Проведение обследования.

Проведение обследования.


Логопедическое и психологическое обследование начинается с выяснения анкетных данных малыша. Этот тест не оценивается в баллах, но дает представление об осведомленности малыша о собственном положении в социуме, также (косвенно) о способностях длительной памяти и о том, как предки, довольно либо недостаточно, занимаются социализацией собственного малыша.

Сведения о состоянии здоровья малыша и протекании беременности и родов (гипоксический, токсический, заразный либо механический нрав вредностей) предки докладывают спецу в личной беседе после прохождения обследования. Также следует поинтересоваться, есть ли в семье родственники с неуввязками речи и трудностями в письме и чтении. Не вызывает сомнения тот факт, что у малышей с нарушениями освоения письма и чтения наследная расположенность играет важную роль (до 45% случаев) (по Корневу).

Логопедическое обследование состоит из 7 тестов, которые оценивают состояние фонематического восприятия и звукопроизношения, звукового-анализа и синтеза, состояние изобразительно-графических возможностей, развитие многофункционального базиса, внедрение словарного припаса и способности связной речи. А потому что испытания полифункциональны, они несут еще дополнительную нагрузку.



Тест 1 «Фонематический анализ» выявляет способность на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем.

Субтест 1 (Корнев А.Н.) ориентирован на исследование фонематических представлений и простых форм фонематического анализа. Сразу проверяется корректность звукопроизношения и способность узнавания и называния предметов, т.е соотнесение слова с картинкой.

Если наблюдаются ошибки при определении какой-нибудь пары оппозиционных согласных, нужно дополнительно дать последующее задание:

· повторить ряды слогов типа: па-па-ба, ба-ба-па и тому подобные.

Невозможность повторения свидетельствует о нарушении либо недоразвитии фонематического слуха.

Субтест 2 (Корнев А.Н.) ориентирован не только лишь на доказательство возможности дифференциации фонем, да и на оценку скорости мыслительных операций, объем активного словаря. Работа малыша только с направляющей помощью гласит о том, что имеются трудности активизации словаря и его ограниченность - «слово на кончике языка».

Субтест 3 это измененная методика А.П. Нечаева «Повторение фраз». Она ориентирована на выявление объема слухоречевой памяти, также на способность верно услышать и повторить слова во фразе, не заменяя и не переставляя их. Ребенок 6-7 лет способен удержать в памяти и воспроизвести предложения от 12 до 18 слогов. В то же время Корнев А.Н утверждает, что это заниженные данные.

Тест 2 «Звукопроизношение» - отмечается нарушение звукопроизношения (дислалия либо дизартрия, и заглавие определенного нарушения). Если нужна углубленная диагностика, то даются дополнительные задания на артикуляторный праксис.

Тест 3«Аналитико-синтетическая деятельность» выявляет способность малыша провести звуко-буквенный анализ на базе познаний, приобретенных в детском саду, потому что эта способность формируется в процессе обучения, в отличие от фонематического восприятия, которое развивается спонтанно.

Субтест 4 ориентирован на выделение звука на фоне слова. Ошибка в выделение гласного, первого и последнего звука, свидетельствует либо о необученности малыша, если он не посещал детский сад, либо о недоразвитии фонематического слуха. Нужно предложить подобные задания: МАК, СУП, ДЫМ, СТОЛ. Также определяется степень сформированности позиционного анализа.

Субтест 5 ориентирован на выявление возможности ритмически верно повторять слова со сложной слоговой структурой. Если ребенок пропускает слоги либо переставляет их, то можно прийти к выводу о том, что нарушена способность слогового анализа и синтеза, в базе которого лежат сукцессивные возможности. Если ребенок подменяет звуки, то нарушено фонематическое восприятие и проигрывание.

Субтесты 6 и 7 это часть методики Бурлаковой М.К. и соавторов. Она выявляет состояние метаязыковых функций, а именно грамматической стороны речи. В первой части выявляется способность согласовывать слова в числе, роде, падеже. Во 2-ой части задания – во времени глагола. Ошибки могут указывать либо на несформированность грамматических представлений, обусловленных разными задержками либо нарушениями речевого развития, либо на недостающее познание российского языка у билингвистов.


Загрузка...

Субтест 8 ориентирован на оценку объема краткосрочной слухоречевой памяти на сукцессивно организованном материале и способность к деавтоматизации рядов, также на переключение внимания. Трудность запоминания числового ряда в прямом порядке свидетельствует о том, что мучается краткосрочная слухоречевая память. Если ребенку тяжело повторить ряд в оборотном порядке, то мучается оперативка и способность к переключению.

Сукцессивные процессы, другими словами анализ и синтез временных последовательностей сигналов и стимулов плотно сплетены со способностью к случайной избирательной концентрации внимания. (Мнухин С.С.)

При появлении затруднений нужно подобрать для малыша тот метод запоминания и повторения, который адекватен его возможностям: ассоциации, стимулы, наглядность с опорой на ведомую модальность.

Тест 4 «Изобразительно-графические способности». Это интерпретация графического теста Эллис, потому что рисование по памяти заменено срисовыванием геометрических фигур.

Субтест 9 ориентирован на оценку сформированности графо-моторных способностей и формообразующих движений, возможности передать пространственные признаки предметов и их пропорции. Попутно выясняется познание заглавий геометрических фигур: круг, треугольник, прямоугольник, ромб. Причинами понижения результатов в данном задании могут быть как несформированность маленькой моторики (диспраксия), так и нарушение зрительного восприятия.

В бланк протокола записывается ведущая рука. Если появились сомнения, то нужно провести дополнительные тесты на выявление ведущей руки: откручивание крышки, снятие колпачка с ручки, поза Наполеона. Можно попросить малыша нарисовать те же фигуры другой рукою. У родителей нужно поинтересоваться, нет ли в роду левшей, не переучивали ли малыша с левой руки на правую?

Тест 5 «Исследование базисных предпосылок» (по Корневу А.Н) Нарушение определенных предпосылок ума играет главную роль в психологичских механизмах дислексии и дисграфии.

Субтест 10 ориентирован на оценку сформированности латерализации и пространственной организации движений. Выявляется владение понятиями «право-лево» и речевая регуляция двигательных актов. Нужно проводить пробы с закрытыми очами, чтоб не было зрительной опоры.

Субтест 11. Тест Н.И. Озерецкого ориентирован на определение моторной зрелости. Ребенку предлагается сразу ударять по столу 2-мя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Потом напротив. По данным создателя при поражении двигательных систем пробы обычно затруднены. Данное задание оценивается отменно по степени выраженности затруднений: отмечаются синкинезии, другими словами дополнительные движения, которые непроизвольно появляются, дибо переключение на последующее движение происходит разновременно.

Субтесты 12-13 ориентированы на выявление сформированности сукцессивных функций на примере рядоговорения и повторения ритмов.

В первой части также выявляется познание времен года и их последовательность, начиная с зимы. Также ребенок указывает познание дней недели, начиная с пн.. Ошибки в этих заданиях свидетельствуют не только лишь о степени развития сукцессивных функций, да и о состоянии длительной памяти.

Во 2-ой части обследуется способность поочередно повторить обыкновенные и сложные ритмы. При большенном количестве ошибок можно представить, что недостаточно развито слуховое различение ритмов. Если в прошлых заданиях на оценку сукцессивных возможностей ребенок все делал верно, то может быть ошибки связаны с нарушением моторики, но это должно подтверждаться пробами из 11 субтеста.

Тест 6 «Словарный запас» ориентирован на выявление объема активного словаря в таких категориях как обобщение, тематически близкие слова, антонимы.

Субтест 14 ориентирован на оценку сформированности функций вербального обобщения и систематизации. Также выявляется степень возможности к обучению малышей, посещавших детский сад, потому что это часть стандартного объема познаний дошкольников.

Субтест 15 ориентирован на выявление умения именовать предметы, близкие по предназначению, отличающиеся размером либо формой. Если ребенок делает много ошибок, то может быть в семье эти слова не употребляются либо употребляются некорректно. Это нужно узнать у родителей и указать им на то, что это ограничивает словарный припас малыша.

Субтест 16 выявляет познание слов, обратных по значению (антонимов). Нередко детки не могут вспомнить необходимое слово и добавляют к уже нареченному частичку НЕ. Это означает, что они понимают аннотацию, но не могут сходу вспомнить необходимое слово (либо не знают его). Такие ситуации свидетельствуют о трудностях припоминания слов либо об ограниченности словарного припаса.

Тест 7 «Связная речь» ориентирован на оценивание:

· свойства построения рассказа – связность, полнота изложения, корректность описания, последовательность событий;

· осознание причинно-следственных связей.

Ошибки малыша могут быть различного характера:

некорректно выкладывает рисунки и рассказ выходит бессвязный; рассказа нет, а есть только называние действий по каждой отдельной картинке; много аграмматизмов в рассказе; рассказ состоит из 3 предложений, предложения не всераспространенные; вывод изготовлен, но некорректно; не может сконструировать вывод, гласит только отдельные слова либо словосочетания.

Допустимые погрешности:

некорректно выкладывает рисунки, но рассказ выходит верный; вывод изготовлен верно, но неточно сформулирован; рассказ состоит из 3-х всераспространенных предложений.

Ошибки свидетельствуют о недостаточной сформированности спонтанной монологической речи, другими словами о лексико-грамматическом недоразвитии речи и о дефицитности словесно-логического мышления, а именно, в установлении причинно-следственных связей.

Чтениене оценивается количественно в баллах, но исследуется по последующим характеристикам:

· знает буковкы;

· умеет читать на техническом уровне верно;

· осознает прочитанное.

Если ребенок не умеет читать, то проверить познание представленных букв (зачеркиваются те, которые ребенок прочесть не может). Выяснить – ребенок их не учил, либо не может вспомнить, как они произносятся?

Если ребенок читает, то найти, какого рода ошибки он делает:

читает побуквенно, потом повторяет слово; читает про себя, потом повторяет слово; не лицезреет слияния и читает слово шкаф, как шк-аф, стол, как ст-ол и тому схожее; останавливается перед некими знаками, длительно их вспоминает; подменяет буковкы.

Ошибки 1-3 свидетельстуют о том, что несформирована верная техника чтения с опорой на слияния.

Ошибки 4-5 молвят о том, что несформирована оптико-артикуляторная связь: графема-фонема.

После чтения проверяется осмысление прочитанного – малыша требуют повторить то, что он прочел.

Обычные ошибки:

из 3-х перечисленных в предложении предметов упоминается только одно; искажается смысл предложения; слова заменяются другими.

Допустимые погрешности:

из 7 слов повторяется не меньше 5, без конфигурации смысла; малозначительные подмены слов, не изменяющие смысл предложения.

Опросник «Выявление ведущего метода восприятия информации» предлагается родителям во время обследования изобразительно-графических возможностей малыша. Пока дошкольник срисовывает фигуры, взрослый выбирает соответствующие для его малыша варианты поведения и записывает надлежащие числа на листе бумаги. Родитель также заполняет маленькую анкету «Общее вречатление в конце протокола.

Эти данные нужны логопеду для секретной беседы с родителем, во время которой выявляются соматические и поведенческие препядствия малыша объясняются предпосылки речевых и учебных проблем и прогнозы предстоящего обучения. Даются советы для корректировки выявленных нарушении и активизации речи.

В это время логопед дает советы адекватные речевой готовности малыша к обучению в школе:

- Более подходящая программка обучения;

- Нецелесообразность обучения в школе в этом году (при психофизиологической незрелости малыша, не достигшего 7 летнего возраста);

- Направление на обследование невропатологом (при признаках СДВГ, астении, заторможенности);

- Направление на консультацию к психологу (при признаках тревожности, невроза);

- Подготовительная запись на логопедическую корректировку (при грубых нарушениях речи).

- Направление на ПМПК при грубых отклонениях речевого и психофизиологического развития.

Логопед и родитель расписываются в конце протокола




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Проведение обследования.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Проведение обследования.