Житие протопопа Аввакума». Автобиографизм, язык и стиль.

Житие протопопа Аввакума». Автобиографизм, язык и стиль.


Аввакум (1621-1682). Перу «оригинального» протопопа принадлежит около 80 сочинений, из низ 64 написаны в критериях последнего, пятнадцатилетнего заточения в земельном срубе Пустозерска на берегу Ледовитого океана, «местом тундряном, студеном и безлесном».

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

«… предлагаю житие свое от молодости до лет пятидесяти 5 годов». Он отбирает только важнейшие, самые главные вехи собственной биографии: рождение в семье сельского священника-пьяницы, 1-ые тесты, борьба с Никоном, ссылка, возвращение на Русь и последняя ссылка в Пусторезрск.

Центральная тема жития - тема личной жизни Аввакума, неотделимая от борьбы за « древлее благочестие» против Никоновых новшеств.

На страничках жития во весь собственный огромный рост встает образ незаурядного российского человека, необыкновенно стойкого, мужественного и бескомпромиссного.

Аввакум - поборник справедливости: он не терпит насилия сильного над слабеньким. Он заступается за девушку, которую «начальник» пробовал отнять у вдовы.



Жесток и непримирим Аввакум к своим идеологическим противникам - Никону и его приверженцам. Используя иронию и гротеск, он делает их калоритные сатирические образы. На 1-ый план выдвигается лицемерие и коварство Никона.

Обличает Аввакум сребролюбие никонианского духовенства: дьяк тобольского архиепископа Иван Струна за полтину оставляет безнаказанным «грех» кровосмесительства.

Аввакум в житии изображает и представителей светской власти. Какой-то из них избивает протопопа в церкви.

Обличая представителей церковной и светской власти, Аввакум не щадит и самого царя, хотя королевскую власть он считает незыблемой.

Если Аввакум непримирим и бесчеловечен к своим противникам, то он ласков, чуть и рачителен по отношению к своим сподвижникам, к собственной семье. Он примерный семьянин.

Более значителен в житии образ спутницы жизни Аввакума, его супруги Анастасии Марковны. Безропотно идет она совместно с супругом в дальную сибирскую ссылку: рождает и хоронит по дороге деток, выручает их во время бури, за четыре мешка ржи во время голода дает свое единственное сокровище - московскую однорядку. Она помогает супругу морально переносить все невзгоды, которые обрушивает на его жизнь.

Аввакум стремиться выделить неразрывную связь бытового уклада с церковью. Страстная защита «древлего благочестия» превращает житие в броский публицистический документ эры. Не случаем свое житие протопоп начинает с изложения главных положений «старой веры».

^ Жанр и стиль жития. Житие Аввакума - это 1-ая в истории нашей литературы автобиографическая повесть-исповедь, в какой рассказ о злоключениях своей жизни смешивается с яростным сатирическим обличением правящих верхов, с публицистической проповедью «истинной веры». Переплетение личного и публичного превращает житие из автобиографичного повествования в повествование социальной и общественно-политической жизни собственного времени. Житие вбирает в себя и этнографические описания дальнего сибирского края, его рек, флоры и фауны.

С классическими формами агиографической литературы житие связывает малое: наличие вступления, ссылки на авторитет «отцов церкви», присутствие религиозной фантастики, внедрение ряда образно-изобразительных средств агиографической литературы - к примеру, олицетворением судьбы выступает корабль, а жизнь людская уподобляется плаванию.

Религиозная обычная фантастика под пером Аввакума приобретает реальные бытовые очертания.

Новшество жития Аввакума в особенности ярко находится в его языке и стиле. Он пишет русским природным языком.

В стиле жития протопоп употребляет форму сказа - неторопливого рассказа от первого лица, обращенного к старцу Епифанию. Его житие состоит из ряда умело нарисованных правдивых драматических сцен, построенных всегда на острых конфликтах: общественного, религиозного либо этического порядка.

Рассказчик любит забегать вперёд, ворачиваться к ранее произнесенным вещам, но не смотрит за хронологией. А употребляет народные пословицы, поговорки, каламбуры, в кот можно увидеть иронию.


Загрузка...

3 Столичное барокко.


Столичное барокко — условное заглавие стиля российской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является обширное применение частей строительного ордера и внедрение центрических композиций в храмовой архитектуре. 1-ый шаг развития российского барокко. Устаревшее заглавие — «нарышкинское барокко».

Ансамбль Новодевичьего монастыря в Москве




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Житие протопопа Аввакума». Автобиографизм, язык и стиль.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Житие протопопа Аввакума». Автобиографизм, язык и стиль.