавилонии, использовав для этого подлинные исторические документы. Произведение Беросса дошло до нас только в кусках.

Отрывок из «Вавилонской истории» Беросса

В 17-м году царствования Набонида (539 г. до н.э.) Кир из Персии, покорив всю остальную Азию, вторгся с огромным войском в Вавилонию. Набонид повстречал его со [своим] войском и сразился, но, потерпев поражение в битве, бежал с немногими [приближенными] и заперся в Борсиппе. Кир, захватив Вавилон, повелел повредить наружные стенки городка и потом отправился к Борсиппе для осады Набонида. Город не выдержал осады и сдался.

Перевод М.А. Дандамаева

Вопрос по тексту источника:

1. Чем отличается описание вступления Кира в Вавилон в Вавилонской хронике и в «Истории» Беросса?

Надпись Дария I у Суэцкого канала
(надпись на гранитной стеле близ Суэца)

Бог величавый Ахура Мазда, который сделал небо, который сделал землю, который сделал человека, который сделал процветание для человека, который Дария сделал царем, который царю Дарию даровал королевство величавое, (изобилующее) хорошими жеребцами и хорошими мужами.



Я - Дарий, правитель величавый, правитель царей, правитель многоплеменных государств, правитель этой земли величавой, далековато (раскинувшейся), отпрыск Виштапсы, Ахеменид.

Гласит Дарий-царь: "Я - перс. Из Персии я захватил Египет. Я отдал приказ прорыть этот канал от реки Пирана (Нила), которая течет в Египте, до моря, которое простирается от Персии. Потом этот канал был прорыт, как я повелел, и корабли пошли из Египта через этот канал в Персию, потому что была моя воля».

Перевод В.И. Абаева

Вопрос по тексту источника:

1. Задумайтесь, с какой целью был сооружен Суэцкий канал.

Организация воинских сил и методы контроля за управлением

в персидских сатрапиях

(5) Выслушав это, Критобул произнес:

— И ты этому веришь, Сократ, что персидский правитель хлопочет к тому же о земледелии?

— Вот каким образом мы разглядим этот вопрос, Критобул, — отвечал Сократ, — тогда, может быть, узнаем, хлопочет ли он и об этом. Что касается военного дела, то о нем он очень хлопочет — в этом мы все согласны. Правителям всех народов, с которых он берет подати, он провозгласил, на какое число всадников, стрелков, пращников и щитоносцев любой из их должен доставлять содержание, — число такое, которого довольно, чтоб держать в послушании подчиненные ему народы и, в случае нападения противников, защищать страну; (6) а не считая этих войск, он содержит гарнизоны в крепостях. Содержание гарнизону доставляет правитель, которому это назначено, а правитель раз в год делает смотр наемным войскам и вообщем всем, кому приказано быть при оружии; и все войска, не считая гарнизонов крепостей, он созывает в одно место, которое именуется сборным пт; части, расположенные около его жилья, он осматривает сам, а для осмотра частей, расположенных далековато, отправляет доверенных людей. (7) Тех гарнизонных командиров, тысяченачальников и сатрапов, у каких назначенный им набор войск окажется в полном составе и притом оснащен доброкачественными лошадьми и вооружением, тех правителей возвеличивает подобающим почетом и обогащает большенными подарками; а если он отыщет, что какой-нибудь правитель не проявляет соответствующей заботы о гарнизоне либо нелегально наживается во вред ему, того он безжалостно наказывает, отрешает от должности и ставит другого начальника. Итак вот, этот образ действий его указывает нам, что он непременно хлопочет о военном деле. (8) Потом, какую часть страны он при проезде сам осматривает, ту он сам инспектирует; а какую сам не осматривает, отправляет для осмотра ее доверенных людей. Когда он замечает, что благодаря деятельности какого-нибудь правителя и область его густо заселена, и земля обработана и засажена деревьями, которые производит область, и хлебными злаками, тому правителю он добавляет еще земли, вознаграждает его подарками и отличает знатным местом; когда же он лицезреет, что у правителя область не обработана и малолюдна вследствие ли его припираний, либо превышения власти, либо нерадения, того он наказывает, отрешает от должности и ставит другого правителя. (9) Разве указывает таковой образ действий его, что он меньше хлопочет о возделывании земли популяцией, чем об охране ее войсками? Не много того: правители, назначенные им для той и другой цели, не одни и те же: одни управляют популяцией и сельскими рабочими и собирают с их подати, а другие управляют вооруженной силой и крепостями. (10) Если начальник гарнизона недостаточно защищает страну, то штатский правитель, заведующий полевыми работами, сетует на него, что он не может обрабатывать землю из-за недочета охраны. Если же начальник гарнизона водворяет мир для полевых работ, а у правителя область оказывается все-же безлюдной и необработанной, то начальник в свою очередь сетует на него. (11) И вправду, население, плохо обрабатывающее землю, заурядно не доставляет содержания гарнизонным войскам и не может платить податей. А где назначается сатрап, он управляет и тем и другим.


Загрузка...

Перевод С.И. Соболевского

Вопросы по тексту источника:

1. Какие принципы, согласно Ксенофонту, были положены в базу организации армии в Персидской державе?

2. Каким образом правитель контролировал деятельность военачальников?

3. В чем заключалось разделении функций штатской и военной администрации?

Дарий I. Бехистунская надпись.

Высечена на горе Бехистун (Бисутун) около г. Керманшаха на высоте 152 м над уровнем земли. Над надписью – большой барельеф: перед царем Дарием стоят 9 царей и вождей кланов со связанными руками и петлей на шейке. Десятого правитель попирает ногами. В надписи 414 строк в 5ти столбцах. Она высечена на 3-х языках (эламском, вавилонском, древнеперсидском).

1 столбец

13. Я – Дарий, правитель величавый, правитель в Персии, правитель государств, отпрыск Виштаспы внук Аршамы, Ахеменид.

36. Гласит Дарийцарь: мой отец – Виштаспа, отец Виштаспы _ Аршама, отец Аршамы – Ариарамна, отец Ариарамны – Чмппиш, отец Чишпиша – Ахемен.

68. Гласит Дарийцарь: потому мы называемся Ахеменидами. Сызвека мы знатны. Сызвека наш род был королевским.

811. Гласит Дарийцарь: восемь [человек] из моего рода были до этого царями. Я – девятый. Мы, девять, с давнешнего времени являемся царями.

1112. Гласит Дарийцарь: Милостью Аурамазды я – правитель. Аурамазда отдал мне королевство.

1217. Гласит Дарийцарь; вот страны, которые достались мне по милости Аурамазды, над ними я – правитель: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, [страны] у моря, Спарда, Яуна, Мидия, Армения, Каппадокия, Парфия, Зранка, Харайва, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гайдара, Сака, Сатагу, Харахвати, Мака – всего 23 страны.

1720. Гласит Дарий правитель: эти страны мне достались. Милостью Аурамазды [они] подчинены мне. Они приносили мне дань. Что им от меня было сказано, будь это ночкой, будь это днём, они делали.

2024. Гласит Дарийцарь: в этих странах человека, который [был] верен мне, я вознаграждал, человека, который был вероломен, я строго наказывал. Милостью Аурамазды эти страны следовали моим законам. Как я гласил им, так они делали.

2426. Гласит Дарийцарь: Аурамазда отдал мне это королевство. Аурамазда посодействовал мне завладеть этим королевством. Милостью Аурамазды я владею этим королевством.

2635. Гласит Дарийцарь: вот что изготовлено мною после того, как я стал царём. Отпрыск Кира Камбиз из нашего рода был царём тут. У этого Камбиза был брат Бардия, от одной мамы, 1-го отца с Камбизом. Потом Камбиз убил этого Бардию. Когда Камбиз убил Бардию, люд не знал, что Бардия убит. Потом Камбиз отправился в Египет. После чего люд стал мятежным, и много ереси стало в стране и в Персии, и в Мидии, и в других странах.

3543. Гласит Дарийцарь: потом один человек, колдун по имени Гаумата, поднял восстание в Пишияуваде, у горы Аракадриш. Он восстал в 14й денек месяца вияхна [март 522 г.]. Народу он врал так: «Я – Бардия, отпрыск Кира, брат Камбиза». Потом весь люд стал мятежным и от Камбиза к нему [Гаумате] перешёл, и Персия, и Мидия, и другие страны [перешли на сторону Гауматы]. В 9й денек месяца гармапада [апрель 522 г.] он захватил королевство. После чего Камбиз погиб собственной гибелью.

4348. Гласит Дарийцарь: это королевство, которое колдун Гаумата отнял у Камбиза, сызвека принадлежало нашему роду. Колдун Гаумата отнял у Камбиза и Персию, и Мидию, и другие страны, сделал [их] собственной собственностью и стал царём.

4861. Гласит Дарийцарь: не было ни 1-го человека, ни перса, ни мидийца, ни из нашего рода, кто отнял бы королевство у колдуна Гауматы. Люд очень страшился его, [думая], что он казнит много людей, которые знали до этого Бардию. Он стал бы казнить людей, чтоб никто не вызнал, что «я – не Бардия, отпрыск Кира». Никто не осмеливался сказать против колдуна Гауматы чтонибудь, пока я не прибыл. Потом я помолился Аурамазде. Аурамазда оказал мне помощь. В 10й денек месяца багаядищ [конец сентября 522] я с немногими людьми убил колдуна Гаумату и тех, кто были его виднейшими последователями. В крепости Сикаяуватиш в области Нисайа, в Мидии я убил его. Я отнял у него королевство. Милостью Аурамазды я стал царём. Аурамазда отдал мне королевство.

6171. Гласит Дарийцарь: королевство, которое было отнято у нашего рода, я вернул на сто процентов, как было до этого. Святилища, которые колдун Гаумата разрушил, я [также восстановил]. Я возвратил (принадлежащие] народувойску пастбища и скот, и рабов вкупе с хозяйствами, которых его лишил колдун Гаумата. Я поставил люд на место, и Персию, и Мидию, и другие страны, как до этого. Я возвратил назад то, что было отнято. Я это сделал милостью Аурамазды. Я достигнул того, что поставил наш дом на его прежнее место. Я милостью Аурамазды достигнул, чтоб колдун Гаумата не захватил наш дом.

7172. Гласит Дарийцарь: вот, что я сделал после того, как стал царём.

7281. Гласит Дарийцарь: после того как я убил колдуна Гаумату, один человек по имени Ассинаa, отпрыск Упадарма, восстал в Эламе. Он так гласил народу: «Я – правитель Элама». Потом эламитяне стали мятежными и перебежали к этому Ассине. Он стал царём в Эламе. И [ещё] один человек, вавилонянин по имени HидинтуБел, отпрыск Айнайра, восстал в Вавилоне. Он люд так накалывал: «Я – Навуходоносор, отпрыск Набонида». Потом весь вавилонский люд перешёл к этому НидинтуБелу. Вавилон стал мятежным, и он захватил королевство в Вавилоне.

8183. Гласит Дарийцарь: потом я послал [приказ?] в Элам. Тот Ассина был приведён связанным ко мне, и я его убил.

8390. Гласит Дарийцарь: потом я отправился в Вавилон против НидинтуБела, который называл себя Навуходоносором. Войско НидинтуБела занимало Тигр. Оно там находилось. И корабли там были [?]. После чего я посадил войско на бурдюки, других – на верблюдов, а для других достал лошадок. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды мы перебежали Тигр. Там я наголову разбил войско НидинтуБела. Мы дали схватка 26го денька месяца ассиядия [декабрь 522 г.].

9096. Гласит Дарийцарь: потом я направился в Вавилон. Когда я ещё не достигнул Вавилона, НидинтуБел, который называл себя Навуходоносором, прибыл с войском в город Зазана у Евфрата, чтоб дать мне схватка. Потом мы дали схватка. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды я наголову разбил войско НидиптуБела. Остальная [часть его войска] была брошена в воду [и] унесена водой. Мы дали схватка во 2-ой денек месяца анамака [декабрь 522 г.].

2 столбец

1–5. Гласит Дарийцарь: после чего НидинтуБел с немногими наездниками бежал и прибыл в Вавилон. Потом я прибыл в Вавилон. Милостью Аурамазды я взял и Вавилон, и НидинтуБела.

5–8. Гласит Дарийцарь: в то время, пока я находился в Вавилоне, эти страны восстали против меня: Персия, Элам, Мидия, Ассирия, Египет, Парфия, Маргу, Сатагу и Сака.

8–11. Гласит Дарийцарь: один человек по имени Мартия, отпрыск Чичихриша из городка Куганака в Персии, восстал в Эламе. Народу он так гласил: «Я – Иманиш, правитель в Эламе».

11–13. Гласит Дарийцарь: тогда я находился неподалеку от Элама. Эламитяне испугались меня, схватили Мартию, который был у их главой, и уничтожили его.

13–17. Гласит Дарийцарь: один человек, мидиец, но имени Фравартиш, восстал в Мидии. Народцу он гласил так: «Я – Хшатрита из рода Киаксара». Потом мидийский люд, который находился по [своим] хозяйствам, восстал против меня и перешёл к этому Фравартишу. Он стал царём в Мидии.

18–29. Гласит Дарийцарь: персидское и мидийское войско, которое находилось при мне, было малочисленно. Потом я послал войско. Их главой я сделал перса но имени Видорна, моего раба, и произнес им: «Идите, разбейте мидийское войско, которое не именует себя моим». После чего Видарна отправился с войском. Когда [он] прибыл в Мидию, у городка под заглавием Маруш в Мидии он отдал схватка мидийцам. Тот, который был главой у мидийцев, в это время там не находился. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. Схватка было дано ими в 27й денек месяца анамака [январь 521 г.]. После чего моё войско ожидало меня в области Кампанда в Мидии, пока я не прибыл в Мидию.

29–37. Гласит Дарнйцарь: армянина по имени Дадаршиш, моего раба, я выслал в Армению. Я так произнес ему: «Иди, разбей мятежное войско, которое не именует себя моим». После чего Дадаршиш отправился. Когда он прибыл в Армению, мятежники собрались [и] пошли, чтоб дать схватка Дадаршншу. В местности Зузахия в Армении они устроили схватка. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 8й денек месяца туравахара [май 521 г.] ими было дано схватка.

37–42. Гласит Дарийцарь: 2-ой раз мятежники собрались и пошли, чтоб сразиться против Дадаршиша. Они дали бой у крепости Тигра в Армении. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 18й денек месяца туравахара [май 521 г.] ими было дано схватка.

42–49. Гласит Дарийцарь: в 3-ий раз мятежники собрались [и] пошли, чтоб сразиться против Дадаршиша. У крепости Уяма в Армении они устроили схватка. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 9й денек месяца тайграчиш (июнь 521 г.) было дано ими схватка. После чего Дадаршиш ожидал меня в Армении, пока я не прибыл в Мидию.

49–57. Гласит Дарийцарь: потом я выслал в Армению перса по имени Ваумиса, моего раба, и произнес ему: «Иди, разбей мятежное войско, которое не именует себя моим». После чего Ваумиса отправился. Когда он достигнул Армении, мятежники собрались [и] пошли, чтоб сразиться с Ваумисой. В области Изала, в Ассирии, они устроили схватка. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 15й денек месяца анамака (декабрь 522 г.] дано было ими схватка.

57–63. Гласит Дарийцарь: 2-ой раз мятежники собрались [и] пошли, чтоб сразиться против Ваумисы. В области Аутиара, в Армении, они устроили схватка. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. Месяц туравахара кончился [июнь 521 г.], когда ими было устроено схватка. После чего Ваумиса ждал меня в Армении, пока я не прибыл в Мидию.

64–70. Гласит Дарийцарь: потом я выступил из Вавилона и прибыл в Мидию. Когда я прибыл в Мидию, Фравартиш, который называл себя царём Мидии, прибыл с войском в город Кундуруш в Мидии, чтоб сразиться против меня. Потом мы устроили схватка. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды я наголову разбил войско Фравартиша. В 25й денек месяца адуканиш [осень 521 г.] мы устроили схватка.

70–78. Гласит Дарийцарь: потом Фравартиш с немногими наездниками бежал и отправился в область Рага в Мидии. После чего я выслал вослед [за ним] войско. Фравартиш был схвачен и приведён ко мне. Я отрезал ему нос, уши и язык и выколол ему один глаз. Его связанным держали у моих ворот, [и] весь люд лицезрел его. Потом в Экбатанах я посадил его на кол. А с людей, которые были его виднейшими последователями, я содрал кожу в Экбатанах, в крепости.

78–91. Гласит Дарийцарь: один человек по имени Чиссатахма, сагартиец, стал мятежником по отношению ко мне. Он народу так гласил: «Я – правитель в Асагарте, из рода Киаксара». После чего я послал персидское и мидийское войско. Их начальником я сделал мидийца по имени Тахмаспада, моего раба. Я так произнес им: «Идите [и] разбейте войско мятежное, которое не именует себя моим». Потом Тахмаспада отправился с войском и устроил схватка с Чиссатахмой. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско разбило мятежное войско и захватило Чиссатахму [и] привело [его] ко мне. Потом я отрезал ему нос и уши и выколол ему один глаз. Его держали связанным у моих ворот, и весь люд лицезрел его. Потом я посадил его на кол в Арбелах.

91–92. Гласит Дарийцарь: вот что мною изготовлено в Мидии.

92–98. Парфия и Варкапа подняли бунт против меня [и] перебежали [на сторону] Фравартиша. Мой отец Виштаспа был в Парфии. Люд его покинул [и] стал мятежным. Потом Виштаспа направился с войском, которое осталось ему верным. У городка Вишнаузатиш в Парфии он устроил схватка с парфянами. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды Виштаспа разбил наголову мятежное войско. В 22й денек месяца вияхна [февраль 521 г.] ими был дан бой.

3 столбец

1–9. Гласит Дарийцарь: потом я выслал к Виштаспе персидское войско из Раги. Когда это войско прибыло к Виштаспе, Виштаспа взял это войско [и] выступил. У городка Патиграбана в Парфии он отдал бой мятежникам. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды Виштаспа наголову разбил мятежное войско. В 1й денек месяца гармапада [апрель 521 г.] ими был дан бой.

9–10. Гласит Дарийцарь: потом страна стала моей. Вот что мною изготовлено в Парфии.

10–19. Гласит Дарийцарь: страна Маргу стала мятежной. 1-го человека по имени Фрада, маргуанца, они создали начальником. После чего я послал к персу по имени Дадаршиш, моему рабу, сатрапу в Бактрии, [и] произнес ему так: «Иди разбей войско, которое не именует себя моим». Потом Дадаршиш отправился с войском [и] отдал бой маргуанцам. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 23й денек месяца ассиядия [декабрь 521 г.] ими был дан бой.

19–21. Гласит Дарийцарь: потом страна стала моей. Вот что мною изготовлено в Бактрии.

21–28. Гласит Дарийцарь: один человек по имени Вахьяздата жил в городке Тарава области Яутии, в Персии. Он вторым восстал в Персии [и] гласил народу так: «Я – Бардия, отпрыск Кира». Потом персидский люд, который находился по [своим] хозяйствам, до этого [пришедший?] из Ядовитые вещества, стал мятежным, перешёл к Вахьяздате. Он стал царём в Персии.

28–40. Гласит Дарийцарь: потом я послал персидское и мидийское войско, которое находилось при мне. Перса по имени Артавардия, моего раба, я сделал их начальником. Остальное персидское войско отправилось со мной в Мидию. После чего Артавардия с войском прибыл в Персию. Когда он прибыл в Персию, Вахьяздата, который называл себя Бардией, отправился с войском к городку Раха в Персии, чтоб сразиться против Артавардии. Потом они дали бой. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило войско Вахьяздаты. В 12й денек месяца туравахара [май 522 г.1 ими был дан бой.

40–49. Гласит Дарийцарь: потом Вахьяздата с немногими наездниками бежал [и] прибыл в Пишияуваду. Оттуда он взял войско [и] опять отправился, чтоб сразиться с Артавардией. У горы Парга они вступили в бой. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило войско Вахьяздаты. В 5й денек месяца гармалада [июнь 521 г.] был дан ими бой. Он [Артавардня] захватил Вахьяздата и захватил людей, которые были его виднейшими последователями.

49–52. Гласит Дарийцарь: потом я Вахьяздату и людей, которые были его виднейшими последователями, посадил на кол в городке Увадайчая, в Персии.

52–53. Гласит Дарийцарь: вот что мною изготовлено в Персии.

54–64. Гласит Дарийцарь: Вахьяздата, который именуют себя Бардией, послал войско в Харахвати против сатрапа в Харахвати, перса по имени Вивопа, раба моего. Он [Вахьяздата] начальником их сделал 1-го человека и произнес им: «Идите, разбейте войско, которое считает себя [войском] Дария». После чего войско, которое выслал Вахьяздата, направилось, чтоб сразиться с Виваной. У крепости Капишаканиш они дали бой. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 13й денек месяца анамака [январь 520 г.] ими был дан бой.

64–69. Гласит Дарийцарь: мятежники опять собрались [и] пошли, чтоб сразиться против Виваны. Они дали бой в области Гандутава. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды моё войско наголову разбило мятежное войско. В 7й денек месяца вияхна [март 520 г.] ими был дан бой.

69–75. Гласит Дарийцарь: потом человек, который был начальником войска, посланного Вахьяздатой против Виваны, бежал с немногими наездниками. Он прибыл в крепость Аршада в Харахвати. После чего Вивана с войском двинулся по его следам, захватил его и людей, которые были его виднейшими последователями, [и] казнил [их].

75–76. Гласит Дарийцарь: после чего страна стала моей. Вот что изготовлено мной в Харахвати.

76–83. Гласит Дарийцарь: пока я был в Персии и Мидии, вавилоняне восстали против меня 2-ой раз. Человек по имени Араха, армянин, отпрыск Халдита, восстал в Вавилоне. Из области Дубала он так накалывал парод: «Я – Навуходоиосор, отпрыск Набонида». Тогда вавилонский люд поднял бунт против меня [и] перешёл на сторону того Арахи. Он захватил Вавилон и стал царём в Вавилоне.

83–92. Гласит Дарийцарь: я послал войско в Вавилон. Перса по имени Виндафарна, моего раба, сделал начальником их [и] так произнес им: «Идите, разбейте войско вавилонское, которое не именует себя моим». Потом Виндафарна направился с войском в Вавилон. Аурамазда оказал мне помощь. Милостью Аурамазды Виндафарна разбил вавилонян и привёл их связанными. В 22й денек месяца варказана [ноябрь 521 г.] он захватил Араху, который называл себя Навуходоносором, и людей, которые были его виднейшими последователями. Я отдал приказ высадить в Вавилоне на кол Араху и людей, которые были его виднейшими последователями.

4 столбец

1–2. Гласит Дарийцарь: вот что мною изготовлено в Вавилоне.

2–31. Гласит Дарийцарь: вот что я сделал в течение 1-го и такого же года, после того как я стал царём. Я отдал девятнадцать схваток. Милостью Аурамазды я их [мятежников] разбил и захватил в плен девять царей. Один был колдун Гаумата. Он накалывал, гласил так: «Я – Бардия, отпрыск Кира». Он сделал мятежной Персию. Один – Ассина, эламитянин; он накалывал, гласил так: «Я – правитель в Эламе». Он сделал мятежным Элам. Один – ПидинтуБел, вавилонянин; он накалывал, гласил так: «Я – Навуходоносор, отпрыск Набонида». Он возмутил Вавилон. Один – Мартия, перс; он накалывал, так гласил: «Я – Хшатрита из рода Киаксара». Он возмутил Мидию. Один – Чиссатахма, сагартиец; он накалывал, так гласил: «Я – правитель в Асагарте, из рода Киаксара». Он возмутил Асагарту. Один – Фрада маргуанец; он накалывал, так гласил: «Я – правитель в Маргу». Он возмутил Маргу. Один – Вахьяздата, перс; он накалывал, гласил так: «Я – Бардия, отпрыск Кира». Он возмутил Персию. Один – Араха, армянин; он накалывал, гласил так: «Я – Навуходоносор, отпрыск Набонида». Он возмутил Вавилон.

31–32. Гласит Дарийцарь: этих девять царей я захватил в плен в тех битвах.

33–36. Гласит Дарийцарь: страны эти, которые стали мятежными, – ересь сделала их мятежными. Они [мятежники] люд околпачивали. Потом Аурамазда кинул их в мои руки. Я поступил с ними так, как мне хотелось.

36–40. Гласит Дарийцарь: ты, который будешь царём потом, берегись прочно от ереси. Человека, который будет лжив, наказывай сердито, если ты будешь мыслить: «Пусть моя страна будет невредимой».

40–43. Гласит Дарийцарь: то, что я сделал милостью Аурамазды, я сделал в течение 1-го и такого же года. Ты, который потом прочтешь эту надпись, веруй тому, что изготовлено мной, не считай это ложью.

43–45. Гласит Дарийцарь: я обращаюсь к Аурамазде, что это – поистине, а не неверно, что я сделал в течение 1-го и такого же года.

45–50. Гласит Дарийцарь: милостью Аурамазды мною и почти все другое изготовлено, что не написано в этой надписи. Не написано, чтоб тому, кто будет потом читать эту надпись, не показалось, что мною изготовлено [слишком] много, и [он] не поверит, а сочтёт за ересь.

50–52. Гласит Дарийцарь: те, кто до этого были царями, [в течение всей их жизни] не сделали столько, сколько мною изготовлено течение 1-го и такого же года.

52–56. Гласит Дарийцарь: веруй тому, что мною совершено, [и] не скрывай [это] от народа. Если этот манифест не скроешь от народа, расскажешь народу, пусть Аурамазда будет для тебя другом и пусть твой род будет бессчетным и да будешь ты долголетен.

57–59. Гласит Дарийцарь: если скроешь этот манифест, не расскажешь народу, пусть Аурамазда поразит тебя и пусть не будет у тебя рода!

59–61. Гласит Дарийцарь: то, что я сделал милостью Аурамазды, я сделал в течение 1-го и такого же года. Аурамазда посодействовал мне и другие боги, которые есть.

61–67. Гласит Дарийцарь: Аурамазда поэтому посодействовал мне и другие боги, которые есть, что я не был вероломен, лгуном либо злодеем, ни я, ни род мой. Согласно справедливости поступал я. Я не делал зла ни слабенькому, ни сильному. Человека, который стремился [делать добро] моему дому, я вознаграждал, а того, кто вредил, я наказывал строго.

67–69. Гласит Дарийцарь: ты, который будешь потом царём, не будь другом человека, который будет лгуном и злодеем, [а] наказывай его строго.

69–72. Гласит Дарийцарь: ты, который потом узреешь эту надпись, которую я написал, и эти скульптурные изображения, не разрушай их, а охраняй по мере сил.

72–76. Гласит Дарийцарь: если ты узреешь эту надпись и скульптурные изображения и не разрушишь их, а будешь охранять по мере сил, пусть Аурамазда будет для тебя другом и пусть твой род будет бессчетным, да будешь ты долголетен, и пусть Аурамазда даст благой конец тому, что ты делаешь.

76–80. Гласит Дарийцарь: если ты узреешь эту надпись и эти скульптурные изображения [и] не разрушишь их, не будешь охранять по мере сил, пусть Аурамазда поразит тебя и убьет твой род, и разрушит то, что ты делаешь!

80–86. Гласит Дарийцарь: вот мужи, которые были со мною, когда я убил колдуна Гаумату, который называл себя Бардией. Эти мужи действовали как мои сторонники: Интафрен [Виндафарна], отпрыск Вияспары, перс; Утана [Отана], отпрыск Tухры, перс; Гаубрува [Гобрий], отпрыск Мардунни [Мардония], перс; Видарна [Гидарн], отпрыск Багабигны, перс; Багабухша [Мегабиз], отпрыск Датувахни, перс; Ардуманиш, отпрыск Baxауки, перс.

86–88. Гласит Дарийцарь: ты, который потом будешь царём, оберегай отлично род этих мужей.

88–92. Гласит Дарийцарь: милостью Аурамазды это – надпись, которую я сделал. Не считая как на арийском языке, она была написана также на глиняных табличках и на коже. Не считая того, я сделал своё скульптурное изображение. Не считая того, я своё родословное составил. Это написано и прочтено мне. Потом я эту надпись послал во все страны. Люд работал [над её исследованием?].

4 столбец

1–14. Гласит Дарийцарь: вот что я сделал во 2-м и 3-ем году, после того как стал царём. Страна по наименованию Элам стала мятежной. Эламитянина по имени Атамаита они создали начальником. После чего я послал войско. Перса по имени Гаубрува, моего раба, я сделал их начальником. Потом Гаубрува отправился с войском в Элам. Он отдал бой эламитянам. Тогда Гаубрува разбил и сокрушил эламитян и захватил начальника их, привёл ко мне, и я убил его. После чего страна стала моей.

14–17. Гласит Дарийцарь: эти эламитяне были вероломны и не почитали Аурамазду. Я почитал Аурамазду. Милостью Аурамазды я с ними поступил так, как мне хотелось.

18–20. Гласит Дарийцарь: пусть будет счастье и в жизни и после погибели тому, кто почитает Аурамазду.

20–30. Гласит Дарийцарь: потом я с войском отправился в Саку. Потом саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтоб дать схватка. Когда я прибыл к аква рубежу, тогда на ту сторону его вкупе со всем войском перешёл. Позже я наголову разбил одну часть саков, а другую захватил в плен Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне. Тогда я другого сделал [их] вождём, как [на то] было моё желание. Потом страна стала моей.

30–33. Гласит Дарийцарь: эти саки были вероломны и не почитали Аурамазду. Я почитал Аурамазду. Милостью Аурамазды я поступил с ними согласно собственному желанию.

33–36. Гласит Дарийцарь: пусть будет счастье и в жизни и после погибели тому, кто почитает Аурамазду.

Перевод В.И. Абаева.

Вопросы по тексту источника:

1. С какой целью была составлена данная надпись? Как, по Вашему воззрению, этот источник беспристрастен?

2. В чем предпосылки восстания Бардии-Гаутамы? Каким образом восстание было подавлено?

3. Что предпринял Дарий для укрепления собственной власти? На основании текста источника выделите главные направления завоевательных походов Дария.

Борьба Дария с Гауматой в освещении Геродота

Описание событий 522-521 гг., данное Геродотом, почти во всем расползается с официальной версией, сформулированной в Бехистунской надписи.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Ксанофонт. Экономика. книга IV.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Ксанофонт. Экономика. книга IV.