Человек становится личностью, а не рождается ею.

Человек становится личностью, а не рождается ею.


Групповая сопоставимость - такое сочетание психических особенностей каждого из участников группы, которые обеспечивают ублажение совместной деятельностью и её эффективностью.

На пути продвижения к коллективу на первых шагах развития группы наблюдается подъем, сопровождающийся завышенной активностью, мажорным настроением, энтузиазмом, которые сменяются приметным спадом. И если группе удается сохраниться, как общности, то снова отмечается подъём, который уже не добивается той высоты, которая была сначала. Стадии развития межличностных отношений:

1 Новизна ситуаций, подходящие воспоминания друг о друге делают эмоционально-положительный настрой.

2 Начинается совместная деятельность, выявляются недочеты друг дружку, возникают трудности в достижении взаимопонимания.

3 Преодоление препятствий, адаптация, приспособляемость друг к другу.
Фактически в каждой группе остаётся неувязка, из-за которой её нельзя считать высокоразвитым коллективом и этот уровень для неё является пределом. К нему можно приблизиться довольно близко, но добиться его фактически нереально. Чем поближе группа находится к коллективу, тем паче подходящие условия она создаёт для проявления наилучших сторон личности и торможение того, что в ней есть худшего.



Поведение личности в группе может быть коллективистическими и конформными. В первом случае, когда личность отстаивает общие коллективные ценности и интересы. Во 2-м случае — когда человек пассивно адаптируется к окружающим, не производит собственные моральные позиции.

Конформность— наружное согласие человека с группой, подчинение хоть каким её воздействиям при внутреннем несогласии, это сознательное приспособленчество.

3. Презентабельной моделью отношений имеющихся в хоть какой малой группе являются дела в микрогруппе - триаде: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему напротив, негативно).

Разные сочетания этих типов отношений порождают разные варианты (см .схемы уч. пособие Немов Р.С. Психология Т.1.дана схема отношений в малой группе - триаде ).

Объединяя все эти варианты можно получить довольно полную картину отношений в различных малых группах.

4. Отрицательные дела в группе приводят к тревожности личности, к межличностным конфликтам и фрустрации.

Тревожность— свойство человека приходить в состояние завышенного беспокойства, испытывать ужас и тревогу в специфичных соц ситуациях.

Тревожность может быть личной и ситуативной. Личная тревожностьформируется и закрепляется в ранешном детстве, она проявляется в состоянии завышенного беспокойства и оказывает влияние на формирование мотива избегания неудач, рвения уходить от ответственности, боязни соревнования с другими людьми и т.д. С личной тревожностью связан целый комплекс отрицательных черт, потому малую группу, порождающую тревожность у личности следует рассматривать, как препятствующую развитию данной личности. Ситуативная тревожностьпроявляется в различных ситуациях, временно. Поначалу появляется ситуативная тревожность, которая позже может вырасти в личную. По мере приближения группы к коллективу тревожность, которую испытывают её члены друг к другу, равномерно миниатюризируется . Кроме тревожности личность в группе может испытывать фрустрацию.

Фрустрация— психическое состояние, возникающее вследствие реальной либо воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, отчаяния, гнева. В групповых отношениях фрустрация хотя бы 1-го члена ведет к появлению конфликтов. Фрустрированный человек отыскивает наружной разрядки и срывает зло на другом человеке, считая его предпосылкой собственных отрицательных, чувственных состояний.

Брутальные реакции, порожденные фрустрацией, возможно окажутся развитыми и на межличностные групповые дела (правительство, цивилизация и т.д.). Нередко люди являются объектом смещённой злости, после злости наступает апатия.


Загрузка...

В Старом Риме личность либо личность - маска в театре, личина. Потом «персона» стала означать «лицо перед законом», при всем этом, раб, тело которого принадлежало государю, не имело собственной «персоны».

В российском языке слово «личность» долге имело оскорбительный колер. Сохранилась поговорка «не перебегайте на личности».

В психологии понятие личность употребляется в 2-ух главных значениях:

1. Хоть какой человек, наделенный сознанием;

2. Человек, достигший определенного уровня психологического развития.

Л. И. Божович, утверждала: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психологического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной степени и своим психологическим развитием».

А.Н. Леонтьев считал, что личность рождается два раза: 1. Когда ребенок начинает обдумывать себя как отдельное от мира вокруг нас существо и гласит «Я сам» (2-3 года); 2. Когда

появляется его сознательная личность, и он может отвечать за свои поступки.

2. ТЕМА: Главные Свойства ЛИЧНОСТИ.

ПЛАН:

1. Устойчивость.

2. Единство.

3. Активность и её виды.

УСТОЙЧИВОСТЬ личности охарактеризовывает последовательность её действий и предсказуемость её поведения, придаёт её поступкам закономерный нрав. Чувство стойкости своей личности и личности другого - принципиальное условие внутреннего благополучия и установление обычных отношений с окружающими людьми.

Сочетание психических особенностей, черт нрава, параметров характера, свойств разума, преобладающих интересов образуют у каждого человека устойчивое ЕДИНСТВО, которое может рассматриваться как относительное всепостоянство психологического склада личности.

При непрерывном изменении психологических состояний, процессов, при изменении поведения в различных соц группах, с годами Психологический СКЛАД ЛИЧНОСТИ ОСТАЕТСЯ ДО Некой СТЕПЕНИ Неизменным.

Эта относительная устойчивость связана со последующими факторами:

1. Всепостоянство публичных отношений.

2. Условия жизни.

3. Особенности физического вида.

Устойчивое единство типично не для всех людей. Некие с течением времени обнаруживают глубочайшие, драматические конфигурации собственной личности. Люди их совершенно не выяснят.

У одних людей личность становится устойчивой в детстве и дальше значительно не меняется. У других находится поздно: от 20 до 40 лет.

К первым относятся люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, конфликтами со взрослыми, сверстниками и т.д.

Ко вторым относятся люди, чья наружняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряжённостью и конфликтами.

АКТИВНОСТЬ - свойство всего живого.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ проявляется в её сознательных избирательных действиях, другими словами в деятельности. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и её изменение, провоцирует роль личности в жизни и деятельности.

Делая упор на теорию отражения, ИСТОЧНИКОМ АКТИВНОСТИ являются потребности.

ВИДЫ АКТИВНОСТИ:

1. Физическая активность - естественная потребность здорового организма в движении,

физических нагрузках и преодолении различных препятствий.

2. Психологическая активность - потребность индивидума в зании окружающей реальности

и зании себя самого.

3. Соц активность - потребность личности в изменении либо поддержании основ

людской жизни в согласовании со своим миропониманием, со

своими ценностными ориентациями.

Формирование АКТИВНОЙ Актуальной ПОЗИЦИИ, выражающейся в её идеологической принципиальности, последовательности в отстаивании собственных взглядов, единстве слова и дела.

3. ТЕМА: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПЛАН:

1. Структура личности в школе 3. Фрейда (психоанализ).

2. Структура личности в школе А. Маслоу (гуманистическая психология).

3. Структура личности в школе Русской психологии.


1. Структура личности по З.Фрейду состоит из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это фактически безотчетное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Это унаследованный био опыт животных. «Оно» действует в согласовании с принципом наслаждения, повсевременно просит ублажения собственных потребностей и безотчетно направляет психологическую деятельность. «Я» - сознание, ориентируется на принцип действительности. Это самосознание человека, восприятие и оценка им самим своей личности и поведения. Стремится уместно примирить «Оно» и «Сверх-Я».

«Сверх-Я» - управляется безупречными представлениями (принятым в обществе нормами морали и ценностями). Основной источник формирования - предки, учителя, другие люди, личные контакты в протяжении жизни, литература и искусство.

Состояние неудовлетворенности собой, тревожности является чувственно окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я». Стремясь избавиться от этих противных чувственных состояний, человек, при помощи «Я», производит у себя ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (А. МАСЛОУ).

Структура личности базирована на иерархии человечьих потребностей:

- физиологические потребности (голод, жажда, половые влечения и т.д.);

- потребности в безопасности (рвение ощущать себя защищённым, избавиться от испуга и актуальных неудач);

- потребность в принадлежности и любви (рвение принадлежать к общности, находиться
рядом с людьми, быть общепризнанным и принятым ими);

- потребность почтения, почитания (рвение к компетентности, достижению фурроров, одобрению, признанию, авторитету);

- познавательные потребности (рвение много знать, осознавать, изучить);

- эстетические потребности (рвение к гармонии, симметрии, порядку, красе).

- потребность в самоактуализации (рвение к реализации собственных возможностей и развитие
своей личности).

3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (К.К. ПЛАТОНОВ).

Структура личности в русской школе психологии включает последующие подструктуры: НАПРАВЛЕННОСТЬ, Соц ОПЫТ, ФОРМЫ Психологического ОТРАЖЕНИЯ. На биологическом уровне ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПОДСТРУКТУРА.

1. НАПРАВЛЕННОСТЬ - совокупа устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и

деятельность личности, относительно независимо от определенных

критерий. Другими словами, чего желает человек, что для него презентабельно,

к чему он стремится.

Главные ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ:

- Миропонимание - система взглядов на беспристрастный мир и место в нём человека, на

отношение человека окружающей реальности и себе, также обусловленные этими взорами главные актуальные позиции людей.

- УБЕЖДЕНИЯ - принципиальные осознанные мотивы поведения , плотно сплетены с миром эмоций. Это

система устойчивых принципов.

- Эталон - принципиальный осознанный мотив поведения. Это образ, которым управляется личность в текущее время и который определяет план самовоспитания.

- ИНТЕРЕСЫ - чувственные проявления познавательных потребностей. Характеризуются

содержанием (вещественные, общественно-политические, проф, познавательные, эстетические, спортивные и т.д.), целью (конкретный энтузиазм, другими словами к самому процессу деятельности либо опосредованный энтузиазм, другими словами к результату деятельности), широтой (концентрация интересов в одной области либо рассредотачивание интересов меж многими объектами), устойчивостью (продолжительностью сохранения).

- СКЛОННОСТИ -это рвение заниматься определенной деятельностью, жажда деятельности.

Интересы и склонности отличаются друг от друга. Можно интересоваться, но не

заниматься данным видом деятельности.

- ЖЕЛАНИЕ - одна из форм мотивационного состояния. Желание является главным, но при

этом достаточно широким и не с ювелирной точностью определяемым понятием.

- Желание - первичное эмоциональное проявление потребности человека в чём-либо,

неосознанное побуждение.

2. Соц ОПЫТ - включает познания, способности, умения и привычки, обретенные в

личном опыте, оковём обучения.

3. ФОРМЫ Психологического ОТРАЖЕНИЯ - обхватывают личные особенности

отдельных психологических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни.

4. На биологическом уровне ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПОДСТРУКТУРА - соединяет воединыжды типологические
характеристики личности, половые и возрастные особенности и её патологические конфигурации, которые в значимой степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

4. ТЕМА: МЕХАНИЗМЫ Психической ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ.

Защитные механизмы - психоаналитическое понятие (З.Фрейд), обозначающее совокупа безотчетных приемов, при помощи которых человек бережет себя от психических травм и противных переживаний, стремясь вкупе с тем сохранить в целостности сложившийся образ «Я».

1. ПРОЕКЦИЯ - собственные отрицательные свойства, неприемлемые мысли, чувства и поведение человек безотчетно приписывает другим людям, при чём в гиперболизированном виде (ученик,плохо подготовившийся к экзамену, всю вину ложит на педагога, плохо объяснившего материал).

2. ЗАМЕЩЕНИЕ - переадресовка от 1-го объекта к другому (человек срывает своё раздражение, гнев, досаду, вызванную одним лицом, на другом лице либо на первом попавшемся предмете).

3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - метод разумного оправдания всех поступков и действий,
противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Проявляется, когда
поступок уже совершён: а) оправдание собственной неспособности что-либо сделать нежеланием это
делать; б) оправдание совершенного ненужного деяния беспристрастно сложившимися
обстоятельствами.

4. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - угнетение одних импульсов и выдвижении совсем
обратных (когда мальчугану нравится девченка, то он нередко дёргает её за косички).

5. РЕГРЕССИЯ - возврат к детским моделям поведения (у взрослых - несдержанность,
недовольство, детский лепет и т.д.).

6. СУБЛИМАЦИЯ - даёт возможность человеку в целях адаптации поменять свои импульсы
таким макаром, чтоб их можно было выразить средством социально применимым мыслей
либо действий (энергия и активность подростков может быть сублимирована в социально
одобряемой деятельности и спорте).

7. ОТРИЦАНИЕ - отказ человека признавать произошедшее противное событие (утрата близкого человека, предательство друга).

8. ВЫТЕСНЕНИЕ - процесс удаления из сознания мыслей и эмоций, причиняющих страдание
(получение неудовлетворённой отметки).

9. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ - это типичная попытка уйти из чувственно угрожающей
ситуации оковём её вроде бы отстранённого обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных определениях (учёные, преподаватели).

В психологии личности сильно много описано устройств защиты. Каждый человек в процессе жизни производит те механизмы защиты личности, которые более ему подходят.

5. ТЕМА: САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ.

ПЛАН:

1. Образ -Я - это относительно устойчивая, в большей либо наименьшей степени осознанная,

переживаемая как неподражаемая система представлений индивидума о самом для себя, на базе которой он строит своё взаимодействие с другими.

Образ -Я отвечает на вопросы: кто я есть?; что я могу сделать для того, чтоб стать тем,

кем я желаю быть?

Образ - Я включает три компонента:


1) КОГНИТИВНЫЙ компонент - представление о собственных возможностях, наружности,

социальной значимости и т.д. (кто-то на 1-ый план выдвигает внешний облик, кто-то победу на соревнованиях, кто-то беду по физике и т.д.).

2) Чувственно - ОЦЕНОЧНЫЙ компонент - это самоуважение, самокритичность,

себялюбие и др.

3) ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ (ВОЛЕВОЙ) компонент - рвение быть понятым, захватить

симпатию, почтение либо оставаться незамеченным и т.д.

Образ-Я - это не статичное, а оживленное (повсевременно меняющееся) образование личности.

Имеет две концепции: Я - реальное и Я - безупречное.

Я - реальное - это сиюминутное представление субъекта о самом для себя.

Я - безупречное - то, каким он был должен бы, по его воззрению, стать, чтоб соответствовать

соц нормам и ожиданиям окружающих. Я - безупречное выступает как ориентир в

самовоспитании личности.

Мера счастья и удовлетворенности человека жизнью находится в зависимости от того, как согласуются меж собой Я -реальное и Я - безупречное.

Степень адекватности Вида — Я выясняется при исследовании 1-го из важных его качеств - самооценки личности.

2. САМООЦЕНКА - это оценка личностью самой себя, собственных способностей, свойств и места
посреди других людей. При помощи самооценки происходит регуляция поведения личности.
Все, что сложилось в личности, появилось благодаря совместной деятельности и общения с
другими людьми. Как следует, в основном все, что делает человек себе, он,
вкупе с тем, делает это и для других (обучается, работает и т.д.). Познавая свойства другого человека, личность получает нужные сведения, которые

позволяют выработать свою оценку.

У личности всегда есть референтная группа, с воззрением которой он считается. Личность

сверяет себя повсевременно с некоторым образцом, и, в итоге проверки, бывает, довольна либо

недовольна собой.

ВИДЫ САМООЦЕНКИ:

АДЕКВАТНАЯ - совпадение самооценки и оценки личности другими людьми. Человек с

адекватной самооценкой предсказуем в поведении. Имеет чувство собственного плюсы,

самокритичен, реально оценивает свои способности и возможности. Деятелен, стремится к

достижению реально поставленных целей. В разговоре уравновешен, с почтением относится к

другим людям, не принижая их плюсов.

ЗАВЫШЕННАЯ - человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В итоге он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность либо нарочитое высокомерие, злость и может потерять нужные межличностные контакты, замкнуться. В разговоре непредсказуем, стремится унизить других людей.

ЗАНИЖЕННАЯ - может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности внутри себя, отказ от инициативы, безразличие, самообвинение, тревожность. В разговоре непредсказуем, нередко изменяется настроение, болезненно принимает критику в собственный адресок, агрессивен, мстителен, злопамятен, зол.

Для свойства личности принципиально иметь представление об ожидаемой оценке и оценке личностью собственной группы.

Ожидаемая оценка - по воззрению данной, личности, оценка, которую личность заслужила в данной группе, которую, как она подразумевает, ей могут дать товарищи. Являясь устойчивой в собственном коллективе, ожидаемая оценка становится неуравновешенной, колеблющейся, когда личность заходит в новый коллектив.

Оценка личностью собственной группы связана с тем, что индивидум живет её интересами, уважает ее ценности либо напротив не интересуется неуввязками группы. Коллектив вроде бы аккумулирует отношение к нему 1-го из членов и возвращает ему эту оценку приумноженной.

Три показателя - самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы - входят в структуру личности и человек должен с этим считаться. Они оказывают огромное воздействие на статус личности (его место в коллективе).

3. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ - хотимый уровень вида -Я, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивидум ставит впереди себя. Уровень собственных притязаний личность устанавливает кое-где меж очень легкими и очень тяжелыми задачками и целями таким макаром, чтоб сохранить на соответствующем уровне свою самооценку.

Формирование уровня притязания определяется не только лишь предвосхищением фуррора либо беды, да и трезвым, а время от времени и смутно осознаваемым учетом и оценкой прошедших фурроров и неудач. Расхождение меж притязаниями и реальными способностями человека ведет к тому, что он начинает некорректно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным.

Принципиальным компонентом вида - Я является САМОУВАЖЕНИЕ, которое определяется

отношением реальных его достижений к тому, на что человек рассчитывает,

претендует. Для поддержания самоуважения человек употребляет механизмы психической

защиты.

6 ТЕМА: Персонально - Психические ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

Характер

ПЛАН:

1. Понятие характера.

2. Физиологическая база характера.

3. Главные характеристики характера.

4. Психическая черта характера.

1. В первый раз характеры обрисовал древнегреческий доктор Гиппократ. Он считал, что различия
меж людьми объясняются соотношением разных жидкостей в их телах: крови (сангвис),
желтоватой желчи (холэ), темной желчи (мелайн холэ), лимфы (флегмы). Отсюда вышли наименования
темпераментов, которые крепко укоренились в науке.

Более успешную попытку связать характер с особенностями организма предпринял И.П. Павлов. Он увидел, что у собак условные рефлексы образуются по-разному, и представил, что это находится в зависимости от особенностей нервной системы.

Характер - это совокупа личных особенностей личности, характеризующих динамическую и чувственную сторону её деятельности и поведения.

2. Физиологической основой характера является ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тип высшей нервной деятельности определяется, исходя из параметров нервной системы

(силы, уравновешенности и подвижности).

СИЛА нервной системы - способность нервной системы выдерживать сильные раздражители

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ нервной системы - соотношение процессов возбуждения и

торможения.

ПОДВИЖНОСТЬ нервной системы — способность нервных процессов стремительно сменять друг дружку.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1). Сильный, неустойчивый, подвижный соответствует ХОЛЕРИКУ.

2). Сильный, уравновешенный, подвижный - САНГВИНИКУ.

3). Сильный, уравновешенный, инертный - ФЛЕГМАТИКУ.

4). Слабенький, неустойчивый, подвижный либо инертный - МЕЛАНХОЛИКУ.

3. Характеристики характера не являются постоянными. Они появляются не с момента

рождения и не все сходу в определенном возрасте, а развиваются в определенной

последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания Высшей

нервной деятельности (ВНД), так и специфичными закономерностями созревания каждого

типа ВНД..

Природные особенности нервной системы могут быть замаскированы системой временных

связей, выработанных в течение жизни. Никакая психологическая черта не является только

прирожденной. Проявление параметров нервной системы может быть только в экстремальных

критериях.

Главные Характеристики Характера:

1. СЕНЗИТИВНОСТЬ - появление психологических реакций на наружные либо внутренние

раздражители меньшей силы.

2.РЕАКТИВНОСТЬ - сила чувственной реакции на наружные либо внутренние раздражители.

3. АКТИВНОСТЬ - энергия, с которой человек повлияет длительно на окружающую

среду, преодолевает препятствия. Если у человека преобладает реактивность, то он действует под воздействием случайных событий. Если преобладает активность, то человек действует обдуманно.

4. ТЕМП РЕАКЦИЙ - скорость протекания психологических процессов и реакций.

5. ПЛАСТИЧНОСТЬ - упругость, легкость приспособления к новым изменяющимся условиям.

6. РИГИДНОСТЬ - инертность, косность, нечувствительность к изменению критерий.

7. ЭКСТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ - проявляется в завышенной общительности, открытости

внутреннего мира и энтузиазма к другим людям.

8. ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ - необщительность, замкнутость, отсутствие энтузиазма к другим и склонности к углубленному самоанализу.

Проявление параметров характера находится в зависимости от ряда критерий. Это ведет к тому, что люди разных темпераментов в различных критериях могут проявлять очень схожие свойства и психологические особенности, тогда как в схожих критериях они проявляют прямо обратные свойства и особенности.

4. Психическая Черта Характера.

САНГВИНИК.

Очень ловкий, просто схватывает движения, любит плясать. Пластичен как ящерица. Засыпает стремительно и просто пробуждается. Встает рано. Любит лазать на деревья, на крыши, очень качаться на качелях. Ест охотно, но мало. Жива мимика, выразительные движения. Живой энтузиазм ко всему, что завлекает его внимание. Энергичен, работоспособен. На уроке тянет руку, любит длительно работать, не утомляется. За хоть какое новое дело берется с радостью. Быстрота мозга и психологических процессов. Очень музыкален. Для него очень принципиально общение. Интересуется людьми, их заботами, делами, интересами. Это человек, который может безпрерывно болтать с окружающими, даже если лицезреет человека в первый раз.

Просто запамятывает нехорошее, не злопамятен, стремительно сходится с новыми людьми. В новейшей компании просто осваивается, у него богатая натура, людская теплота, что располагает к нему людей. Способен продуктивно использовать прошедший опыт, что позволяет уверенно себя ощущать. Просто возникают новые привычки.

Обожают абстрактные дискуссии. Речь цветиста, время от времени может уйти от смысла разговора. Сентиментален, активен, работоспособен при наличии увлекательного дела. Чувства просто появляются и сменяются. Может хохотать по малозначительному поводу. Несущественный факт

может рассердить. Непостоянен, поверхностен, просто отвлекается, рассеян, разбросан, легкомысленен, несерьёзен, беззаботен. Если дело не нравится, то может кинуть.

ФЛЕГМАТИК

Ест с наслаждением, практически все кушания - его возлюбленные. Он охотно идет в кровать, дремлет длительно и прочно. Отлично работают «биологические часы». Любит посиживать. Прогуливается и гласит медлительно, серьезно. Ведает со всеми подробностями. Задумывается медлительно, «тугодум». Любит слушать и читать одно и то же. Музыкален, никогда не фальшивит.

Обучается отлично, имеет точный сформированный почерк. Если его не торопить, то делает все задания, крепко усваивая новый материал. Имеет надежную память и любовь к упражнениям.

Не общителен, контакты затруднены. Тяжело расставаться со старенькыми привычками. Не может

резко поменять что-либо в собственной жизни. Предпочитает плавное ее течение в духе старенькых традиций. Имеет собственный свой взор на вещи, который не стремится навязать окружающим.

Не любит пускать в собственный внутренний мир. Прячет свои чувства, не много эмоционален, мимика

и движения бедные, не выразительные. Отстраненность позволяет быть более критическим и

хладнокровным в собственных суждениях. Отсюда склонность иронизировать над другими и над самим собой.

В разговоре даже со знакомыми особенно сдержан. Мыслит определенными категориями, фактами и аргументами. Определенная способность предвосхищать будущее на базе фактов. Старается спланировать все свои деяния, предугадать все вероятные варианты, тем затягивая принятие решения.

Лишне пунктуален, любит порядок. Стараются осознать предпосылки, структуры и связи фактов и событий. Сложные трудности и вопросы могут доступно разъяснить другим. Четкое и искусное владение языком упрощает задачку. Привычки и формы поведения стойкие. Изредка горячится, выдержан, но вял и безучастен к окружающим.. Ленив и безволен. Любит тепло.

МЕЛАНХОЛИК

Аппетит не очень неплохой. В еде разборчив, любит сладкое, фрукты. Поздно засыпает, потому что в кровати любит размышлять и придымывать разные истории. Тяжело пробуждается, ощущает себя усталым, длительно находится в нехорошем настроении. Опасается прохладной воды. Больше всего любит тепло, но не жару. Ласковый ребенок, требующий любящего внимания.

Любит плясать музыкально-ритмические упражнения. Музыкален, любит петь. Выискивает черные, скрытые уголки для размышлений. Небольшой эгоист. Желает быть в центре внимания. Ему нужен человек, которому он мог бы доверять на сто процентов. При обучении необходимо выбирать такие истории, которые взволнуют, принудят запамятовать о собственных дилеммах. Не может продолжительно задерживать внимание, стремительно утомляется, малая работоспособность. Тяжело усваивает новый материал, но усваивает крепко. В новейшей обстановке скрывается, забивается в угол, замирает.

Не общителен, контакты затруднены. Тяжело расстается со старенькыми привычками. Злопамятен, молчалив, мелочен, пунктуален, любит порядок. Не любит резко поменять что-либо в собственной жизни, предпочитает плавное, стабильное течение. Очень развита интуиция на людей и ситуации, основанная на возможности использовать собственный прошедший опыт. Поражают тонкие и четкие суждения о людях и умение отыскивать к каждому подход. Просто читают по лицам, стремительно определяет настроение и чувства других людей. Необыкновенно дипломатичен, сентиментален.

Не любит открывать собственный внутренний мир, никого не пускает в него. Остро чувствует симпатию и антипатию по отношению к для себя. Не могут продолжительно заниматься одним делом. Предпочитают деятельность, связанную со размеренным, точным распорядком и строго ограниченными обязательствами. Это глубочайший, содержательный человек, но замкнут, боязлив, тревожен, запальчив.

ХОЛЕРИК

Дремлет мало, пробуждается стремительно и просто. Нужно иметь место, где он мог бы

свободно двигаться: прыгать, бегать, валяться. Ест мало, в еде не привередлив. Походка энергичная, пятки стучат. Любит физическую нагрузку. Учёба дается не всегда просто, потому что длительно задерживать внимание тяжело. Если внимателен, то стремительно схватывает главное, просто запоминает.

Артистичен, эмоционален, деятелен, принципиален, энергичен, любит рисковать. Принципиально находиться в центре внимания, иметь возможность высказывать свое мировоззрение. Любит ассоциировать себя с другими и охотно вступает в конкурентнсть. Любит спорить и возражать по хоть какому поводу. Не злопамятен, просто запамятывает прошедшее. Прямолинеен, непосредствен.

У него все «на лице написано». Не сдается, не отступает, упрямо идет к собственной цели. Сильное рвение к победе и воля к успеху является источником природного авторитета. От него ожидают решения в критичных ситуациях. Не склонен к долговременному обдумыванию поступков и действий. Поначалу сделает, позже поразмыслит. Нетерпелив, необуздан, несдержан, запальчив.

Вокруг него все движется, что-то происходит, бурлит. Его активность необыкновенно заразна. Действует способом проб и ошибок. Любит всё понятное, конкретное, реальное, постижимое. Итог должен быть удобным и ощутимым. Склонен к импровизации в достижении цели. Оптимист. Любит быть первым и исключительным. Завышенная возбудимость, большая, чувственность.

Нрав.

ПЛАН:

1. Понятие нрава.

2. Физиологические базы нрава.

3. Структура нрава.

4. Характеристики нрава.

5. Выразительные признаки нрава.

1. Нрав - это личное сочетание существенных параметров личности,
выражающие отношение человека к реальности и отражающееся в его поведении.

2. Физиологической основой нрава является сплав параметров ВНД и сложной устойчивой
системы нервных связей, выработанных в итоге личного актуального опыта.

В физиологической базе более важную роль играют системы временных связей, потому что они предназначают отдельные черты и весь нрав в целом.

Нрав плотно сплетен с типом ВНД и возможностями. Характер обуславливает форму проявления черт нрава и в то же время характер меняется под воздействием нрава. Общественно-историческая эра сформировывает черты нрава, обычные для данной эры. Индивидуально-своеобразные условия жизни сформировывают личные черты нрава. ЧЕРТА нрава - персональная, обычная форма поведения человека, в какой реализуется его отношение к реальности.

3. СТРУКТУРА Нрава состоит из НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ и ВОЛЕВЫХ
ЧЕРТ.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ включает:

- отношение к другим (чуткость, тактичность, вежливость, общительность и т.д.);

- отношение к деятельности (трудолюбие, добросовестность, инициативность и т.д.);

- отношение к для себя (скромность, гордость, самокритика, чувство собственного плюсы и

т.д.);

- отношение к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).
ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ (целеустремленность, самостоятельность, решительность, напористость,
выдержка, дисциплинированность, мужество, смелость).

4. Характеристики Нрава.

1). Моральная воспитанность нрава - соответствие нрава моральным нормам и

правилам поведения в обществе.

2). Цельность нрава - отсутствие противоречий в рвениях и интересах. Единство

слова и дела.

3). Полнота нрава - многосторонние рвения и увлечения человека.

4). Определенность нрава - устойчивость в поведении.

5). Сила нрава - энергия, с которой человек преследует поставленные цели.

6). Твердость нрава - последовательность действий и упорство человека, умение отстоять

свои взоры.

7). Уравновешенность нрава самое среднее для деятельности и общения соотношение сдержанности и активности.

5. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ Нрава:

1). Поступки и деяния (сознательные и прднамеренные)

2). Особенности речи (звучная - тихая, стремительная - неспешная, многословие - замкнутость,

чувственность - тихость)

3). Внешний вид (ухмылка, хмурость, походка, как стоит человек и т.д.)

Возможности: ПЛАН:

1. Понятие возможностей.

2. Соотношение задатков и возможностей.

3. Виды возможностей.

4. Возможности и типология людей.

1. Возможности - индивидуально-психологические особенности личности,

обеспечивающие фуррор в деятельности и легкость овладения ею.

ТАЛАНТ (даровитость) - высочайший уровень развития возможностей, проявляющийся в

творческих достижениях.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющим выдающееся значение для жизни общества.

Возможности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, как индивидум при иных равных критериях стремительно и основательно, просто и крепко осваивает методы ее организации и воплощения.

Возможности плотно сплетены с направленностью личности, с тем, как устойчивы склонности человека к той либо другой деятельности. В базе схожих достижений при выполнении какой-нибудь деятельности могут лежать разные возможности. В то же время одна и та же способность может быть условием удачливости разных видов деятельности. Это обеспечивает способности широкой компенсации возможностей. Очень важен вопрос о сензитивных периодах, благоприятствующих становлению тех либо других возможностей.

Высококачественный анализ возможностей ориентирован на выявление таких личных черт человека, которые нужны для действенного воплощения какого-нибудь определенного вида деятельности.

Количественное измерение возможностей охарактеризовывают меру их выраженности. Нередко употребляются испытания. Уровень и степень развития возможностей выражают понятия талант и гениальность.

3. ЗАДАТКИ - прирожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга,
являющиеся индивидуально-природной основой (предпосылкой) для развития возможностей.

Соответствующим для задатков будет то, что они сами по для себя ещё не на что не ориентированы. Задатки оказывают влияние, но не решающим образом на формирование и развитие возможностей, которые формируются прижизненно в итоге деятельности и воспитания. К главным составляющим природных различий возможностей относятся:

- определенные характеристики нервной системы;

- познавательная активность и саморегуляция;

- особенности строения анализаторов (органов эмоций);.

Задатки обуславливают различные пути формирования возможностей, также оказывают влияние на уровень заслуги и быстроту развития возможностей. Критериями формирования возможностей являются:

- теоретический и практический опыт;

- познания;

- физическая и интеллектуальная активность, связанная с выполнением определенных целей и
приобщением к разным видам деятельности;

- наблюдательность, отменная память, яркость воображения.

Возможности имеют соц происхождение, как следует, условием для развития задатков человека является Соц СРЕДА.

Вместе с природными, естественными задатками есть Специальные людские возможности (литературные, сценические, конструктивные и т.д.).

Естественные возможности формируются на базе прирожденных задатков. Специальные задатки не определяются био законами. Они становятся вероятными, так как у человека возникает особенная форма передачи достижений следующим поколениям при помощи орудий, языка, произведений искусства.

Специальные возможности - это новые образования, которые формируются в

личном развитии человека в связи с присвоением общественно-исторического опыта

предыдущих поколений.

3. ВИДЫ Возможностей:

1). ОБЩИЕ Возможности - личные характеристики личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении познаниями и осуществлении разных видов деятельности. 2). Особые Возможности - система параметров личности, которая помогает

добиться больших результатов в какой-нибудь области деятельности. 3). РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ Возможностей - обеспечивает высочайшее умение

усваивать познания, овладевать деятельностью. 4). ПРОДУКТИВНЫЙ (ТВОРЧЕСКИЙ) УРОВЕНЬ Возможностей - обеспечивает

создание нового, необычного.

Все виды возможностей взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества и всякая творческая деятельность не вероятна без репродуктивной.

Различают также ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям) и ПРАКТИЧЕСКИЕ (склонность человека к определенным практическим действиям) Возможности.

Из особых возможностей можно выделить ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ возможности, которые включают:

- личностные свойства (любовь к детям, выдержку и самообладание, терпимость и т.д.);

- дидактические возможности (умение разъяснять материал, речевые возможности,
перцептивные (воспринимающие аудиторию и каждого в отдельности) возможности,
академические (эрудиция в области изучаемого предмета) возможности;

- организационно - коммуникативные возможности (умение объединить коллектив, умение
установить контакт, держать дистанцию, наблюдательность, педагогический такт и т.д.);

- вспомогательные возможности (артистизм, владение ораторским искусством и т.д.).

4. ТИПОЛОГИЯ ЛЮДЕЙ.

Прирожденные возможности мозга конкретно появляются в типологических

особенностях человека. И.П. Павлов выделил две типологии людей:

1). зависимо от типа ВНД, являющейся основой характера человека. Тип ВНД оказывает существенное воздействие на развитие возможностей человека

2). Зависимо от соотношения сигнальных систем. ВНД человека характеризуется наличием в ней 2-ух сигнальных систем: 1-ая сигнальная система связана с чувственной, образной обработкой инфы, 2-ая сигнальная система - это речь. Доминирование проявления одной из сигнальных систем позволяет выделить ТРИ ТИПА ЛЮДЕЙ:

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП (доминирование первой сигнальной системы);

2. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП (доминирование 2-ой сигнальной системы);

3. СРЕДНИЙ ТИП (равное консульство сигнальных систем).

Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий мозга.

7. ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ.

ПЛАН:

1. Социально-психологическая черта групп.

2. Ступени развития коллектива.

Группа— это соц общность людей, объединенных на основании ряда признаков и относящихся к содержанию вместе выполняемой деятельности либо нраву общения. УСЛОВНАЯгруппа — существует номинально, списочно. Члены группы не объединены временем и местом, меж ними нет контакта.

РЕАЛЬНАЯгруппа - это реальные люди, контактирующие как живой организм.

БОЛЬШАЯгруппа - страны, цивилизации, партии, классы, социальные общности, выделяемые по проф, возрастным, половым и т.д. признакам. Эти группы действуют на личность через политику, идеологию, культуру.

МАЛАЯгруппа - это малочисленное по составу (до 40 человек) объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся вместе в конкретных личных контактах (семья, класс, компания друзей и т.д.).

ЛАБОРАТОРНАЯгруппа — создается экспериментатором с целью проведения какого-нибудь научного исследования. Существует исключительно в лаборатории.

ЕСТЕСТВЕННАЯгруппа — складывается сама по для себя, появляется и существует исходя из потребностей общества либо включенных в эти группы людей.

ФОРМАЛЬНАЯгруппа (официальная) - создается на базе документа, инструкций и определяется соподчинением людей друг дружке.

НЕФОРМАЛЬНАЯгруппа (неофициальная) - складывается на базе психических мотивов, единых взглядов, симпатий, интересов и т.д.

СЛАБОРАЗВИТАЯгруппа - нет достаточной психической сплоченности, налаженных деловых и личных отношений, верно распределенных обязательств, общепризнанных фаворитов, действенной совместной работы. (В большинстве случаев группы на первых шагах функционирования).

ВЫСОКОРАЗВИТАЯгруппа — все выше перечисленные требования. КОРПОРАЦИЯ- 1). Компании характерна такая деятельность, которая малополезна либо даже вредоносна для общества. 2). Группа, цели деятельности которой замкнуты в ней, «работающие лишь на себя». Дела строятся на ужасе наказания, подозрительности, недоверия друг дружке.

РЕФЕРЕНТНАЯгруппа - настоящая либо условная группа, к которой человек добровольно себя приравнивает либо членом которой желал бы стать. Индивидум находит эталоны для подражания; ценности, нормы и формы поведения становятся важными для человека.

НЕРЕФЕРЕНТНАЯгруппа - психология и поведение которой для индивидума чужды либо безразличны.

АНТИРЕФЕРЕНТНАЯгруппа - поведение и психология членов которой человек не приемлет и осуждает.

КОЛЛЕКТИВ- высшая форма организации людей. Это группа, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненной целям этого общества.

КОЛЛЕКТИВ- группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества.

2. СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА. (А.Г.Ковалёв)

1). СТАДИЯ ПЕРВИЧНОГО СИНТЕЗА - на этой стадии люди приглядываются друг дружке, к руководителю, который знакомит с целями и задачками.

2). СТАДИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - завершается обоюдное исследование, образуются микрогруппы, складывается актив, среднее звено, честные исполнители, пассивные.

3). СТАДИЯ СИНТЕЗА - появляется общество с устойчивыми интересами, едиными установками, единством воли.

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА. (А.Н. Лутошкин).

1. "Песочная россыпь" - вроде все совместно, но каждый сам по для себя.

2. "Мягенькая глина" - появляются 1-ые внутренние связи.

3. "Мерцающий маяк" - преобладает желание трудиться сообща, помогать друг дружке,
быть вкупе, выделяется актив, уже время от времени группа действует как реальный коллектив,
но активность проявляется всплесками.

4. "Красный парус» - один за всех и все за 1-го.

Искренняя заинтригованность во отношениях смешивается с принципиальностью и обоюдной требовательностью. Но не всегда приходят на помощь другому коллективу.

5. "Пылающий факел" - реальный коллектив, но не довольный
своим благополучием и не дожидаясь просьб, торопится на помощь
другому коллективу.

8.МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА

1. Главные понятия. Главные свойства потребностей.

2. Характеристики мотивационной сферы.

1. В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:

побудительная и регуляционная.

Побудительная - побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения.

Регуляционная - регуляция отвечает за то как оно складывается от начала и до конца в определенной ситуации.

Побуждение либо стимуляция связаны с понятиями мотива и мотивации. Они содержат в себе: потребности, интересы, цели, намерения, рвения, побуждения, наружные причины, которые принуждают вести себя спецефическим образом, управление деятельностью и т.д.

Мотив -это осознаваемая причина, лежащая в базе выбора действий и поступков личности. Мотивация -система причин, преобладающих в поведении

- черта процессов, которые стимулируют и поддерживают поведение на обычном (должном) уровне.

- совокупа обстоятельств психического нрава, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного разъяснения требуют последующие стороны поведения: - его появление, длительность, устойчивость, направленность.

Прекращение после заслуги неизменной цели, преднастройка на будущее событие, увеличение эффективности, разумность либо смысловая целостность раздельно взятого поведенческого акта.

Хоть какое поведение разъясняется как внутренними, так и наружными причинами. Они взаимосвязаны: внутренние могут актуализироваться под воздействием определенных ситуаций, и напротив, активизация мотивов и потребностей приводит к изменению ситуаций. К примеру: студенты после самостоятельного исследования не смогли разъяснить новейшую тему. Это подразумевает рассматривание мотивации как цикличного процесса, результатом которого является поведение.

Мотивация как процесс непрерывного выбора и принятие решений на базе взвешивания поведенческих альтернатив (магазин, уборка). Из всех мотивационных понятий более принципиальным являются потребности.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Человек становится личностью, а не рождается ею.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Человек становится личностью, а не рождается ею.