ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ В ХОДЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ В процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ


2.

АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под агентами социализации понимаются личности, группы, университеты, контексты и среды, при помощи которых либо в рамках которых совершаются процессы социализации.

– семья – “важные другие” – группа сверстников («песочница») – школа, университет – сми – работа, профессия, коллектив служащих – местная община (соседи, улица, двор)

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Действенная социализация подразумевает определенный БАЛАНС Меж АДАПТАЦИЕЙ к обществу И ОБОСОБЛЕНИЕМ (меж интеграцией и индивидуацией), колеблющийся в более либо наименее широких границах (в демократическом обществе – более широких, в тоталитарном – узеньких)

«СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ»или конформизм (адаптация º приспособлечество)

«ЖЕРТВЫ»неблагоприятных критерий и другие отличия в социализации как следствие:

§ патологии внутриутробного развития и заболеваний

§ неблагополучие семьи,

§ девиантное поведение,

§ попадание в асоциальные и антисоциальные (преступные) среды,



§ личные катастрофы и почти все другое.

Индивидум и ОБЩЕСТВО:

Опять обозначается главный вопрос социологии: Индивидум И ОБЩЕСТВО. В контексте социализации он звучит так:

Почему цели воспитания никогда не совпадают с его плодами?

Другими словами,может ли социализация быть КУЛЬТУРНЫМ ПРОГРАММИРОВАНИЕМ? Когда ЭТО Может быть? (архаические и тоталитарные общества, тоталитарные секты). Поглядим:

Со стороны общества дела социализации безизбежно носят СИЛОВОЙ Нрав.

Не мытьем, так катаньем, не кнутом, так пряником оно стремится придать новым поколениям конкретно те формы, в каких юные люди станут более комфортны для него. Всеми силами навязывает СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫЕ Эталоны ПОВЕДЕНИЯ. – А они сопротивляются

Совсем недвусмысленно общество рассматривает малыша, ребенка, юного человека КАК МАТЕРИАЛ для обработки, как ОБЪЕКТ собственного формирующего воздействия – но далековато не всегда добивается цели.

Почему? В конечном счете поэтому, что он обладает индивидуальностью – качеством, которое НИКОГДА не позволит вписать человека в общество «без остатка», вполне растворить его в нем.

Что такое Особенность, соответственно, ЛИЧНОСТЬ, также Индивидум, ЧЕЛОВЕК? Как это понимается в соц науках? Как это понимается в социологии, которая выработала свое понятие – «СОЦИАЛЬНЫЙ АКТОР»?

Э.Гидденс: Не имеем права считать общественного актора «дофрейдовским способом» – как функцию системы. А должны считать его с телом, чувствами, мышлением, рефлексией – как настоящее человеческое существо.

Рвение в теории личности окутать и гармонизировать био- психо- и социогенные причины остается и сейчас полностью плодотворным.

ЧЕЛОВЕК (как родовое понятие)–биосоциальное существо, на генном уровне связанное с другими формами жизни, выделившееся из их благодаря возможности создавать орудия, владеющее членораздельной речью, мышлением, сознанием, самосознанием, нравственно-этическими свойствами; Индивидум – отдельный, единичный человек Особенность – те особые соматические, психологические, мировоззренческие свойства, которые отличают данного человека, индивидума, от всех других. ЛИЧНОСТЬ – В ПСИХОЛОГИИ: интегральная целостность всех компонент: биогенных, психогенных, социогенных. В ПСИХОАНАЛИЗЕ: Id, Ego и Super-Ego, их связи и воздействия. В СОЦИОЛОГИИ: общественная суть человека, носитель соц свойств, публичных ролей.

Для социализации принципиально различать и осознавать, что особенность и личность – ДВЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА:

1) внутренняя, свободно определяемая Особенность:

2) наружняя, нормативно направленная ЛИЧНОСТЬ

Особенность ß область духовного, творческого потенциала теснейшим образом связана со свободой выбора и самоопределением Личность ß охарактеризовывает размещение и деятельность человека в нормативно устроенном мире


Загрузка...

Итак, ЛИЧНОСТЬ – в узеньком, социологическом смысле есть некоторый ИНСТРУМЕНТАРИЙ, позволяющий индивидуму Врубаться В КОММУНИКАЦИЮ с соц окружением,

– вследствие чего она формируется либо может формироваться, также разъясняется либо может разъясняться В большей степени Наружными ФАКТОРАМИ

Тогда как Особенность – формируется и может разъясняться В большей степени ИЗ САМОЙ СЕБЯ

– вот почему она меньше детерминирована снаружи.

И вот вопросы:

1) о чем мы говорим, когда говорим, что развитие личности – главный процесс социализации и

2) какие задачки должно ставить впереди себя воспитание, когда оно старается направлять и держать под контролем социализацию?

Практически развитие особенности у нас очень недооценивается как в теории, так и на практике. В этом видны следы вульгарной социологии, воспринятой от марксизма.

Я не отождествляю вульгарную социологию и марксизм, но это делали многие его интерпретаторы. Они так и не понимают ни субьъектности, ни особенности. Вчера читаю магистерскую программку «Социальная работа с молодежью». И в первых строчках – «Молодежь как объект общественного менеджмента».

К этому:

ВИКТИМИЗАЦИЯ: Макдональдс повинет в том, что кто-то обжегся кофе. Общество (группа, семья) повинны в том, что кто-то стал убийцей.

NB !! Ср. средневековый набросок мироустройства, где голова у человека торчит за пределами колпака обычного, «очевидного» мира.

Мы не имеем права мыслить индивидума строго снутри социальной системы. Он, естественно, очень очень структурирован ею, конформен ей, но отчасти все таки размещается вовне, торчит из нее. ДАЖЕ У ДЖ. ОРВЕЛЛА, под всевидящим оком Огромного брата конформизм этот неокончательный. ВСЕГДА ЕСТЬ «ЧТО-ТО ЕЩЕ», что остается так либо по другому свободным либо, по последней мере, изменяемым за рамками предписаний паноптикона.

Что все-таки позволяет индивидуму эту Тяжело ОБЪЯСНИМУЮ СВОБОДУ, ведь все силы общества как структуры, системы, Ориентированы НА ЕГО ПОДЧИНЕНИЕ. Тут мы попадаем в поле притяжения большой и продолжительно имеющейся трудности «СПОРЫ О ПРИРОДЕ И ВОСПИТАНИИ». Три контекста обсуждения:

1. Неизбежность особенности (три фактора)

2. Генетическое и средовое в структуре личности

3. Соц (социогенная) природа личности.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ В ХОДЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ В ХОДЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ