КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ ФЕХТОВАНИЯ

Короткие СВЕДЕНИЯ ИЗ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ ФЕХТОВАНИЯ


Глава II. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ ФЕХТОВАНИЯ

Формирование профессионально-педагогических способностей у студентов

Студенты физкультурных учебных заведений, будущие пре­подаватели и тренеры по фехтованию, должны завладеть опреде­ленным объемом профессионально-педагогических умений и способностей.

Способности самостоятельной работы над книжкой:

1) уметь подбирать специальную литературу, углубленно и по системе работать над ней, рассматривать те либо другие разделы, выделять главное, увязывать теоретические вопросы с передовой практикой;

2) составлять конспект и выписки из специальной литературы и воспользоваться ими в практике;

3) коротко и верно излагать содержание теории и методики про­работанного материала.

Способности обучения физическим упражнениям:

1) уметь верно подавать команду и организовывать занимаю­щихся для выполнения упражнений, приемов боя и действий;

2) уметь коротко разъяснять упражнение, примерно демонстрировать главное и второстепенное, соединять показ с короткими пояснени­ями, уметь ставить задачки и задания для самостоятельной рабо­ты занимающихся;



3) уметь оказывать помощь занимающимся, определять недос­татки, ошибки и методы их устранения;

4) знать терминологию, различные методические приемы проведения упражнений и действий по распоряжению, заданию, по условным сигналам и знакам;

5) уметь правильно дозировать нагрузку и отдых для различ­ного контингента занимающихся, верно оценивать и учи­тывать выполнение упражнений и действий занимающимися.

Способности тренерской техники личного обучения:

1) уметь дать разъяснение, показать и выполнить приемы и дей­ствия за разных врагов;

2) обладать тренерской техникой движений орудием и телом в подготавливающих, наступательных, оборонительных действиях и их сочетаниях;

3) уметь ставить перед учеником и решать тактические задачки на отдельные деяния, на внбор 1-го из 2-ух либо нескольких действий, на сочетание и развитие их в разных боевых ситу­ациях.

Способности в проведении занятий с разным контингентом занимающихся:

1) уметь проводить строевые упражнения, разминку, зарядку и делать комплексы особых упражнений;

2) уметь проводить отдельные части урока по главным и вспо­могательным упражнениям, групповым и личным урокам по рапире, сабле и шпаге со спортсменами разных разря­дов, возраста и пола;

3) уметь дать педагогический анализ урока.

Умения и способности в проведении воспитательной и массовой работы:

1) знать обязанности дежурного, капитана команды, физорга, члена бюро и т. п.;

2) уметь проводить беседы, инфы, давать объявления, со­провождать показательные выступления, подытоживать сорев­нований и массовых мероприятий;

3) уметь соединять организационную и воспитательную работу, проводить собрания, культпоходы, сдачу норм ГТО и другие массовые мероприятия, управлять занимающимися, ставить определенные задачки, задания и решать их;

4) уметь воспитывать и развивать у занимающихся важные физические и волевые свойства и черты нрава и осущест­влять психическую подготовку к соревнованиям.

Способности в судействе и подготовке публичных кадров:

1) делать обязанности углового судьи, секретаря, хрономет­риста, коменданта соревнований, судьи при участниках, стар­шего судьи, заместителя головного судьи и головного судьи;

2) делать обязанности члена комиссии по приему норм ГТО и контрольных нормативов;

3) уметь без помощи других проводить семинар арбитров для уча­щихся ДСШ;

4) готовить публичных инструкторов по проведению зарядки в школе и в производственном коллективе.

Способности в составлении документации:

1) уметь составлять учебный план, программку, график учебного процесса, рабочий план, конспект занятий, вести журнальчик учета;

2) уметь составлять план работы коллектива, смету расходов, план массовых мероприятий, календарь и положения о соревно­ваниях, вести судейские протоколы, составлять отчеты о рабо­те и о соревнованиях;


Загрузка...

3) уметь составлять личный план тренировки, вести ежедневник тренировки и самоконтроля;

4) уметь составлять комплексы зарядки, разминки, производ­ственной гимнастики.

Исходные способности в проведении научно-исследовательской работы:

1) избрать темы, создать план работы, подобрать литера­туру и работать над ней;

2) завладеть способами педагогического исследования (овладе­ние дополнительными способами — физиологическими, психоло­гическими, гигиеническими и др., зависимо от критерий их проведения), организовать и проводить исследования;

3) рассматривать проведенные исследования, изложение работы, создать иллюстративные материалы, приготовить анног тации, рефераты, сообщения.

Подготовка мест занятий и соревнований, ремонт инструментария:

1) уметь подготавливать места замятий и соревнований (натя­нуть дорожки, приготовить аппаратуру, демо щи­ты, места для зрителей и т. п.);

2) знать, как создавать пайку, точку и монтировку электро­оружия, уметь чинить фехтовальное снаряжение и ин­вентарь, также устанавливать и устранять главные неисправ­ности в электрическом оборудовании.

Гигиенические способности:

1) соблюдать личную и общественную гигиену, также режим спортсмена, знать методику закаливания и методы внедрения самомассажа;

2) оказывать первую помощь при травмах.

Фехтование в старом мире. Фехтование (от германского fechten — фехтовать) — это искусство владений прохладным орудием (клинком, шпагой, саблей и др.). В текущее время фехтова­ние — один из видов спорта. Соревнования по фехтованию прово­дятся на особом прохладном спортивном оружии по установ­ленным интернациональным правилам.

Прохладное орудие в утилитарных целях применялось еще в глубочайшей древности.

Российский марксист Г. В. Плеханов научно обосновал, что перво­бытные игры, физические упражнения и владение простым орудием порождены трудовой деятельностью людей.

Войны также содействовали усовершенствованию самого орудия и методов владения им. Подготовка воинов и обучение владению орудием у народов старого мира начинались с детст­ва. Это отыскало свое отражение в религиозных и бытовых ритуалах, изобразительном искусстве, физкультуре и т. д.

Фехтование в рабовладельческих государствах старого мира носило классовый нрав, им занимались рабовладельческая знать и в самобытных формах — народные массы в целях само­обороны.

«Фехтование обогнало на хороших IV века Олимпийские игры древней Греции, и если судить по фрескам храма Медине Абу (Верхний Египет), построенного Рамзесом III 1190 лет до н. э., то они изображают спортивное соревнование, организованное фараоном в честь победы над ливийцами. На мушете ясно видно орудие, руки защищены ручкой, как у сабли, у неких фехтовальщиков лица закрыты маской. Жюри и организаторов поединка можно выяснить по перу, которое они держат. Все это ука­зывает на то, что речь идёт о соревновании» (Морде Дюшоссуа. Энциклопедия спорта Ларуса, 1962).

Фехтование как зрелищное искусство владения прохладным ору­жием получило обширное распространение в старом мире. В пе­риод разложения Римской империи кровавые поединки были из­любленным зрелищным развлечением народа. В Риме 1-ые поединки гладиаторов проводились в 264 г. до н. э. на празднест­вах. Гладиаторы вербовались из рабов, которых учили искус­ству владения прохладным орудием. Начинающие гладиаторы уп­ражнялись сначала древесными шестами и палками. Они нано­сили удары по столбу, врытому в землю, либо по чучелу, набитому травой. При всем этом изучались положения и позы, строго соблюдаемые при общественных состязаниях.

Состязания проводились в цирках и амфитеатрах. Гладиато­ров различали по роду орудия. Орудием нападения были копья, трезубец, римский клинок, прямой либо изогнутый кинжал, время от времени употребляли рапиры. Противники всегда имели различное вооружение, к примеру, у 1-го гладиатора был шлем, щит и кинжал, у другого — трезубец, сетка и др. (рис. 1).

«Первым известным учителем фехтования был консул Рутилий (105 лет до н. э.). Юлий Цезарь, готовясь к борьбе с Помпеем, отдал приказ обучить фехтованию собственных милиционеров и сам разработал правила фехтования... Рапира была придумана при императоре Нероне» (Энциклопедический словарь, т. 35а, С-Петербург, 1902).

Владение прохладным орудием в стародавние времена добивалось большой физической силы, ловкости и мужества. Тяжелое боевое орудие и мощные доспехи были под силу только крепкому вояке. Техника владения орудием отличалась широкими разма­шистыми движениями вооруженной рукою, боевая стойка была левым боком к противнику, в левой руке находился щит либо сетка. В приемах нападения преобладали рубящие удары клинком. Римские вояки с фуррором применяли рубящие удары и уколы.

В Старой Греции поединки на боевом оружии проводились до первой крови при судействе наистарейших, об этом гласит Древ­негреческий поэт Гомер в «Илиаде».

У разных народов Старого Востока — Египта, Персии, Стране восходящего солнца, Индии — состязания по фехтованию носили нрав на­родных игр. Орудием служили копья и пики без нак энечников, клинки в ножнах, буковые палки и защитные средства — щиты, шлемы и особая одежка. Было всераспространено фехтование на малых и огромных палках.

Фехтование в средние века. В средние века в Европе в особенности много внимания фехтованию уделяло рыцарство тех стран, которые вели нередкие агрессивные войны (Испания, Италия, Франция, Германия, Швеция и др.).

Рыцари были на службе у феодалов. Основное их орудие: пи­ки, копья, одноручные и двуручные клинки, палицы, щиты. Лошадок и всадников одевали в томные стальные доспехи, латы, а голо­ву прикрывали различными металлическими шлемами.

Распространению фехтования в средние века содействовали рыцарские турниры, которые проводились с 935 по 1487 г.

Рыцарские турниры включали упражнения на тупом оружии и упражнения на боевом оружии в главной части турнира. На­кануне турниров проводились состязания для юношей-оруже­носцев. Для обучения приемам владения прохладным орудием в го­родах были сделаны особые школы фехтования, особенные фехтовальные союзы, «братства». Потом появились союзы странст­вующих фехтовальщиков, которые разыгрывали поединки за средства.

В средние века появилась новенькая форма единоборства — «суд божий». Это был поединок на клинках, происходивший по поста­новлению суда в случае, если одна из сторон оспаривала спра­ведливость приговора. Фаворита «суда божьего» признавали выигравшим судебное дело. В первый раз «суд божий» появился в Скандинавских странах, а потом одна из его форм — дуэль — получила обширное распространение в Европе.

Около 600 лет в Европе проводились рыцарские турниры и пе­шие поединки. До XV в. преобладало тяжелое вооружение.

Изобретение пороха, а вкупе с ним и огнестрельного орудия изменило форму, виды прохладного орудия и способы владения им. Сравнимо облегченные шпаги, кинжалы, щиты, палаши и саб­ли поменяли тяжелое средневековое прохладное орудие (рис. 2). Сначала XVII в. появилось орудие близкого боя — штык.

Невзирая на то, что фехтование получило распространение на Западе до конца XV в., его преподавали только фактически, ни­каких письменных правил не было издано. В конце XV и в XVI вв. фехтуют со шпагой в одной руке и со щитом в другой. Боевая Стойка при всем этом была в большей степени левой ногой вперед, вы­пады производились и правой и левой ногой (рис. 3, а — в). Потом щит поменяли кинжалом. Стали фехтовать шпагой и кинжалом, шпагой и дагой, шпагой и плащом (рис. 3, г, д). Фехтование но­сило в большей степени прикладной и дуэльный нрав.

В 1517 г. итальянец Ахилло Мороццо в собственном труде «Искусст­во оружия» излагает принципы фехтования. В 1573 г. издана пер­вая работа по фехтованию во Франции — «Трактат о единой шпаге» Сан Дидье. В этом же веке итальянец Жиганти устанав­ливает современную боевую стойку, выпад правой ногой (рис. 3, ж), рассматривает время и дистанцию как главные по­ложения фехтования. Итальянский фехтмейстер Фабрис дает описание батмана и обмана. В технике фехтования долгий период применялись защиты левой рукою на боевой шпаге и учеб­ной рапире (рис. 3, к).

Учителя по фехтованию в средневековых школах учили спо­собам владения всеми видами учебного и боевого прохладного ору­жия. На гравюрах и рисунках тех пор изображено индиви­дуальное обучение под команду и групповое в особых фехтовальных залах (рис. 4).

В 1610 г. в Италии вводится ручка для рапиры с попе­речником, которая существует и доныне и именуется италь­янской. С XVII по XVIII в. в Европе доминирует итальян­ская школа фехтования. Италь­янские фехтмейстеры насажда­ли свои способы и технику, они выпустили ряд ценных книжек по вопросам дуэльного и спор­тивного фехтования.

Франция — одна из государств традиционного фехтования — вступила на путь самостоя­тельного развития фехтования позднее. В 1633 г. французский мастер Бернар Ренне в собственной книжке излагает технику фехто­вания, очень близкую к совре­менной. Он обрисовывает боевую стойку, салют, передвижения, выпад и вольты, соединения и переводы. Все защиты он под­разделяет на прямые, полукру­говые и уступающие.

В конце XVII в. в Париже компанией педагогов фехтования была организована фехтовальная академия.

Суть фехтования тех пор искрометно обусловил Мольер (1650 г.). «Фехтование есть искусство наносить уда­ры, не получал их. Необходи­мость тронуть противника, из­бегая его ударов, делает искусство фехтования очень сложным и сложным, ибо к глазу, который лицезреет и предупреж­дает, к рассудку, который дискуссирует и решает, к руке, которая делает, нужно прибавить точность и быстроту, чтобы дать соответствующую жизнь оружию».

В Германии было всераспространено «мензурное» фехтование — дуэль на шлегерах с остроотточенными концами. На лицо фехтую­щие надевали очки с железной сетью. Противники в пое­динке наносили друг дружке режущие удары по лицу. «Мензурное» фехтование долгий период было обширно раз­вито посреди молодежи, в особенности в студенческих корпорациях.

В конце XVII в. фран­цузы укоротили шпагу и изобрели «фиоретти», либо рапиру с защитным остри­ем в виде бутона цветка («мушки») (рис. 5). Фех­тование колющим оружи­ем стало стремительно распро­страняться. В это время появилось расхождение меж французской (бо­лее прогрессивной) и итальянской (более кон­сервативной) школами фехтования. Но влия­ние итальянской школы длилось длитель­ный период.

Фехтование в Новое время. В большинстве ев­ропейских государств в XVIII— XX вв. спортивное фехто­вание стало средством бо­евой подготовки войск. В пехотных войсках гос­подствовали разнообраз­ные колющие и рубящие штыки, сабли и лег­кие шпаги, в кавалерии — пики, сабли, и томные палаши (рис.6).

В XVIII в. совсем сложилась проф фран­цузская школа традиционного фехтования. В ней отказались от рубящих ударов, включили восемь позиций и перенос (купе), ис­ключили защиты левой рукою и приемы обезоруживания, исполь­зовали атаки с действием на орудие, стали верно толковать стратегию боя и сделали ряд ценных учебных пособий. Французская школа фехтования на рапирах (шпагах) завоевывает главен­ствующую роль во всех европейских странах.

Предстоящее развитие фехтования связано с введением во Франций в 1776 г, фехтовальной маски, придуманной Ла Буас-сие. Маска убрала способности ранения лица и сделала ус­ловия для широкого развития спортивной техники и стратегии фех­тования (рис. 7).

В Новое время фехтование носит в большей мере педагогиче­скую направленность, как средство для развития духовных и фи­зических свойств. Фехтование вводится и преподается как обяза­тельный предмет в воен­ных учебных заведениях, институтах и гимнази­ях многих европейских государств.

В XIX в. стремительно разви­ваются соревновательные формы фехтования, спор­тивные турниры и между­народные встречи меж французами и итальянца­ми. Эти встречи показы­вали достоинства той либо другой школы фехто­вания.

Французы, 1-ые при­шедшие к спортивному фехтованию, пересмотрели технические положения, направленные на рацио­нализацию и обоснование техники владения легким орудием. Выразителем этого прогрессивного на­правления был Ла Фо-жер. Его труд был издан в 1825 г.

Невзирая на прогрес­сивность французского фехтования тех пор, до XX в. в нем сохранился ряд недостатков. Так, учитель фехтования Камилла Прево рекомендовал боевую стойку с отклонением тела вспять и перенесением тяжести тела на левую ногу, прямое поло­жение тела на выпаде, поднимание кисти вооруженной руки для смягчения силы укола (рис. 8).

Итальянская школа фехтования в XIX в. переняла некие положительные стороны от французской школы, но также имела ряд недортатков. К ним относились: лишне выпрямленная во­оруженная рука на рапире и шпаге, очень широкая боевая стойка и маленький выпад (рис. 9), силовые приемы с действием на орудие, создавшие подходящие условия для действий в темп.

В 1861 г. был издан трактат управляющего миланской военной школы Радаелли, который обобщил технику фехтования на саб­лях. В фехтовании на саблях (эспадронах) недочеты итальян­ской школы были выражены меньше, но механизм работы от локтя с закрепленной кистью был регрессивным для фехтования легкой спортивной саблей, а применявшиеся при таком обучении «мулинеты» (широкие размахи орудием) препятствовали тонко­му владению мастерством сабельной спортивной техники. Италь­янское фехтование тех пор описано в книжке Гризетти «Шко­ла Микст».

В 1896 г. в Афинах на I Олимпийских играх были проведены состязания по фехтованию.

В 1913 г. в Париже девятью странами — Бельгией, Чехослова­кией, Германией, Францией, Англией, Италией, Норвегией, Гол­ландией и Венгрией — был сформирован выборный орган, при­званный управлять всей интернациональной спортивной жизнью фехтования — Интернациональная федерация фехтования (ФИЕ) — Federation Internationale d'escrime (FIE).

С сих пор соревнования по фехтованию на олимпийских играх стали постоянными. С 1926 г. проводятся соревнования на первенство Европы, а начиная с 1936 г.— соревнования на пер­венство мира.

С 1950 г. проводятся всемирные соревнования молодежи по фехтованию, которые до 1963 г. носили заглавие «Всемирный критериум».

Обширное спортивное общение фехтовальщиков разных сфан меж собой привело к некому нивелированию фехто­вальных школ. Для заслуги больших результатов фехтоваль­щики стремились воспринять все положительное в подготовке спортсменов из различных фехтовальных школ.

Быстрота во всех ее проявлениях стала ведущей в современ­ном фехтовальном спорте. На практике начали обширно приме­нять атаку «стрелой» (флеш атака).

В 30-е годы в Италии был придуман аппарат — фиксатор уко­лов на электрошпагах. Бельгийскими фехтовальщиками была сконструирована дюралевая ручка для колющего орудия типа «пистолет».

Фехтование за рубежом на современном шаге. В текущее время в ФИЕ представлено 67 государств со всех материков. ФИЕ крепит международные связи, выступает против дискримина­ции в спорте, издает особые журнальчики, бюллетени, содейст­вует массовому развитию фехтования в мире, рассматривает новые исследования в области теории фехтования, заносит изме­нения в правила соревнований, унифицирует орудие и электро­аппаратуру и т. п.

В интересах развития фехтования и расширения его геогра­фии ФИЕ стремится проводить соревнования в самых разных странах, даже там, где фехтование только еще начинает зарож­даться.

Большой популярностью фехтование пользуется в Венгрии, Италии, Франции, Польше, Румынии, ГДР, Бельгии, Великобритании, США и других странах.

В текущее время фехтование начинает развиваться и в стра­нах Африканского материка: Марокко, ОАР, Сомали, Алжире, Тунисе, Ливане и др.

В современном спортивном фехтовании различают несколько главных школ фехтования. Понятие «школа фехтования» охва­тывает совокупа полезного, изготовленного той либо другой стра­ной в области теории и практики современного фехтования. Кро­ме того, в оценке школы фехтования учитывается состояние раз­работки учебных пособий и руководств, научных трудов по технике, стратегии, теории, истории и методике фехтования, а так­же массовость его развития.

Так, в наше время получила признание венгерская школа фех­тования на саблях. Ее охарактеризовывают высочайшие спортивные дости­жения на интернациональных соревнованиях, наступательный стиль боя и тактическая игра, основанная на обыгрывании и чувстве инстанции, непосредственная манера ведения боя с качественным из­менением темпа и ритма действий. Не считая того, венгерские фехто­вальщики другого сделали для развития этого вида спорта посреди учащейся мрлодежи, также для передачи опыта и способа пре­подавания другим странам. Труды и ряд руководств тачшх авто­ров, как Герентчер, Баи, Тилли, Озораи, Папп и др., по технике и методике фехтования на саблях заслуживают высочайшей оценки.

Современная французская школа спортивного фехтования на рапирах почти во всем сохранила свои исторические традиции. Тон­кое управление орудием за счет пальцев кисти, комбинационная тактическая игра с мягеньким маневрированием при традиционной постановке тела, обилие приемов защит и нападения, сво­бодное владение сложными завязками свидетельствуют о высо­ком мастерстве этой школы. Большие постоянные заслуги на интернациональной арене, изданные управления Французской феде­рацией и труды Жуанвильской школы с научным обоснованием теории и техники фехтования, периодическая подготовка ква­лифицированных тренеров и арбитров, большая организационная и руководящая работа в ФИЕ по проведению массовых соревнова­ний ставят современную французскую школу в один ряд с дру­гими более передовыми школами фехтования.

Бесспорны награды и современной итальянской школы и фе­дерации фехтования в развитии спортивного фехтования, в орга­низации и проведении огромнейших интернациональных турниров, в изобретении и усовершенствовании электроаппаратуры, орудия и снаряжения. Итальянские фехтовальщики на шпагах и саблях — более нередкие фавориты интернациональных встреч.

Польская школа и федерация фехтования занесли большой вклад в теорию и практику современного фехтования, в особенности на саблях. Для техники и стратегии польской школы свойственны естественность боевых положений и движений, активное манев­рирование и контрастное передвижение, наибольшее использо­вание быстроты и простоты действий. На современном уровне разработана техника и стратегия фехтования на саблях. В трудах К. Чайковского, Т. Мрачека и др. существенное место отведено организации и проведению больших интернациональных турниров. Польская школа фехтования пользуется авторитетом посреди дру­гих школ фехтования.

Высочайшие спортивные результаты на интернациональных соревно­ваниях в течение ряда лет демонстрируют румынские фехтовальщи­ки, в особенности дамы. Система их активной тренировки и мас­терство тренерской техники наистарейших профессионалов заслужива­ют внимания.

Высочайшее спортивное мастерство в фехтовании на рапирах и шпагах не один раз показывали спортсмены Великобритании, на рапирах — фехтовальщики ФРГ.

В текущее время технико-тактические особенности отдель­ных школ становятся наименее видными и трудноразличимыми. Свободный выбор репертуара боевых действий из хоть какой школы, внедрение всего наилучшего и нового в персональной технике и стратегии боя охарактеризовывают чемпионов современного фехто­вания.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ ФЕХТОВАНИЯ:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ ФЕХТОВАНИЯ