Эдикт магистратов как источник римского частного права.

Эдикт магистратов как источник римского личного права.


Сенатусконсульт как источник римского личного права. Конституции царей как источник римского личного права.

Законы народного собрания как источник римского личного права.

В Старом Риме законом являлось решение комиций – народного собрания. Для этого требовалось содействие 3-х органов римского страны. Такими являлись:

1).Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, теран, претор), был должен поначалу выработать письменный проект закона.

2).Люд, собранный магистратом в комиций, мог принять либо отверг­нуть проект полностью, но не дискуссировал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и поло­жительного либо отрицательного ответа со стороны народа.

3)В конце концов, закон, предложенный магистратом и принятый наро­дом, нуждался в ратификации либо одобрении со стороны сената. Испрошенным законам противополагались к концу рес­публики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя пол­ководцами в завоеванных провинциях.



Сенатусконсульты – постановления римского сената основной формой законодательных актов были с I по III в. н. э. в связи с невыполнимостью нередкого созыва народных собраний. В сенатусконсультах давались общие принципные положения, некие сенатусконсульты можно именовать неоформленными законами. Се­нат не имел законодательной инициативы. Его постановления в большинстве случаев являлись только оформлением предложений правителя.

Императорские конституции – единоличные распоряжения правителя, которые стали признаваться законом с III в. н. э.

Императорские конституции издавались в 4 формах: а) эдикты— общие распоряжения; б) декреты— решения по судебным делам; в) рескрипты — ответы на по­ступавшие к императорам вопросы; г)мандаты— аннотации бюрократам по административным и судебным вопросам.

Императорские конституции были позже кодифицированы римскими юристами. Более известными являются: кодекс Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана. Кодекс Гермотениана был выпущен в дополнение к кодексу Грегориана. Кодекс Феодосия (16 томов) был составлен Восточно-римским царем сначала V в. н. э. получил распространение как на Востоке, так и в Риме. Кодекс Юстиниана вышел в 529 г. н. э. После его составления было запрещено воспользоваться другими кодексами.

Одной из форм правообразования для римского права, являются эдикты магистратов.

Термин «эдикт» происходит от слова говорю и сначало обозначал устное объявление магистрата по тому либо иному вопросу. Со временем эдикт получил особое значение программного объявления, какое делали республи­канские магистры при вступлении в должность. Юрист Гай писал, что в особенности принципиальное значение имели эдикты: 1) преторов правителей провинций, также 2) куруль­ных эдилов, ведавших штатской юрисдикцией по тор­говым делам.

Эдикт, содержав­ший годичную программку деятельности магистрата, называли неизменным. Формально эдикт был обязателен только для того магистрата, которым он был издан, и, как следует, лишь на тот год, в течение которого магистрат находил­ся у власти.

Закон не может исходить от магист­рата, закон выражает волю народа; магистрат же в силу принадлежащей ему особенной власти, называемой imperium, управляет деятельностью суда и в этом порядке дает су­дебную защиту новым публичным отношениям, нуж­давшимся в защите и заслуживавшим ее.

Правотворческая деятельность судебных магистратов развивалась равномерно. Поначалу пре­тор не посягал на авторитет и силу цивильного права и только помогал их осуществлению, подкрепляя общест­венные дела, урегулированные цивильным правом, также и своими исками. Дальше претор сделал последующий шаг: при помощи собственного эдикта он за­полнял пробелы цивильного права. В конце концов, эдикт претора стал включать такие пункты, которые были ориентированы на изменение и исправление цивильного пра­ва. Таким макаром, преторский эдикт, не отменяя фор­мально норм цивильного права, указывал пути для при­знания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки ци­вильному праву, преторский эдикт создавал новые нормы права.


Загрузка...

В итоге таковой правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций сложилась новенькая система норм, получившая заглавие преторское право.

Та особенность правотворчества преторов что они, не имея за­конодательной власти делали новые нормы и ин­ституты права.

Нормы преторского праваполучали значение обыденного права и воспри­нимались цивильным правом .

Во II в. н.э. правитель Адриан возложил на юриста Юлиана кодификацию отдельных постановлений, содер­жавшихся в преторских эдиктах. Выработанная Юлианом окончательная редакция «постоянного эдикта» была одобрена царем и объявлена по­становлением сената постоянной.

С сих пор правотворческая деятельность прето­ра (и других магистратов) закончилась и противополож­ность цивильного и преторского права стала утрачивать значение.




Возможно Вам будут интересны работы похожие на: Эдикт магистратов как источник римского частного права.:


Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Похожый реферат

Cпециально для Вас подготовлен образовательный документ: Эдикт магистратов как источник римского частного права.